В настоящее время законодательство о рекламе не содержит дефиницию понятия наружной рекламы, что может породить неоднозначное понимание и толкование последней, что в свою очередь приводит к подмене данного понятия и его ошибочному применению.
Ключевые слова: наружная реклама, понятие, вид рекламы.
Наружная реклама в настоящее время, бесспорно, является самым доступным рекламным носителем, особенно если сравнивать её с печатными средствами массовой информации, телевидением или радио, показывающая уже не первое десятилетие стабильный уровень эффективности. Помимо этого, для субъективного восприятия она является и самой доступной, практически сама «залезает» человеку в голову, пока он идёт по своим делам, едет в автомобиле или общественном транспорте.
Помимо прочего, этот вид рекламы и его носители могут позитивно (либо негативно) находить своё отражение в эстетическом облике городов, и могут как способствовать безопасности участников дорожного движения, так и угрожать ей.
В иностранном рекламном сленге имеется понятие «аутдор» — (от англ. «outdoor» — за дверью, вне дома) — что означает «находящаяся на открытом воздухе» реклама. Из этого понятия можно выделить самый важный признак наружной рекламы — размещение рекламной информации на открытой местности (здания и дома, уличные конструкции и т. д.).
Однако, несмотря на долгое существование Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Федеральный закон «О рекламе»), который применяется к отношениям в сфере рекламы на всей территории Российской Федерации, какого-либо легального определения понятия «наружной рекламы» в нём не содержится, и такое отсутствие негативно отражается на её правовом регулировании.
Вместе с тем, исходя из ГОСТ Р 52044–2003 (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 № 124-ст.) «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» наружной является реклама, распространяемая в виде плакатов, стендов, щитовых установок, панно, световых табло и иных технических средств. Данное понятие трудно подходит под понятие легального, поскольку имеет свое распространение лишь на автомобильные дороги и по своей сути даёт понятие только рекламным носителям, являющимися средствами размещения рекламы, рекламными конструкциями.
Отсутствие определения понятия наружной рекламы сказывается на присутствии различных подходов органов власти в понимании данного вида рекламы.
Например, Верховный Суд Российской Федерации в своём определении № 305-ЭС19–4394 от 30 мая 2019 г. указал, что Федеральный закон «О рекламе» не содержит определения понятия «наружная реклама» в контексте установления для неё отдельного режима налогообложения, а глава вторая указанного Федерального закона просто перечисляет отдельные способы распространения рекламы, где среди прочих в статье 19 указана наружная реклама.
В свою очередь, Федеральная антимонопольная служба в своём в пункте 8 письма от 27 декабря 2017 г. № АК/92163/17 «О разграничении понятий вывеска и реклама» прямо указала, что статья 19 Федерального закона «О рекламе» определяет порядок размещения не любой наружной рекламы, а лишь той, которая распространяется с помощью рекламных конструкций, то есть с использованием технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктах движения общественного транспорта.
То есть, органами государственной власти понятие наружной рекламы фактически сужается до понятия рекламоносителей, либо специально предусмотренных конструкций, которые устанавливаются необходимым образом.
Принимая во внимание отмеченные позиции, необходимо отметить, что для формирования единообразного подхода правоприменителя и органов судебной власти, достижения терминологической целостности и непротиворечивости, наиболее полного отражения интересов субъектов рекламной отрасли и защиты потребителей рекламы, необходимо введение законодательного определения понятия наружной рекламы.
Подведя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что часть 1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» нуждается в дополнении — включении в неё понятия «наружная реклама», которое чётко должно ответить: «Что? Где? Как?», и учитывая такие признаки наружной рекламы как размещение на открытой местности и стационарность с точки зрения территориального закрепления, закрепить определение понятия наружной рекламы необходимо следующим образом: «Наружная реклама — это такая рекламная информация, которая распространяется с помощью стационарных рекламных конструкций, которые монтируются и располагаются на земельных участках, на наружных участках стен, крыш и иных конструктивных элементах зданий, сооружений, в том числе объектах незавершенного строительства, либо вне их».
Литература:
- Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»: [ред. от 02.08.2019] // «Собрание законодательства РФ», — 2006, № 12, — Ст. 1232.
- Письмо Федеральной антимонопольной службы от 27 декабря 2017 г. № АК/92163/17 «О разграничении понятий вывеска и реклама».
- Богацкая С. Г. Правовое регулирование рекламной деятельности: учеб. пособие / С. Г. Богацкая. — М.: Университетская книга, 2018. — 368 с.
- Кузнецов А. В. Общие требования к рекламе в российском праве / Северо-Кавказский юридический вестник. 2019. № 2. С. 74–77.
- Шишова Н. В. Теория и практика рекламы: Учебное пособие / Н. В. Шишова, А. С. Подопригора, Т. В. Акулич. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 299 с.