Статья посвящена психолого-педагогической работе с детьми мигрантов и оценке ее результативности. Результативность работы по социальной адаптации детей мигрантов выявлялась при помощи сравнительного анализа данных по таким показателям как «школьная тревожность», «адаптивность», «самопринятие», «эмоциональный комфорт», «доминирование», «внутренний контроль», «ведомость» и другие.
Ключевые слова: дети мигрантов, сравнительный анализ, психолого-педагогическая работа, социальная адаптация.
Psychological and pedagogical work with children of migrants and the evaluation of its efficiency are considered in the article. The efficiency of the work was identified by comparing of the primary and secondary diagnostics.
Keywords: children of migrants, comparative analysis, psychological and pedagogical work, social adaptation.
Актуальность: заказ современного общества направлен на развитие личности детей мигрантов в процессе социальной адаптации. В настоящее время мы наблюдаем, что адаптация детей мигрантов представляет собой серьезную социальную проблему [8, с. 38]. Для решения данной задачи требуются дальнейшие исследования, в ходе которых важно принимать во внимание психологические особенности детей [12, с. 12].При разработке программ психолого-педагогической работы по адаптации, необходимо учитывать специфику работы с данной категорией детей, относящихся к категории детей в трудной жизненной ситуации (ТЖС) [1].
Целью исследования является анализ психолого-педагогической работы с детьми мигрантов и оценка ее результативности.
На сайте государственной статистики, предоставлены данные, что в настоящий момент на территории РФ находятся более 15 млн. граждан других государств [11].По данным ООН, Россия занимает 4 место в списке стран, по числу мигрантов [13].
Прибывшие в другую страну мигранты неизбежно сталкиваются с проблемой социальной адаптации в новой среде [9, с. 38]. Особенно травматично миграция протекает у детей. Дети переживают сильнейшее психологическое потрясение, они испытывают чувство страха и смятение [9, с. 40]. Для адаптации в новой социокультурной среде им требуется целенаправленная психолого-педагогической помощь. Такая помощь будет более результативной, если в нее включать работу с родителями [4], [5], акцентируя внимание на коммуникативном аспекте
С целью проверки результативности психолого-педагогической работы по адаптации детей мигрантов, нами было организовано и проведено сравнительное исследование в экспериментальной и контрольной группах [3].
Для диагностики показателей социальной адаптации детей мигрантов использовались тест школьной тревожности Филлипса [14] и тест социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда [7].
Результаты первичной диагностики в экспериментальной и контрольной группах показали, что дети испытывают проблемы с социальной адаптацией. Были выявлены высокие показатели уровня тревожности. Дети в классном коллективе чувствуют дискомфорт. Они неадекватно воспринимают себя и окружающих, стараются избегать взаимодействия с одноклассниками. Таким образом, дети мигрантов нуждаются в проведении психолого-педагогических мероприятий, способствующих развитию социальной адаптации.
Нами был разработан цикл занятий, направленный на развитие навыков общения [2], социализации и адаптации, формированию коммуникативной толерантности [6]. Занятия проводились в экспериментальной группе (15 детей). В содержание занятий, реализуемых в групповой форме, были включены упражнения, беседы, игры, коллективная творческая деятельность (КТД), обсуждения и др. Одним из способов развития социального потенциала являются интернет-проекты [10], которые можно использовать на заключительном этапе работы с детьми мигрантов
Результаты, полученные по тесту школьной тревожности, представлены на рисунке 1, а по тесту социально-психологической адаптации — на рисунке 2.
Рис. 1. Результаты диагностики школьной тревожности (Филлипс) (первичная и повторная диагностики)
Согласно данным, представленным на рисунке 1, такие показатели как «переживание социального стресса», «фрустрация успеха», «страх самовыражения», «страх проверки знаний», «страх несоответствия ожиданиям», «низкая сопротивляемость стрессу», «проблемы с учителями» характеризуются снижением их выраженности. Следовательно, показатель общей школьной тревожности в экспериментальной группе уменьшается. В контрольной же группе эти показатели статистически значимо не изменяются.
Рис.2. Результаты исследования социально-психологической адаптации (первичная и повторная диагностики)
Данные, обозначенные на рисунке 2, свидетельствуют о положительных изменениях в показателях социально-психологической адаптации. Дети стали чувствовать себя в коллективе более уверенно, реже вступать в конфликты. Они стали больше принимать себя и других, у них появилось стремление взаимодействовать и общаться с одноклассниками, показатель эмоционального комфорта повышается, что свидетельствует о том, что социальная адаптация проходит успешно.
Таким образом, разработанный нами цикл занятий по социальной адаптации детей мигрантов показал свою результативность и может применяться для работы с данной категорией детей.
Литература:
- Александрова А. Л. Педагогические средства оказания помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Учебное пособие для студентов специальности «Социальная педагогика» / Самара, 2007.
- Долгополова А. В. Социальная психология. Практикум для студентов 3 курса физического факультета / Самарский государственный университет. Самара, 2002.
- Егорова У. Г. Проблемы организации психологических и педагогических исследований.// Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы. Материалы IV Международной научно-практической конференции: В 2 частях. Научный редактор: В. И. Казаренков. 2011. С. 219–222.
- Егорова У. Г. Психологическая работа с родителями как фактор адаптации ребенка к обучению в школе// Наука и культура России. Материалы VIII Международной научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. 2011. С. 330–332.
- Егорова У. Г. Психологические аспекты готовности родителей к изменению социального статуса ребенка// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11. № 4–5. С. 1201–1204.
- Логвинова О. К., Егорова У. Г., Бердиева А. Ш. Особенности коммуникативной толерантности студентов разной профессиональной направленности// Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1 (68). С. 286–289.
- Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. Интернет ресурс. Режим доступа: http://test-metod.ru/index.php/metodiki-i-testy/2/25-metodika-diagnostiki-sotsialnopsikhologicheskoj-adaptatsii-k-rodzhersa-i-r-dajmonda-oprosnik-spa. Дата обращения:03.09.2020.
- Омельченко Е. Л. Адаптация детей мигрантов в школе. — Ульяновск: Изд-во Ульяновского гос. ун-та, 2010. — 104 с.
- Платонов Ю. П., Почебут Л. Г. Введение в этническую психологию. СПб., 1995. -200 с.
- Рахматулин Р. Я. Интернет-проекты — технология развития социального потенциала молодёжи// Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2015. № 3. С. 23–28.
- Сайт государственной статистики. Интернет ресурс. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b19_107/Main.htm. Дата обращения: 30.08.2020.
- Солдатова Г. У. Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы. М.; Сфера, 2001.- 279 с.
- Список стран, наиболее привлекательных для мигрантов. Интернет ресурс. Режим доступа: https://news.un.org/ru/story/2019/09/1363082. Дата обращения 01.09.2020.
- Тест школьной тревожности Филлипса. Интернет ресурс. Ежим доступа: http://www.miu.by/kaf_new/mpp/162.pdf. Дата обращения: 01.09.2020.