Проблема борьбы с коррупцией неизменно остается актуальной, поскольку человеческие слабости мало зависят от эпохи или места жительства людей. Не случайно первыми попытками подкупа считаются ритуалы жертвоприношения богам. В настоящее время, когда Российская Федерация предпринимает попытки на государственном уровне обеспечить мероприятия по пресечению коррупции, как никогда актуальны становятся вопросы, связанные с противодействием коррупции в системе государственной гражданской службы, что и определило актуальность данной научной статьи.
Ключевые слова: коррупция, борьба с коррупцией, коррупция в органах власти, антикоррупционная политика, противодействие коррупции.
В настоящее время, опасное для всего общества в целом явление коррупции не знает определенных границ, масштаб затрагивает практически всю планету. Наиболее благоприятная атмосфера для «царствования» коррупции сложилась в XX веке. Человеческое общество многих стран начало переживать примерно одинаковый исход событий: переход от традиционного общества в индустриальному, а затем и к постиндустриальному, укрепилась позиция рыночной экономики. В силу огромного влияния коррупции на всю мировую экономику и общество, на международные отношения, антикоррупционная политика должна приобрести структурированный и системный подход. И как любое происходящее явление, термин «коррупция» должен быть четко сформулирован [5, с. 47].
Наряду с тем, определение «коррупция» нет ни в Конвенции ООН против коррупции [3], ни в Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию [2], ни в Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) о борьбе с дачей взяток иностранным государственным должностным лицам при осуществлении международных деловых операций [1].
В наиболее общем смысле коррупция — злоупотребление или незаконное использование должностными лицами своего служебного положения, власти, дача, а также получение взятки, использование полномочий в личных целях, невзирая на законные интересы общества и государства, имеющее главной целью получение выгоды в материальном плане, ценностях, другого имущества или каких-либо услуг в собственных целях или для иных лиц.
В современном мире, в условиях социально-экономической нестабильности, коррупция негативно сказывается на настроениях общества, снижает престиж и авторитетность государственных служб, причиняя значительный ущерб развитию общества и подвергая риску ставя существование государства.
Правительства стран и международное сообщество приняли во внимание, что коррупция наносит огромный политический, материальный и моральный вред всему обществу, поэтому посчитали нужным уделить как можно больше внимания вопросам борьбы с коррупцией, при этом понимая, что победить коррупцию возможно только благодаря проведённой политике в данной сфере [4, с. 26].
В основе термина «коррупция» лежит латинский глагол «rumpere», означающий «нарушить что-либо». В целом этот перевод дает общее представление о сущности коррупции — порче власти путем ее подкупа. Латинско-русский словарь кроме вышеуказанных значений приводит и такие значения, как «совращение, упадок, извращение, плохое состояние, превратность (мнения или взглядов), а также расстраивать, повреждать, приводить в упадок, губить, разрушать, обольщать, соблазнять, развращать, искажать, фальсифицировать, позорить, бесчестить» [5, с. 35].
Среди различных методов исследования коррупции общественными науками следует отметить прежде всего философско-этический подход, который исторически сложился в качестве самого первого объяснения этого феномена. Первым автором, предложившим объяснение коррупции, был древнегреческий мыслитель Гесиод (VIII-VII вв. до н. э.), который в работе «Труды и дни» изложил свое представление о неизбежном движении человечества от «золотого века» к веку «железному» через порчу нравов. Морально-нравственные отношения людей и их «порча» в концепции Гесиода были представлены основой всех исторических изменений общественных отношений и процессов [9, с. 50].
М. Ю. Попов сформулировал одно из наиболее полных определений коррупции: «Коррупция — асоциальное явление в жизни общества, вызванное деформациями в его социально-экономическом и политическом развитии, вследствие которых индивидуальное и массовое сознание трансформируется от общечеловеческих норм и ценностей в сторону примитивизации духовных и материальных потребностей, жизненных стандартов, что приводит к соответствующим им мировоззрению, жизненным стратегиям, социальным отношениям, поведению» [7, с. 24].
В настоящее время проблема коррупции остро стоит в России. В России обнаружено и расследуется лишь 5 % дел по коррупции, в результате проведения социологических исследований около четверти населения России в основном не считают коррупцию негативным, мешающим, незаконным явлением. Однако на государственном уровне предпринимаются усилия по пресечению коррупционного поведения, доказательством чему является динамика числа коррупционных преступлений, которые дошли до судебного рассмотрения, она представлена на рисунке 1 [8].
Рис. 1. Динамика коррупционных преступлений
Исходя из представленных данных, можно сделать вывод, что по итогам 2019 г. число обвинительных приговоров по коррупционным преступлениям снизилось на 3 027 единиц, тогда как число прекращенных дел сократилось на 1 223 единиц. Кроме того, на 7 единиц выросло число оправдательных приговоров.
В настоящее время вопрос коррупции рассматривается, прежде всего, в отношении многочисленных фактов коррупции среди представителей государственных органов власти, т. е. среди государственных гражданских служащих.
В механизме коррупционного поведения большую роль играет мотивация субъектов коррупционных отношений. Мотивацией коррупционного поведения складывается под влиянием двух групп условий. К первой относятся условия, формирующие потребности, интересы, ценностные ориентации личности, искажения и деформации которых образуют основу коррупционной мотивации. Условия второй группы непосредственно относятся к процессу осуществления коррупционного поведения, создают конкретную коррупционную ситуацию. Взаимодействуя с личностными особенностями, они порождают коррупционную готовность, т. е. готовность и решимость осуществить акт коррупционного повеления.
Следует отметить, что коррупционное отношение возникает как результат взаимовлияния субъекта, обладающего ограниченным набором ресурсов, и нормативной системы. В традиционном понимании этот субъект выступает в качестве «клиента». Его цели направлены на снижение ограниченности ресурсов и неопределенности во взаимодействии с нормативной средой. Понятие «нормативная среда» является достаточно сложным и требует отдельного изучения, однако можно сказать, что в социальных институтах существует многообразие норм. В любом случае многослойный характер норм, культуры, ценностей и традиций, формирующихся исторически в социальной среде, вызван также многообразием социальных и культурных сред, в которые вписан субъект. Само коррупционное поведение противоречит официальным или моральным нормам [6].
В этой связи не вызывает сомнения тот факт, что противоборство коррупции должно осуществляться непрерывно, всеохватывающе, на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Борьба с коррупцией должна стать целью всех государственных органов, органов местного самоуправления и общества в целом. Должны использоваться все возможные средства борьбы с данным явлением, необходимо изучение, анализ и активное применение отечественного и зарубежного опыта, формирование новые методов профилактики.
В настоящее время выделяются два основных направления в борьбе с коррупцией:
1) борьба с внешними проявлениями коррупции, т. е. с конкретными коррупционерами, путем непосредственного воздействия на участников коррупционных отношений любыми законными способами, в том числе и с помощью правового принуждения, в целях пресечения их противоправной деятельности;
2) предупреждение коррупции, формирование и проведение активной антикоррупционной политики как самостоятельной функции государства.
Характеризуя первое направление, прежде всего, следует отметить, что коррупция само по себе явление достаточно сложное, обладает высокой степенью латентности. Таким образом, выявление правонарушений представляется довольно затруднительным в силу самой природы коррупции. Коррупционное деяние (в основном взяточничество) относится к тем правонарушениям, у которых нет потерпевшей стороны, то есть лиц, заинтересованных в установлении истины и наказании виновных. Контрагенты, напротив, всячески стремятся скрыть данное правонарушение. Поэтому и существует весьма небольшой риск возможного разоблачения коррупционных элементов, а также отсутствуют энергичные действенные мер, которые могут быть применены к правонарушителям. Оценивая данные факты, можно сделать вывод, что в ближайшее время не будет наблюдаться тенденции роста фиксируемых коррупционных правонарушений. Это мнение бытует и среди российского общества [6].
Продуктивная борьба с коррупцией системе государственной гражданской службы Российской Федерации возможна с использованием следующих мероприятий:
− антикоррупционное обучение и воспитание;
− антикоррупционная экспертиза проектов правовых актов государственных, региональных и муниципальных органов власти;
− отслеживание коррупционных преступлений;
− принятие в порядке, установленном законом особых требований к гражданам, которые претендуют на должности государственной гражданской службы;
− вознаграждение и похвала сотрудников за долгосрочную, честную, неподкупную профессиональную деятельность, а также представления к наградам, благодарностям, почетным званиям, и другим знакам отличия;
− формирование контроля со стороны общества, парламентского контроля над деятельностью органов власти всех уровней;
− организация законодательной процедуры независимой оценки и расследования фактов, материалов о коррупционных преступлениях в случае конфликта интересов;
− усовершенствование и оптимизация кадровой политики, нацеленной на повышение профессионализма;
− обеспечение прозрачности и открытости при назначении на высшие должности в органах власти;
− внедрение более обширного и качественного общественного контроля, в т. ч. с привлечением к ответственности представителей системы государственной гражданской службы Российской Федерации, которые были заподозрены по результатам общественного контроля в коррупционном поведении;
− осуществление мер в органах власти, вырабатывающих у сотрудников позитивное отношение к службе, желание честно служить в государственных органах Российской Федерации.
− достойное денежное содержание государственных гражданских служащих.
Литература:
- Конвенция о борьбе с дачей взяток иностранным государственным должностным лицам при осуществлении международных деловых операций (принята Конференцией полномочных представителей стран-членов ОЭСР 21.11.1997 г.) // Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов. Сборник документов. — М.: Инфра-М, 2004. — 102 с.
- Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию ETS № 173 (Страсбург, 27.01.1999 г.) // Бюллетень международных договоров. — 2009. — № 9.
- Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31.10.2003 г.) // Российская юстиция. — 2004. — № 4.
- Андрианов, В. Д. Коррупция как глобальная проблема. История и современность / В. Д. Андрианов. — М.: Экономика, 2016. — 304 c.
- Глазкова, Л. В. Государственный чиновник. История коррупции в России / Л. В. Глазкова. — М.: Проспект, 2016. — 112 c.
- Пархоменко С. А. Коррупция в России и в мире. Аналитический доклад [Электронный ресурс] / С. А. Пархоменко, Г. А. Сатаров. — Режим доступа: http://www.anti-corr.ru/projects.htm (дата обращения 30.09.2020 г.).
- Попов, М. Ю. Институты гражданского общества против коррупции / М. Ю. Попов // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2010. — № 2 (4). — С. 24–30.
- Судебная статистика // Судебный департамент при Верховном Суде РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cdep.ru/index.php?id=5 (дата обращения 30.09.2020 г.).
- Сулакшин, С. С. Доктрина государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике в Российской Федерации (макет-проект) / C. С. Сулакшин. — М.: Научный эксперт, 2017. — 219 c.