В настоящей статье рассматриваются гарантии равного доступа к образованию в России. В Российской Федерации Конституция декларирует принцип свободного образования для всех людей. При этом государственная власть с уважением относится к такому праву и такой свободе. Актуальность настоящей темы связана с вопросами обеспечения конституционных гарантий реализации права и свободы образования каждому человеку, как важнейшего фактора полноценного социального развития.
Ключевые слова: Конституция, право на образование, конституционные гарантии.
This article examines the guarantees of equal access to education in Russia. In the Russian Federation, the Constitution declares the principle of free education for all people. At the same time, the state authorities respect this right and freedom. The relevance of this topic is related to the issues of ensuring constitutional guarantees for the realization of the right and freedom of education for everyone, as the most important factor in full-fledged social development.
Keyword: The Constitution, the right to education, and constitutional guarantees.
Последнее десятилетие Россия является государством, отмечающим постоянное направленное движение в сторону единого европейского образовательного пространства. В связи с этим одной из важнейших задач государственной политики является реформирование системы образования с учетом возможности беспрепятственной реализации конституционных гарантий в этой правовой сфере.
Так, в Основном законе РФ — Конституции — содержится ст.43, декларирующая равные образовательные права человеку и гражданину [1]. При этом весьма важно, что государство не просто гарантирует общую доступность и бесплатность дошкольного, общего и среднего образования, но и рассматривает его в качестве некого социального обязательства граждан. Стоит отметить также, что бесплатный доступ к средне профессиональному и высшему образованию в рамках государственного или муниципального образовательного учреждения возможен в том случае, если абитуриент конкурентоспособен, то есть его личный рейтинг выше, чем у других конкурсантов. В то же время, законодательством, а именно ст.71 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», определены льготные категории граждан, которые зачисляются в учебные заведения среднего и высшего профессионального образования вне конкурса. К таким категориям относятся:
– дети-сироты или дети, которые остались без попечения родителей, не достигшие двадцатитрехлетнего возраста;
– граждане, имеющие I и II группы инвалидности при условии отсутствия противопоказаний к обучению (подтверждается заключением медико-социальной экспертизы);
– малообеспеченные граждане, не достигшие двадцатилетнего возраста, находящиеся под попечением одного родителя-инвалида I группы;
– некоторые другие граждане (например, участники военных действий) [3].
Однако в самом понятии государственной гарантии права на равный доступ к образованию содержится не только реализация права на образование, но и гарантия предоставления качественных образовательных услуг. Так, государство гарантирует создание благоприятных условий к беспрепятственному доступу для реализации этих прав. Такие условия закреплены не только в самой Конституции РФ, но и представлены в виде норм, посредством которых регулируются правовые отношения в сфере образования. При этом качественная сторона реализации права регламентируется способами, приемами и методами правовой охраны [5].
Важнейшим Законом, в котором конституционные принципы о доступе к образованию нашли свое максимальное развитие, является Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» [3]. Стоит отметить, что для реализации права на образование граждан РФ весьма значима ст.5 настоящего Закона, поскольку именно в ней дано определение государственных гарантий: «Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств» [3]. Таким образом, конституционный принцип в праве на образования и нормы Закона «Об образовании» не допускают какой-либо дискриминации по половому, национальному, религиозному и т. п. признаку.
Кроме этого, стоит уделить особое внимание п.3 ст.5 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». В этом пункте указывается на право граждан получать бесплатное образование: «…гарантируются общедоступность и бесплатность… дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые» [3]. Стоит отметить, что настоящие конституционные принципы основаны на международных правовых актах, которые относят право на получение образования к основным правам каждого человека. Так, указанный принцип закреплен в таких документах, как:
– Европейская конвенция о защите прав человека;
– Конвенция о правах ребенка;
– Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
– Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования;
– Всеобщая декларация прав человека [4].
Стоит сделать особый акцент на норме ст. 5, которая не допускает повторного обучения образовательным программам на безвозмездной основе. То есть, государственная гарантия бесплатного образования распространяются исключительно на получение первого образования равного уровня.
Однако при более детальном изучении Федерального закона «Об образовании» такая «исключительность» получения права на бесплатное образование, по сути, наделена многочисленными факторами-исключениями. Так, если гражданин РФ теряет возможность осуществлять свою профессиональную деятельность по причине какого-либо заболевания или инвалидности, вызванной специфическими условиями труда, он получает право на возможность повторного бесплатного профессионального обучения. При этом факт наличия приобретенных профессиональных заболеваний в настоящей статье рассматривается лишь в качестве яркого примера. В действительности, Закон допускает повторное образование и в иных случаях, если инициация бесплатного обучения того или иного лица происходит от государственной службы занятости и подкрепляется соответствующим направлением.
Стоит отметить, что не каждый абитуриент после сдачи вступительных испытаний становится студентом очной дневной формы обучения. Поскольку РФ позиционирует себя, как демократическое социально-направленное государство, то вполне логичен факт закрепления норм, касающихся социальной защиты граждан, которые совмещают обучение и работу. Так, стоит обратиться к гл.26 Трудового Кодекса РФ, а именно к ст.173 исследуемой главы, в которой указано на обязанность работодателя предоставлять дополнительные оплачиваемые отпуска работникам, обучающихся в государственно-аккредитованных образовательных учреждениях в следующих случаях:
– промежуточная аттестация (40–50 календарных дней) на каждом году обучения; ·
– подготовка и защита выпускной дипломной работы, сдача итоговых государственных экзаменов (160 дней) [2].
Учитывая вышеизложенное, стоит отметить, что указанные гарантии, закрепленные в ТК РФ, распространяются только в том случае, если работник получает первое профессиональное образование соответствующего уровня. Кроме этого, совмещение работы с одновременным обучением в двух различных образовательных учреждениях, дает право гражданину выбрать только одно из них для исполнения гарантий со стороны работодателя. Обучение во втором учебном заведении работодатель не обязан компенсировать каким-либо способом, но данный факт не исключен по взаимной договоренности сторон.
Таким образом, можно утверждать, что право на образование причисляется к основным правам, которыми каждый человек наделяется с момента рождения. Любой человек может гарантированно беспрепятственно реализовать свое право на профессиональное образование. В то же время важно отметить, что данный вид права, как и любое другое основное право человека и гражданина не может быть отчуждено или передано любому другому лицу по какому-либо основанию. Учитывая тот факт, что основное общее образование является обязательным, то никто не может отказаться от этого права, которое в данном контексте выступает в форме гражданской обязанности. Важно понимать, что реализация права на образование направлена, в первую очередь, на социализацию человека. При этом в привычном понимании равного права доступа к получению избранного уровня личного образования, само право тесно связано со свободой образования. Это означает, что в Российской Федерации Конституция декларирует принцип свободного образования для всех заинтересованных лиц. При этом государственная власть с уважением относится к такому праву и такой свободе: учитываются идеологические и религиозные убеждения человека, неограниченный самостоятельный выбор учебного заведения, форм и способов, а также языка для получения образования, если данный выбор не влечет за собой нарушения прав, свобод и безопасности других лиц, организаций, государства.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2020) // Консультант-Плюс (некоммерческая интернет-версия) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (Дата обращения 28.09.2020)
3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) // Консультант-Плюс (некоммерческая интернет-версия) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения 28.09.2020)
4. Вечканова Н. В. Право на образование в Российской Федерации: конституционный аспект. — Южно-Сахалинск. — 2017.
- Задорина М. А. Качество среднего профессионального образования как гарантия реализации конституционного права на среднее профессиональное образование / Теория и практика государственно-правового развития. — Екатеринбург: Правовая парадигма. — 2017. –Т.16. — № 2. –С.71–76