Анализ психолого-педагогической работы по социальной адаптации детей мигрантов и оценка ее результативности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (330) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 05.10.2020

Статья просмотрена: 592 раза

Библиографическое описание:

Демина, Т. Ю. Анализ психолого-педагогической работы по социальной адаптации детей мигрантов и оценка ее результативности / Т. Ю. Демина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 40 (330). — С. 216-219. — URL: https://moluch.ru/archive/330/73931/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья посвящена психолого-педагогической работе с детьми мигрантов и оценке ее результативности. Результативность работы по социальной адаптации детей мигрантов выявлялась при помощи сравнительного анализа данных по таким показателям как «школьная тревожность», «адаптивность», «самопринятие», «эмоциональный комфорт», «доминирование», «внутренний контроль», «ведомость» и другие.

Ключевые слова: дети мигрантов, сравнительный анализ, психолого-педагогическая работа, социальная адаптация.

Psychological and pedagogical work with children of migrants and the evaluation of its efficiency are considered in the article. The efficiency of the work was identified by comparing of the primary and secondary diagnostics.

Keywords: children of migrants, comparative analysis, psychological and pedagogical work, social adaptation.

Актуальность: заказ современного общества направлен на развитие личности детей мигрантов в процессе социальной адаптации. В настоящее время мы наблюдаем, что адаптация детей мигрантов представляет собой серьезную социальную проблему [8, с. 38]. Для решения данной задачи требуются дальнейшие исследования, в ходе которых важно принимать во внимание психологические особенности детей [12, с. 12].При разработке программ психолого-педагогической работы по адаптации, необходимо учитывать специфику работы с данной категорией детей, относящихся к категории детей в трудной жизненной ситуации (ТЖС) [1].

Целью исследования является анализ психолого-педагогической работы с детьми мигрантов и оценка ее результативности.

На сайте государственной статистики, предоставлены данные, что в настоящий момент на территории РФ находятся более 15 млн. граждан других государств [11].По данным ООН, Россия занимает 4 место в списке стран, по числу мигрантов [13].

Прибывшие в другую страну мигранты неизбежно сталкиваются с проблемой социальной адаптации в новой среде [9, с. 38]. Особенно травматично миграция протекает у детей. Дети переживают сильнейшее психологическое потрясение, они испытывают чувство страха и смятение [9, с. 40]. Для адаптации в новой социокультурной среде им требуется целенаправленная психолого-педагогической помощь. Такая помощь будет более результативной, если в нее включать работу с родителями [4], [5], акцентируя внимание на коммуникативном аспекте

С целью проверки результативности психолого-педагогической работы по адаптации детей мигрантов, нами было организовано и проведено сравнительное исследование в экспериментальной и контрольной группах [3].

Для диагностики показателей социальной адаптации детей мигрантов использовались тест школьной тревожности Филлипса [14] и тест социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда [7].

Результаты первичной диагностики в экспериментальной и контрольной группах показали, что дети испытывают проблемы с социальной адаптацией. Были выявлены высокие показатели уровня тревожности. Дети в классном коллективе чувствуют дискомфорт. Они неадекватно воспринимают себя и окружающих, стараются избегать взаимодействия с одноклассниками. Таким образом, дети мигрантов нуждаются в проведении психолого-педагогических мероприятий, способствующих развитию социальной адаптации.

Нами был разработан цикл занятий, направленный на развитие навыков общения [2], социализации и адаптации, формированию коммуникативной толерантности [6]. Занятия проводились в экспериментальной группе (15 детей). В содержание занятий, реализуемых в групповой форме, были включены упражнения, беседы, игры, коллективная творческая деятельность (КТД), обсуждения и др. Одним из способов развития социального потенциала являются интернет-проекты [10], которые можно использовать на заключительном этапе работы с детьми мигрантов

Результаты, полученные по тесту школьной тревожности, представлены на рисунке 1, а по тесту социально-психологической адаптации — на рисунке 2.

Результаты диагностики школьной тревожности (Филлипс) (первичная и повторная диагностики)

Рис. 1. Результаты диагностики школьной тревожности (Филлипс) (первичная и повторная диагностики)

Согласно данным, представленным на рисунке 1, такие показатели как «переживание социального стресса», «фрустрация успеха», «страх самовыражения», «страх проверки знаний», «страх несоответствия ожиданиям», «низкая сопротивляемость стрессу», «проблемы с учителями» характеризуются снижением их выраженности. Следовательно, показатель общей школьной тревожности в экспериментальной группе уменьшается. В контрольной же группе эти показатели статистически значимо не изменяются.

Результаты исследования социально-психологической адаптации (первичная и повторная диагностики)

Рис.2. Результаты исследования социально-психологической адаптации (первичная и повторная диагностики)

Данные, обозначенные на рисунке 2, свидетельствуют о положительных изменениях в показателях социально-психологической адаптации. Дети стали чувствовать себя в коллективе более уверенно, реже вступать в конфликты. Они стали больше принимать себя и других, у них появилось стремление взаимодействовать и общаться с одноклассниками, показатель эмоционального комфорта повышается, что свидетельствует о том, что социальная адаптация проходит успешно.

Таким образом, разработанный нами цикл занятий по социальной адаптации детей мигрантов показал свою результативность и может применяться для работы с данной категорией детей.

Литература:

  1. Александрова А. Л. Педагогические средства оказания помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Учебное пособие для студентов специальности «Социальная педагогика» / Самара, 2007.
  2. Долгополова А. В. Социальная психология. Практикум для студентов 3 курса физического факультета / Самарский государственный университет. Самара, 2002.
  3. Егорова У. Г. Проблемы организации психологических и педагогических исследований.// Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы. Материалы IV Международной научно-практической конференции: В 2 частях. Научный редактор: В. И. Казаренков. 2011. С. 219–222.
  4. Егорова У. Г. Психологическая работа с родителями как фактор адаптации ребенка к обучению в школе// Наука и культура России. Материалы VIII Международной научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. 2011. С. 330–332.
  5. Егорова У. Г. Психологические аспекты готовности родителей к изменению социального статуса ребенка// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11. № 4–5. С. 1201–1204.
  6. Логвинова О. К., Егорова У. Г., Бердиева А. Ш. Особенности коммуникативной толерантности студентов разной профессиональной направленности// Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1 (68). С. 286–289.
  7. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. Интернет ресурс. Режим доступа: http://test-metod.ru/index.php/metodiki-i-testy/2/25-metodika-diagnostiki-sotsialnopsikhologicheskoj-adaptatsii-k-rodzhersa-i-r-dajmonda-oprosnik-spa. Дата обращения:03.09.2020.
  8. Омельченко Е. Л. Адаптация детей мигрантов в школе. — Ульяновск: Изд-во Ульяновского гос. ун-та, 2010. — 104 с.
  9. Платонов Ю. П., Почебут Л. Г. Введение в этническую психологию. СПб., 1995. -200 с.
  10. Рахматулин Р. Я. Интернет-проекты — технология развития социального потенциала молодёжи// Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2015. № 3. С. 23–28.
  11. Сайт государственной статистики. Интернет ресурс. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b19_107/Main.htm. Дата обращения: 30.08.2020.
  12. Солдатова Г. У. Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы. М.; Сфера, 2001.- 279 с.
  13. Список стран, наиболее привлекательных для мигрантов. Интернет ресурс. Режим доступа: https://news.un.org/ru/story/2019/09/1363082. Дата обращения 01.09.2020.
  14. Тест школьной тревожности Филлипса. Интернет ресурс. Ежим доступа: http://www.miu.by/kaf_new/mpp/162.pdf. Дата обращения: 01.09.2020.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная адаптация, психолого-педагогическая работа, ребенок мигрантов, социально-психологическая адаптация, категория детей, социальная адаптация детей мигрантов, контрольная группа, повторная диагностика, школьная тревожность, экспериментальная группа.


Похожие статьи

Социально-психологический климат организации

В данной статье изучается вопрос социально-психологического климата дошкольного учреждения. Проанализированы такие факторы, как результативность деятельности и составляющие удовлетворенности трудом, например: интерес к работе, достижения в работе, вз...

Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования

Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...

Экспериментальное изучение эффективности модели психолого-педагогической поддержки родителей

В статье рассматриваются проблемы повышения компетентности родителей и развития их навыков социального партнерства с образовательной организацией в рамках психолого-педагогической поддержки действующей модели формирования ответственного родительства ...

Педагогическая модель социализации дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Исследование посвящено вопросам социализации дошкольников в условиях ДОО. Разработана педагогическая модель, описаны ее компоненты и результативность реализации. Доказано, что, успешность приспособления ребенка к обществу и самореализация зависят от ...

Проблема совладающего поведения и стрессоустойчивости в условиях эффективной профессиональной деятельности педагогов

Статья посвящена анализу современных научных подходов к проблеме совладающего поведения и стрессоустойчивости в условиях педагогической деятельности. Автор акцентирует внимание на наличие взаимосвязи между эффективностью профессиональной деятельности...

Психолого-педагогическое сопровождение дезадаптированных детей в образовательном пространстве

В статье приводятся практические примеры для выявления и работы педагогов и психологов с дезадаптированными детьми в общеобразовательном пространстве, а также некоторые рекомендации родителям для помощи ребенку в коммуникации со всеми субъектами обра...

Взаимосвязь девиантного поведения подростков и воспитания в неблагоприятной семье

В данной статье рассмотрено понятие неблагополучной семьи, ее особенности и влияние на развитие ребенка. Также представлены результаты исследования взаимосвязи девиантного поведения подростков и воспитания в неблагоприятной семье, представлены данные...

Проблема адаптации пожилых людей, проживающих в домах-интернатах

В статье раскрываются психологические особенности адаптации пожилых людей к проживанию в специализированном учреждении (дом-интернат, пансионат), освещаются труды как отечественных, так и зарубежных исследователей, приведены ключевые компоненты успеш...

Организация домашнего обучения как одна из форм социальной интеграции ребенка с РАС

Предлагаемая статья посвящена проблеме организации работы с ребенком с аутизмом, а именно, представлены направления коррекционно-педагогического взаимодействия специалистов и сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с аутизмом: организация режима д...

Успешная социальная адаптация дошкольников как фактор здоровьесбережения

Статья посвящена изучению взаимосвязи социальной адаптации дошкольников с психосоматическими заболеваниями. Выявлено, что дети, легко приспособившиеся к социальным условиям детского сада с удовольствием, посещают образовательную организацию, болеют р...

Похожие статьи

Социально-психологический климат организации

В данной статье изучается вопрос социально-психологического климата дошкольного учреждения. Проанализированы такие факторы, как результативность деятельности и составляющие удовлетворенности трудом, например: интерес к работе, достижения в работе, вз...

Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования

Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...

Экспериментальное изучение эффективности модели психолого-педагогической поддержки родителей

В статье рассматриваются проблемы повышения компетентности родителей и развития их навыков социального партнерства с образовательной организацией в рамках психолого-педагогической поддержки действующей модели формирования ответственного родительства ...

Педагогическая модель социализации дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Исследование посвящено вопросам социализации дошкольников в условиях ДОО. Разработана педагогическая модель, описаны ее компоненты и результативность реализации. Доказано, что, успешность приспособления ребенка к обществу и самореализация зависят от ...

Проблема совладающего поведения и стрессоустойчивости в условиях эффективной профессиональной деятельности педагогов

Статья посвящена анализу современных научных подходов к проблеме совладающего поведения и стрессоустойчивости в условиях педагогической деятельности. Автор акцентирует внимание на наличие взаимосвязи между эффективностью профессиональной деятельности...

Психолого-педагогическое сопровождение дезадаптированных детей в образовательном пространстве

В статье приводятся практические примеры для выявления и работы педагогов и психологов с дезадаптированными детьми в общеобразовательном пространстве, а также некоторые рекомендации родителям для помощи ребенку в коммуникации со всеми субъектами обра...

Взаимосвязь девиантного поведения подростков и воспитания в неблагоприятной семье

В данной статье рассмотрено понятие неблагополучной семьи, ее особенности и влияние на развитие ребенка. Также представлены результаты исследования взаимосвязи девиантного поведения подростков и воспитания в неблагоприятной семье, представлены данные...

Проблема адаптации пожилых людей, проживающих в домах-интернатах

В статье раскрываются психологические особенности адаптации пожилых людей к проживанию в специализированном учреждении (дом-интернат, пансионат), освещаются труды как отечественных, так и зарубежных исследователей, приведены ключевые компоненты успеш...

Организация домашнего обучения как одна из форм социальной интеграции ребенка с РАС

Предлагаемая статья посвящена проблеме организации работы с ребенком с аутизмом, а именно, представлены направления коррекционно-педагогического взаимодействия специалистов и сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с аутизмом: организация режима д...

Успешная социальная адаптация дошкольников как фактор здоровьесбережения

Статья посвящена изучению взаимосвязи социальной адаптации дошкольников с психосоматическими заболеваниями. Выявлено, что дети, легко приспособившиеся к социальным условиям детского сада с удовольствием, посещают образовательную организацию, болеют р...

Задать вопрос