В данной статье раскрывается политическое, правовое, экономическое, инвестиционное, финансовое и научно-техническое сотрудничество между Узбекистаном и Европейским Союзом. Подчеркивается, что Европейский союз превратился в четвертого крупнейшего торгового партнера Узбекистана. Говорится, что на сегодняшний день в Узбекистане действует 939 предприятий с участием инвестиций из ЕС, включая 667 совместных предприятий и 272 компании со 100 % европейским капиталом в различных отраслях экономики. Отмечается, что в отношениях Узбекистана и ЕС особое внимание уделяется сотрудничеству в области образования.
Ключевые слова: мировое сообщество, Европейский Союз, Европейская комиссия, Европарламент, Центральная Азия, Всемирная торговая организация, торговый партнер, инвестиции, грантовые соглашения, импорт, экспорт, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, сотрудничество в области образования.
В интеграции Узбекистана в мировое сообщество особое место занимают установление и дальнейшее углубление взаимовыгодных связей со странами Европейского Союза. Соглашение «О партнерстве и сотрудничестве» между Узбекистаном и Европейским Союзом, подписанное 21 июня 1996 г. во Флоренции и вступившее в силу 1 июля 1999 г., создало правовую базу взаимоотношений нашей страны со странами Европейского Союза. [1.c.302].
Работа над этим соглашением началась еще в 1994 г. после глубокого изучения вопроса Европейской комиссией и Советом, а также Европарламентом. ЕС в конце 1995 г. принял решение о начале переговоров. В середине 1996 г. начались официальные переговоры между сторонами. Переговоры между Республикой Узбекистан, Европейской комиссией и членами Европейского Союза велись в Брюсселе (1 раунд) и Ташкенте (2 раунд). [2.c.199]. Благодаря подписанию этого договора, Узбекистан вступил в сотрудничество с 15 европейскими государствами на официальной правовой основе. Договор предусматривает сотрудничество в политической, правовой, экономической, инвестиционной, финансовой, научно-технической и многих других сферах. Стороны договорились о создании благоприятных условий для взаимной торговли и о свободном транзите товаров на территории своих стран.
Договор «О партнерстве и сотрудничестве» Узбекистана с Европейским Союзом представляет собой соглашение, основанное на равноправии сторон. Его практическая ценность состоит в том, что он позволил Узбекистану более активно включиться в общемировую политику и экономику.
В рамках продолжения стратегии ЕС в Центральной Азии на период 2014–2020 гг. было принято решение о выделении 168 млн. евро для реализации национальных проектов в Узбекистане, в основном, в сфере развития сельских регионов. При этом важным было обеспечение имплементации пилотных проектов с использованием комплексного подхода, который охватывал вопросы ирригации, социального и инфраструктурного развития, поддержку малого и среднего предпринимательства, привлечение новейших технологий сельскохозяйственного производства, таких как интенсивное садоводство, капельное орошение и др.
Евросоюз оказал помощь Узбекистану для вхождения в Всемирную торговую организацию и в развитии ряда отраслей сельского хозяйства. Договоренность была достигнута в ходе очередного заседания ЕС — Узбекистан, которое состоялось 14 июля 2018 г. в Брюсселе. Так, в течение года были реализованы грантовые соглашения по ряду проектов. В частности, 30 млн евро выделено на проект по устойчивому управлению водными ресурсами в Ферганской долине, 15 млн евро — на развитие сектора животноводства, 5 млн. евро — на проект «Развитие навыков трудоустройства в сельских регионах». В начале 2019 года ЕС выделил грант в размере 40 млн евро на поддержку расходов государственного бюджета. По сообщению Госкомитета по инвестициям, в Узбекистане при содействии ЕС реализуется 25 проектов на общую сумму более 100 млн евро.
Одновременно новые торговые соглашения связывают Узбекистан с зарубежными странами. Так, Европейский союз превратился в четвертого крупнейшего торгового партнера Узбекистана. В первом квартале 2018 года товарооборот ЕС — Узбекистан составил 609,1 млн. долл. По информации Министерства внешней торговли Узбекистана, сумма импорта из стран ЕС в Узбекистан оценивается в 507,4 млн. долл., сумма экспорта — 101,7 млн. долл., из которых удельный вес экспорта химической продукции составляет 46,2 %, доля услуг — 28,1 %.
На территории Узбекистана действует 939 предприятий с участием инвестиций из ЕС, включая 667 совместных предприятий и 272 компании со 100 % европейским капиталом в различных отраслях экономики, включая автомобилестроение, фармацевтику, нефтегазовую, химическую, текстильную и другие сферы. В последние годы успешно реализованы крупные совместные инвестиционные проекты с такими всемирно известными европейскими компаниями, как «МАН», «Даймлер», «Клаас», «Лемкен», «Ритер», «Нестле», «Эйрбас», «Тальго», «Максам» и др. [3.c.78].
Руководитель подразделения Европейской службы внешних действий отметил, что ЕС готов оказать содействие Узбекистану в увеличении экспорта сельскохозяйственной продукции в ЕС «путем развития системы сертификации продовольственной продукции согласно требованиям законодательства Евросоюза по безопасности пищевой продукции». По оценкам Евросоюза, создание в Узбекистане системы контроля качества и безопасности пищевых продуктов, которая будет признана в ЕС, откроет широкие возможности для экспорта узбекского продовольствия на европейский рынок.
Между Узбекистаном и ЕС создана прочная институциональная база в форме совместных двусторонних и многосторонних органов взаимодействия, в том числе Совет сотрудничества и другие структуры.
Как отметил Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиеев: «…мы продолжим наш диалог с Всемирной торговой организацией и работу по заключению с Европейским Союзом нового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Кроме того, в этом году ожидается проведение двусторонних и многосторонних встреч на высшем уровне — с руководителями Европейского Союза. В ходе этих встреч предусматривается принятие перспективных проектов и программ, отвечающих интересам нашего народа». [4.c.2].
В отношениях Узбекистана и ЕС особое внимание уделяется сотрудничеству в области образования. В частности, представители университетов и научно-исследовательских институтов Узбекистана участвовали в программах и проектах ЕС: Темпус, Эрасмус Мундус и др.
Кроме того, образовательные обменные программы в рамках Темпус были достаточно полезными для молодых преподавателей и ученых Узбекистана в проведении ими исследовательских и образовательных работ в университетах стран Европейского Союза.
Известно, что большую часть населения Узбекистана представляет молодежь, поэтому образование и профессиональное обучение должны стать главными приоритетами отношений Узбекистана и ЕС в двустороннем и многостороннем партнерстве. Целесообразно создание в Узбекистане филиалов ведущих ВУЗов стран-членов ЕС, что позволит развивать межвузовский обмен, активизирует получения содействия европейских стран в совершенствовании системы высшего образования в республике. В будущем для Узбекистана важно развивать активное партнерство в области науки со странами-членами ЕС. Партнерство Узбекистана с Европейским Союзом важно для дальнейшего реформирования и укрепления стабильности в стране.
Таким образом, Узбекистан заинтересован в дальнейшем укреплении взаимопонимания и углублении взаимовыгодного сотрудничества с Европейским Союзом, как на многосторонней, так и на двусторонней основе.
Литература:
- Усманов К. История Узбекистана. Т., 2006.
- Акрамов Ш. Политическая наука. Т., 2012.
- История международных отношений Республики Узбекистан. Отв. ред. Р.Фармонов. Т., 2017.
- Народное слово. 25 января 2020 г.
- Политическое развитие и международное положение посткаримовского Узбекистана. — Текст : электронный // International Science Complex Astana : [сайт]. — URL: http://isca.kz/ru/analytics-ru/3029 (дата обращения: 01.10.2020).