«Популяризация предпринимательства» как метод вовлечения в предпринимательскую деятельность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №40 (330) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 04.10.2020

Статья просмотрена: 894 раза

Библиографическое описание:

Лазарева, Л. А. «Популяризация предпринимательства» как метод вовлечения в предпринимательскую деятельность / Л. А. Лазарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 40 (330). — С. 188-190. — URL: https://moluch.ru/archive/330/73936/ (дата обращения: 17.10.2024).



Популяризация предпринимательства играет важную роль в привлечении граждан страны в предпринимательскую деятельность и в развитие малого и среднего предпринимательства. Популяризация предпринимательства помогает привить в обществе интерес к предпринимательству, повысить его престиж, показать его важность в жизни общества, что особенно актуально в России, потому что в советское время пропагандировалось негативное отношение к частному труду, который ассоциировался с жадностью, пренебрежением к человеческим ценностям, бездушием, эгоизмом. В настоящее время такое отношение к предпринимателям частично сохранилось, и это является одним из факторов, сдерживающих развитие предпринимательства в России [1].

Известно, что выбор деятельности человеком зависит от возможности реализовать внешние и внутренние побудительные мотивы. Внешние мотивы — это высокая заработная плата, хорошие условия труда, благоприятные отношения в коллективе. Внутренние мотивы — самореализация, воплощение собственных идей в жизнь, одобрение со стороны значимых для человека людей и общества в целом. Промежуточным звеном между внутренними и внешними мотивами выступает фактор престижности профессии. «Три главные составляющие, которые в совокупности позволяют привлекать новые людские ресурсы в ту или иную производственную деятельность» [1, с. 114].

К сожалению, в России престижность профессии предпринимателя не влияет на принятие человеком решения заниматься бизнесом. Это возможно связать еще и с тем, что за время правления советских генсеков был нарушен один из ключевых принципов престижа предпринимательской деятельности, создаваемого в итоге преемственности поколений. Когда ребенок берет пример с родителей, принимает непосредственное участие в их деятельности, у него уже не возникнет вопросов при выборе профессии.

В развитых государствах очень большой опыт популяризации предпринимательской деятельности. Так, пропагандой бизнеса в Англии являются различные примеры предпринимательской̆ деятельности знаменитых спортсменов, актеров, моделей. По замыслу правительства, популяризация предпринимательской деятельности должна прививать подрастающему поколению идею, что заниматься предпринимательством престижно.

В Соединенных Штатах Америки применяют аналогичную практику популяризации предпринимательства. При пропаганде бизнеса в качестве эталонов для подражания используются примеры своих соотечественников — успешных предпринимателей. Молодому поколению прививается идея о том, что, занимаясь предпринимательством, реально стать популярным, получить уважение и признание [1].

В 2016 году, при появлении тренда на ведение личного блога, данная практика начала развиваться и в нашей стране. На канале YouTube стали появляться тематические ролики, связанные с ведением бизнеса. В настоящее время большой популярностью пользуются каналы, которые в своих выпусках рассказывают о ведении бизнеса «как это есть на самом деле». Ролики подразделяются на два типа, где каждый из них посвящен:

1) Бренду или отдельно̆ взятой компании;

2) Конкретным инструментам или методам ведения бизнеса [6].

Как правило, блоги с такой тематикой направлены на мотивацию и образование потенциальных предпринимателей, они являются очень информативными. Первый тип каналов раскрывает малое или среднее предпринимательство изнутри, знакомит с руководителем компании и внутренними операционными процессами ведения бизнеса. Здесь часто говорят о финансовых показателях компании, ее рентабельности, владельцы компаний делятся своими историями успеха с новичками.

Второй тип направлен на обучение конкретным инструментам, необходимым в разных сферах бизнеса, например, инструменты рекламы и пиара, организации продаж, управления и так далее.

С помощью доступности Интернета и открытости бизнес-блогеров на всех существующих социальных площадках происходит не только популяризация предпринимательства, но и повышение образованности начинающих предпринимателей. Бизнес-блогеры на своих каналах рассказывают собственные истории успеха, говорят об основных проблемах, с которыми пришлось столкнуться на пути реализации своей идеи, могут рассказать, на что стоит обратить внимание при создании собственного дела и на какой результат можно рассчитывать, имея определенные ресурсы. Такие подробные разборы конкретных примеров и мотивирующие истории успеха очень важны людям, желающим начать собственное дело, но сомневающихся в своих силах. Поэтому данный тренд на открытость бизнеса очень полезен для популяризации предпринимательства [6].

Помимо примеров предпринимательской деятельности известных личностей и бизнес-блогеров во многих странах общественное сознание формируется с помощью специальных программ, на создание и реализацию которых уходит значительная сумма из федерального бюджета. Применяются все виды СМИ: печать, кино, интернет, наружная реклама, телепередачи, в которые приглашаются бизнесмены для общения с молодым поколением страны. При расцвете информационной цивилизации роль СМИ трудно переоценить, именно этот институт формирует общественное сознание в первую очередь. Все нужные государству идеи и решения по поводу определенного явления власти пропагандируют через СМИ, формируя тем самым общественное мнение. В результате образуется социальный стереотип, сквозь который воспринимается реальность. «Стереотипы — неотъемлемые компоненты индивидуального и массового сознания. Благодаря им происходит необходимое сокращение восприятия и иных информационных и идеологических процессов в сознании» [4, с. 1].

Сохранившиеся советские стереотипы о предпринимательской среде в России привели к тому, что людей, которые хотели бы при определенных условиях заниматься предпринимательской деятельностью, гораздо меньше, чем тех, которые хотели бы работать по найму. Риск, ответственность, ненормированный график работы, общественное мнение пугают, и лишь небольшая часть населения в итоге рискует и становится предпринимателями, еще меньшая часть остается в предпринимательской среде на долгое время. И, конечно же, без грамотного информирования, обучения и успешных примеров переломить данный ход событий будет достаточно непросто [7].

Поэтому с помощью проекта «Популяризация предпринимательства» власти намерены убедить инициативных людей в том, что бизнес — это перспективная и статусная сфера деятельности, что меры государственной поддержки помогают бизнесу развиваться.

В рамках федерального проекта «Популяризация предпринимательства» в предпринимательскую деятельность вовлекаются потенциальные предприниматели, формируется менторское сообщество, проводятся образовательные программы и курсы по развитию предпринимательских компетенций. Особое внимание уделяется безработным, женщинам, уволенным в запас военнослужащим, социально плохо защищенным группам населения (инвалиды, пенсионеры) [5].

Тем самым выражается надежда на то, что хорошо поставленная пропаганда преимуществ малого и среднего предпринимательства позволит во всех российских регионах кардинально поднять численность занятых в этой сфере.

Однако ситуация как в Самарской области, так и в целом по стране наводит сомнения по поводу эффективности национального проекта малого и среднего предпринимательства. Главный показатель проекта — прирост числа занятых. По данным 2017 года, сфера предпринимательства по числу занятых до сих пор ниже показателя, установленного в 2008 году. Количество занятых малым и средним предпринимательством в настоящее время говорит о том, что меры, предусмотренные федеральными и региональными структурами, не достигают поставленных целей [3].

В сложившейся ситуации остается надеяться, что автономия сектора малого и среднего предпринимательства, уже традиционная для России, будет преодолена с помощью национальных проектов. Все национальные проекты должны дополнять друг друга и быть строго направленными на разработанные цели и задачи. Только в таком случае можно ждать от государства, а, вслед за ним и муниципальных образований, выхода на уровень, который хотя бы минимально удовлетворит социально-экономические потребности страны. Иначе национальные проекты останутся просто декорацией слабо функционирующего социально-экономического регулирования и неэффективного управления страной [2].

Литература:

  1. Александров, П.А. популяризация предпринимательства — важный фактор, способствующий развитию малого предпринимательства в России [Текст] / П. А. Александров // Вестник владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. — 2016. — № 1(7). — С.131.
  2. Виленский, А. В. Трансформация целей и задач государственных программ и проектов поддержки и развития малого и среднего предпринимательства России [Текст] / А. В. Виленский, О. В. Лылова // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. — 2018. — № 5. — С. 43–57.
  3. Виленский, А. В. Динамика занятых в сфере МСП в российских регионах как исходный рубеж реализации приоритетного национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [Текст] / А. В. Виленский // Проблемы развития территории. — 2018. — № 6 (98). — С. 74–87.
  4. Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием [Электронный ресурс] // KARA- MURZA: сайт Сергей Кара-Мурза. — URL.: http://www.kara- murza.ru/books/manipul/manipul_content.htm (дата обращения: 04.02.2020).
  5. Паспорт федерального проекта «Популяризация предпринимательства» [Электронный ресурс] // ECONOMY.GOV.RU: сайт Министерство экономического развития Российской Федерации. — URL.: https://www.economy.gov.ru/material/file/e7e59700963c19cbee46ae3327ca27f7/passport_FD5.pdfКо (дата обращения 21.01.2020).
  6. Фоменко, А. В. Роль бизнес-блоггеров в популяризации предпринимательства [Текст] / А. В. Фоменко, С. А. Джпанян // Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции (сборник научных статей). — 2019. — С. 181–184.
  7. Халикова, С. С. Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае в условиях реализации национального проекта [Текст] / С. С. Халикова. // Власть и управление на Востоке России. — 2019. — № 3 (88). — С. 37–46.
Основные термины (генерируются автоматически): предпринимательская деятельность, Россия, популяризация предпринимательства, предпринимательство, ведение бизнеса, общественное мнение, общественное сознание, предприниматель, предпринимательская среда, пропаганда бизнеса.


Похожие статьи

Патентование как способ охраны интеллектуальной собственности и его роль в инновационной деятельности

Доверительные взаимоотношения как фактор повышения экономических результатов предпринимательской деятельности

Формирование социальной компетентности посредством предметных компетенций по обществознанию

Анализ эффективности внеучебной деятельности как способа формирования «гибких навыков»

Трудности общения как фактор становления саморегуляции произвольной активности в подростковом возрасте

Активное учение как фактор оптимизации активности субъекта в учебной деятельности

Интеллектуальная игра как мотиватор познавательной активности школьников (из опыта работы)

Социальная мотивация и мотивация внутренних побуждений как фактор эффективного мотивационного механизма предприятия

Технология индивидуального стиля учебной деятельности как ресурс реализации индивидуального подхода в обучении

Исследование процесса договорной работы как объект управленческой деятельности в предпринимательской сфере

Похожие статьи

Патентование как способ охраны интеллектуальной собственности и его роль в инновационной деятельности

Доверительные взаимоотношения как фактор повышения экономических результатов предпринимательской деятельности

Формирование социальной компетентности посредством предметных компетенций по обществознанию

Анализ эффективности внеучебной деятельности как способа формирования «гибких навыков»

Трудности общения как фактор становления саморегуляции произвольной активности в подростковом возрасте

Активное учение как фактор оптимизации активности субъекта в учебной деятельности

Интеллектуальная игра как мотиватор познавательной активности школьников (из опыта работы)

Социальная мотивация и мотивация внутренних побуждений как фактор эффективного мотивационного механизма предприятия

Технология индивидуального стиля учебной деятельности как ресурс реализации индивидуального подхода в обучении

Исследование процесса договорной работы как объект управленческой деятельности в предпринимательской сфере

Задать вопрос