Освоение детьми дошкольного возраста математического содержания, является приоритетным в системе образования в силу его особой значимости в познавательном развитии ребенка. В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. Дошкольный возраст — самый благоприятный период для развития математических способностей детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, основная образовательная программа, предъявляют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию детей дошкольного возраста, а именно к их математическому развитию.
Практика показывает, что достаточно много детей испытывает трудности в овладении математическими знаниями. Поэтому, важнейшей задачей педагогов и родителей является развитие у ребёнка интереса к математике, начиная с дошкольного возраста. Приобщение к математике в занимательной и игровой форме поможет в дальнейшем ребенку легче и быстрее усвоить школьную программу по данному предмету. Математика имеет уникальный, развивающий эффект. Ее изучение развивает память, речь, воображение; формирует терпение, настойчивость, творческий потенциал человека. А обучение математике детей без использования математических игр немыслимо, т. к. именно в игре (как ведущем виде деятельности) у них развивается наблюдательность, фантазия, дети учится анализировать, размышлять, справляться с трудностями.
Психологами всего мира признано, что наиболее интенсивное развитие логики и мышления детей приходится на период с 5 до 8 лет. Психолого-педагогическое осмысление этой задачи проведено в работах Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. В. Знаменской, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Эльконина, И. С. Якиманской и других. Т. И. Бабаевой, А. К. Бондаренко, З. А. Михайловой, Т. И Ерофеевой, Б. Н. Никитиным, К. В Шевелевым и др. разработана система занимательных задач, дидактических игр, игр — развлечений детей дошкольного возраста, направленных на эффективное формирование у них математических способностей.
Работазаключается в комбинировании известных методик по развитию математических способностей детей посредством использования игрового занимательного материала на основе логико-математических игр с целью достижения желаемого результата наиболее рациональными путями. [2]
Цель — разработка развивающей системы логико-математических игр, направленных на формирование математических способностей дошкольников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
- Разработать систему занятий по формированию математических способностей с использованием логико-математических игр.
- Исследовать эффективность использования логико-математических игр в процессе формирования математических способностей у дошкольников.
Работа по формированию математических способностей у детей проводилась в несколько этапов:
- Математические игры на развитие математических способностей и логических операций, связанных с ними. Цель подобранных игр: развитие представлений о величине, о числе и количестве, о пространственных и временных представлениях. [1]
- Игры на классификацию, знакомство с геометрическими фигурами, на преобразование фигур. Цель таких игр формировать умение анализировать, сравнивать, обследовать.
- Игры на развитие творческих способностей детей. Цель таких игр развивать умение думать, размышлять, делать свои умозаключения.
На всех этапах организации игровой деятельности с детьми игры варьировались, усложнялись.
В ходе поиска способов преобразования геометрических фигур творческий подход к реализации идеи осваивали в деятельности по аппликации: «Построй домик», «Летим на луну», «Плывет, плывет кораблик». В конструировании, использовались схемы и модели разной степени сложности. Так дети с помощью схем оригами изготовили ракету, оформили самостоятельно открытки к 23 февраля. С целью развития логики, в прогулки включалась исследовательская деятельность и логико–математические игры, при выполнении которых надо было поразмыслить, обследовать.
Была проведена классификация игр [3] , где подобраны игры для детей разного возраста:
– Игры со счетными палочками и палочками Кюизенера: «Найди лишний предмет» — альбом с заданиями; «Сложи узор», «Коврик».
– Игры на развитие творческих способностей: «Чего не хватает», «Что пропущено»
– Игры — головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Математический планшет»
– Словесно — логические игры и упражнения: «Что объединяет? Чего не хватает».
– Лабиринты.
– Игры с Блоками: «Построй дорожку», «Необычные фигуры».
– Игры с геометрическим конструктором.
При знакомстве детей с цифрами, используются математические игры [5]: «Выложи цифру из палочек»; «Собери цифру правильно»; «Слепи из пластилина»; «На что похожа цифра?»; «Назови предметы, напоминающие цифру». Часто используется в работе игра «Изобрази цифру». Дети показывают цифру руками, пальцами. В парах детям нравиться писать друг у друга на спине или на ладошке.
«Игры Воскобовича» прекрасный материал для интеллектуального развития. В игре «Математический планшет» дети с большим удовольствием и интересом составляют различные цифры при помощи цветных резинок. Здесь же идёт закрепление знаний цвета.
Знакомство детей с миром геометрических фигур проходит с помощью различных геометрических конструкторов, использовать которые можно как в организованной образовательной деятельности детей, так и в свободное время. К таким играм относятся: «Формы», «Геометрическая мозаика».
Эти игры направлены на развитие пространственного воображения детей. Они развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепляют название цветов и геометрических фигур. Знакомя с геометрическими фигурами, используем словесную игру «Пара слов». Мы говорим «Круг».
Очень часто используются игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложняются: предлагаем детям составить 2 равных квадрата из 7 палочек, квадрат из двух палочек, используя угол стола.
Для развития пространственных ориентировок у детей была подобрана серия упражнений (лабиринты): «Помоги зайчику добраться до своего домика», «Помогите каждому муравью попасть в свой муравейник».
В работе использовались игры и упражнения, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления.
Большую роль в работе играет использование игровых наборов: «Блоки Дьенеша», «Цветные палочки Куизенера», «Логоформочки», «Игровизор», «набор «Сложи узор» Никитина», «Кубики для всех», «Уникуб».
Поддерживался интерес к играм с помощью загадок, стихотворений, сказок, скороговорок.
Воспитанию интереса к логико–математическим играм способствовало осознание детьми своих успехов, навыков и умений. Ребёнок, который составил интересный силуэт, решил задачу — стремится к новым достижениям, к новым открытиям и исследованиям постепенно развивая детскую самостоятельность, инициативу, творчество.
Вся работа проводилась в сотрудничестве с родителями. Это сотрудничество включало в себя:
– Анкетирование родителей «Формирование математических способностей у детей»
– Родительские собрания по ознакомлению с направлениями работы по математическому развитию дошкольников;
– Консультации для родителей
Работа строилась так, чтобы родители создавали и обогащали развивающую среду дома с целью стимулирования умственных процессов.
Благодаря совместной деятельности с родителями, проведя итоговую диагностику [4] и сравнив результаты, мы получили следующее: результаты в начале работы -высокий уровень составил 8 %, средний 40 %, низкий уровень 52 %, а в конце, после того как в течении всего времени на занятиях по математике использовались логико-математические игры -высокий уровень составил 30 %, средний 50 %, а низкий 20 %.
Анализ результатов показал положительную динамику в развитии математических представлений в группе: число детей с высоким уровнем увеличилось на 22 %, средний уровень увеличился на 10 %. Количество детей с низким уровнем развития математических представлений уменьшилось на
32 %.
Результаты диагностики подтверждают: игры позволили организовать сложный процесс развития логических приемов мышления в интересной для ребёнка форме, придать умственной деятельности увлекательный, занимательный характер, что помогло в процессе игры решить даже те задачи, которые в других условиях дошкольнику кажутся невыполнимыми.
Таким образом, логико-математическая игра является средством развития математических способностей у дошкольников в познавательной и самостоятельной деятельности детей.
Литература:
- Бондаренко А. К. «Словесные игры в детском саду». Пособие для воспитателей детского сада. Изд.2-е, испр. и дополн. — М.: Просвещение, 1997.
- Выготский, Л. С. Мышление и его развитие детском возрасте [Текст] / Под ред. М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик. — М.: Педагогика, 2004. — 418 с.
- Давайте поиграем: Математические игры для детей 5–6 лет / Под ред. А. А. Столяра- М.: Просвещение, 1991.
- Колесникова Е. В. Диагностика математических способностей детей 6–7 лет [Текст] / Е. В. Колесникова. — М.: Сфера, 2018. — 32 с. — (Математические ступеньки)
- Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников»: Книга для воспитателя дет.сада.-2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1990.-94