Основные направления политики Республики Узбекистан в отношении Европейского Союза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №40 (330) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 01.10.2020

Статья просмотрена: 435 раз

Библиографическое описание:

Юсупалиева, Д. К. Основные направления политики Республики Узбекистан в отношении Европейского Союза / Д. К. Юсупалиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 40 (330). — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/archive/330/73885/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье раскрывается политическое, правовое, экономическое, инвестиционное, финансовое и научно-техническое сотрудничество между Узбекистаном и Европейским Союзом. Подчеркивается, что Европейский союз превратился в четвертого крупнейшего торгового партнера Узбекистана. Говорится, что на сегодняшний день в Узбекистане действует 939 предприятий с участием инвестиций из ЕС, включая 667 совместных предприятий и 272 компании со 100 % европейским капиталом в различных отраслях экономики. Отмечается, что в отношениях Узбекистана и ЕС особое внимание уделяется сотрудничеству в области образования.

Ключевые слова: мировое сообщество, Европейский Союз, Европейская комиссия, Европарламент, Центральная Азия, Всемирная торговая организация, торговый партнер, инвестиции, грантовые соглашения, импорт, экспорт, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, сотрудничество в области образования.

В интеграции Узбекистана в мировое сообщество особое место занимают установление и дальнейшее углубление взаимовыгодных связей со странами Европейского Союза. Соглашение «О партнерстве и сотрудничестве» между Узбекистаном и Европейским Союзом, подписанное 21 июня 1996 г. во Флоренции и вступившее в силу 1 июля 1999 г., создало правовую базу взаимоотношений нашей страны со странами Европейского Союза. [1.c.302].

Работа над этим соглашением началась еще в 1994 г. после глубокого изучения вопроса Европейской комиссией и Советом, а также Европарламентом. ЕС в конце 1995 г. принял решение о начале переговоров. В середине 1996 г. начались официальные переговоры между сторонами. Переговоры между Республикой Узбекистан, Европейской комиссией и членами Европейского Союза велись в Брюсселе (1 раунд) и Ташкенте (2 раунд). [2.c.199]. Благодаря подписанию этого договора, Узбекистан вступил в сотрудничество с 15 европейскими государствами на официальной правовой основе. Договор предусматривает сотрудничество в политической, правовой, экономической, инвестиционной, финансовой, научно-технической и многих других сферах. Стороны договорились о создании благоприятных условий для взаимной торговли и о свободном транзите товаров на территории своих стран.

Договор «О партнерстве и сотрудничестве» Узбекистана с Европейским Союзом представляет собой соглашение, основанное на равноправии сторон. Его практическая ценность состоит в том, что он позволил Узбекистану более активно включиться в общемировую политику и экономику.

В рамках продолжения стратегии ЕС в Центральной Азии на период 2014–2020 гг. было принято решение о выделении 168 млн. евро для реализации национальных проектов в Узбекистане, в основном, в сфере развития сельских регионов. При этом важным было обеспечение имплементации пилотных проектов с использованием комплексного подхода, который охватывал вопросы ирригации, социального и инфраструктурного развития, поддержку малого и среднего предпринимательства, привлечение новейших технологий сельскохозяйственного производства, таких как интенсивное садоводство, капельное орошение и др.

Евросоюз оказал помощь Узбекистану для вхождения в Всемирную торговую организацию и в развитии ряда отраслей сельского хозяйства. Договоренность была достигнута в ходе очередного заседания ЕС — Узбекистан, которое состоялось 14 июля 2018 г. в Брюсселе. Так, в течение года были реализованы грантовые соглашения по ряду проектов. В частности, 30 млн евро выделено на проект по устойчивому управлению водными ресурсами в Ферганской долине, 15 млн евро — на развитие сектора животноводства, 5 млн. евро — на проект «Развитие навыков трудоустройства в сельских регионах». В начале 2019 года ЕС выделил грант в размере 40 млн евро на поддержку расходов государственного бюджета. По сообщению Госкомитета по инвестициям, в Узбекистане при содействии ЕС реализуется 25 проектов на общую сумму более 100 млн евро.

Одновременно новые торговые соглашения связывают Узбекистан с зарубежными странами. Так, Европейский союз превратился в четвертого крупнейшего торгового партнера Узбекистана. В первом квартале 2018 года товарооборот ЕС — Узбекистан составил 609,1 млн. долл. По информации Министерства внешней торговли Узбекистана, сумма импорта из стран ЕС в Узбекистан оценивается в 507,4 млн. долл., сумма экспорта — 101,7 млн. долл., из которых удельный вес экспорта химической продукции составляет 46,2 %, доля услуг — 28,1 %.

На территории Узбекистана действует 939 предприятий с участием инвестиций из ЕС, включая 667 совместных предприятий и 272 компании со 100 % европейским капиталом в различных отраслях экономики, включая автомобилестроение, фармацевтику, нефтегазовую, химическую, текстильную и другие сферы. В последние годы успешно реализованы крупные совместные инвестиционные проекты с такими всемирно известными европейскими компаниями, как «МАН», «Даймлер», «Клаас», «Лемкен», «Ритер», «Нестле», «Эйрбас», «Тальго», «Максам» и др. [3.c.78].

Руководитель подразделения Европейской службы внешних действий отметил, что ЕС готов оказать содействие Узбекистану в увеличении экспорта сельскохозяйственной продукции в ЕС «путем развития системы сертификации продовольственной продукции согласно требованиям законодательства Евросоюза по безопасности пищевой продукции». По оценкам Евросоюза, создание в Узбекистане системы контроля качества и безопасности пищевых продуктов, которая будет признана в ЕС, откроет широкие возможности для экспорта узбекского продовольствия на европейский рынок.

Между Узбекистаном и ЕС создана прочная институциональная база в форме совместных двусторонних и многосторонних органов взаимодействия, в том числе Совет сотрудничества и другие структуры.

Как отметил Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиеев: «…мы продолжим наш диалог с Всемирной торговой организацией и работу по заключению с Европейским Союзом нового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Кроме того, в этом году ожидается проведение двусторонних и многосторонних встреч на высшем уровне — с руководителями Европейского Союза. В ходе этих встреч предусматривается принятие перспективных проектов и программ, отвечающих интересам нашего народа». [4.c.2].

В отношениях Узбекистана и ЕС особое внимание уделяется сотрудничеству в области образования. В частности, представители университетов и научно-исследовательских институтов Узбекистана участвовали в программах и проектах ЕС: Темпус, Эрасмус Мундус и др.

Кроме того, образовательные обменные программы в рамках Темпус были достаточно полезными для молодых преподавателей и ученых Узбекистана в проведении ими исследовательских и образовательных работ в университетах стран Европейского Союза.

Известно, что большую часть населения Узбекистана представляет молодежь, поэтому образование и профессиональное обучение должны стать главными приоритетами отношений Узбекистана и ЕС в двустороннем и многостороннем партнерстве. Целесообразно создание в Узбекистане филиалов ведущих ВУЗов стран-членов ЕС, что позволит развивать межвузовский обмен, активизирует получения содействия европейских стран в совершенствовании системы высшего образования в республике. В будущем для Узбекистана важно развивать активное партнерство в области науки со странами-членами ЕС. Партнерство Узбекистана с Европейским Союзом важно для дальнейшего реформирования и укрепления стабильности в стране.

Таким образом, Узбекистан заинтересован в дальнейшем укреплении взаимопонимания и углублении взаимовыгодного сотрудничества с Европейским Союзом, как на многосторонней, так и на двусторонней основе.

Литература:

  1. Усманов К. История Узбекистана. Т., 2006.
  2. Акрамов Ш. Политическая наука. Т., 2012.
  3. История международных отношений Республики Узбекистан. Отв. ред. Р.Фармонов. Т., 2017.
  4. Народное слово. 25 января 2020 г.
  5. Политическое развитие и международное положение посткаримовского Узбекистана. — Текст : электронный // International Science Complex Astana : [сайт]. — URL: http://isca.kz/ru/analytics-ru/3029 (дата обращения: 01.10.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, Европейский Союз, Всемирная торговая организация, Европейская комиссия, область образования, сотрудничество, европейский капитал, крупнейший торговый партнер, мировое сообщество, Центральная Азия.


Ключевые слова

экспорт, импорт, инвестиции, Европейский союз, мировое сообщество, Всемирная торговая организация, Центральная Азия, Европейская комиссия, Европарламент, торговый партнер, грантовые соглашения, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, сотрудничество в области образования

Похожие статьи

Взаимовыгодные отношения Узбекистана и Турции

В данной статье отмечается, что Турция первой признала независимость Узбекистана. Говорится о том, что на сегодняшний день для Ташкента первостепенное значение имеет экономическая составляющая двустороннего сотрудничества. Подчеркивается, что уже в 2...

Взаимодействие России и Китая в образовательной сфере

Российская Федерация и Китайская Народная Республика являются партнерами во многих сферах: политической, экономической, социальной и культурной. Цель данной стати раскрыть специфику взаимодействия стран в образовательной сфере, указать ключевые механ...

Анализ взаимной торговли стран Евразийского экономического союза в условиях санкций

Целью статьи является анализ и всестороннее исследование проблем и перспектив развития внешнеэкономических отношений стран ЕАЭС в условиях существующего санкционного режима. Изучение было проведено по таким направлениям как: внешняя и взаимная торгов...

Кыргызская Республика в ООН

В статье рассматривается место и роль новых независимых государств СНГ в мировом сообществе. Становление Кыргызской Республики как светского, демократического правового государства. Интеграция Кыргызстана в мировое сообщество и прежде всего вступлени...

Динамика политического взаимодействия Китая и Кыргызстана в 2019–2022 годах: анализ и актуальные показатели

Современное политическое взаимодействие между Китаем и Кыргызстаном в период с 2019 по 2022 годы оказалось ключевым фактором в формировании и развитии отношений между двумя суверенными государствами. Важным аспектом взаимодействия остается региональн...

Участие Монголии в процессах международной экономической интеграции СВА

В данной статье рассматриваются вопросы эффективного взаимодействия в сфере становления и развития зон свободной торговли. Анализируются степень заинтересованности Монголии в интеграции СВА, ее перспективы и формы участия.

Развитие торгово-экономических отношений между российскими и китайскими предприятиями

В условиях экономической агрессии в отношении Российской Федерации развитие двустороннего доверительного взаимодействия с Китайской народной республикой является приоритетом внешнеэкономической политики России. Китай зарекомендовал себя как надежный ...

Российско-китайское взаимодействие в рамках деятельности Азиатского банка инфраструктурных инвестиций как важная составляющая Экономического пояса Шелкового пути

В 2019 году Россия и КНР, отмечающие 70-летие установления дипломатических отношений, достигли нового уровня взаимодействия. Лидеры стран объявили о вступлении российско-китайских отношений в новую эпоху, что подразумевает еще большую взаимную поддер...

Экономико-правовые аспекты вступления Туркменистана в ВТО

Статья посвящена актуальным вопросам вступления Туркменистана во Всемирную торговую организацию в условиях усиления международной экономической интеграции. По мнению автора, существующая нормативно-правовая база ВТО позволяет Туркменистану в процессе...

Экономическое партнёрство Туркменистана на современном евразийском транспортном пространстве

Сегодня транспорт, связь и логистическая инфраструктура являются неотъемлемой частью человеческого существования и важным условием международного взаимодействия на глобальном, региональном уровнях и двустороннем сотрудничестве стран.

Похожие статьи

Взаимовыгодные отношения Узбекистана и Турции

В данной статье отмечается, что Турция первой признала независимость Узбекистана. Говорится о том, что на сегодняшний день для Ташкента первостепенное значение имеет экономическая составляющая двустороннего сотрудничества. Подчеркивается, что уже в 2...

Взаимодействие России и Китая в образовательной сфере

Российская Федерация и Китайская Народная Республика являются партнерами во многих сферах: политической, экономической, социальной и культурной. Цель данной стати раскрыть специфику взаимодействия стран в образовательной сфере, указать ключевые механ...

Анализ взаимной торговли стран Евразийского экономического союза в условиях санкций

Целью статьи является анализ и всестороннее исследование проблем и перспектив развития внешнеэкономических отношений стран ЕАЭС в условиях существующего санкционного режима. Изучение было проведено по таким направлениям как: внешняя и взаимная торгов...

Кыргызская Республика в ООН

В статье рассматривается место и роль новых независимых государств СНГ в мировом сообществе. Становление Кыргызской Республики как светского, демократического правового государства. Интеграция Кыргызстана в мировое сообщество и прежде всего вступлени...

Динамика политического взаимодействия Китая и Кыргызстана в 2019–2022 годах: анализ и актуальные показатели

Современное политическое взаимодействие между Китаем и Кыргызстаном в период с 2019 по 2022 годы оказалось ключевым фактором в формировании и развитии отношений между двумя суверенными государствами. Важным аспектом взаимодействия остается региональн...

Участие Монголии в процессах международной экономической интеграции СВА

В данной статье рассматриваются вопросы эффективного взаимодействия в сфере становления и развития зон свободной торговли. Анализируются степень заинтересованности Монголии в интеграции СВА, ее перспективы и формы участия.

Развитие торгово-экономических отношений между российскими и китайскими предприятиями

В условиях экономической агрессии в отношении Российской Федерации развитие двустороннего доверительного взаимодействия с Китайской народной республикой является приоритетом внешнеэкономической политики России. Китай зарекомендовал себя как надежный ...

Российско-китайское взаимодействие в рамках деятельности Азиатского банка инфраструктурных инвестиций как важная составляющая Экономического пояса Шелкового пути

В 2019 году Россия и КНР, отмечающие 70-летие установления дипломатических отношений, достигли нового уровня взаимодействия. Лидеры стран объявили о вступлении российско-китайских отношений в новую эпоху, что подразумевает еще большую взаимную поддер...

Экономико-правовые аспекты вступления Туркменистана в ВТО

Статья посвящена актуальным вопросам вступления Туркменистана во Всемирную торговую организацию в условиях усиления международной экономической интеграции. По мнению автора, существующая нормативно-правовая база ВТО позволяет Туркменистану в процессе...

Экономическое партнёрство Туркменистана на современном евразийском транспортном пространстве

Сегодня транспорт, связь и логистическая инфраструктура являются неотъемлемой частью человеческого существования и важным условием международного взаимодействия на глобальном, региональном уровнях и двустороннем сотрудничестве стран.

Задать вопрос