Ключевые слова : СМИ, медиалингвистика, медиатекст.
Средства массовой информации играют огромную роль, как в жизни общества, так и в развитии языка. Со второй половины двадцатого века рост СМИ прогрессирует: количество традиционных СМИ увеличивается, происходит совершенствование технологий, развитие сети Интернет помогает создать единое информационное пространство.
Эти социально-информационные процессы влияют не только на жизнь общества, но и на функционирование языка. Одной из самых интенсивных сфер речеупотребления сегодня стала массовая коммуникация. Весь объем тех текстов, которые распространяют СМИ, ежечасно увеличивается, что способствует возрастанию интереса к данной сфере со стороны исследователей. Именно этот факт вызвал появление такой науки, как медиалингвистика.
Медиалингвистика — это направление лингвистики, которое изучает то, как язык функционирует в медиасфере или в современной массовой коммуникации, которая представлена печатными, аудиовизуальными и сетевыми медиа [1].
Согласно Добросклонской Т. Г. термин «медиалингвистика» соединяет в себе два компонента «медиа» и «лингвистика», из чего следует, что предметом данной науки является «изучение функционирования языка в сфере массовой коммуникации» [Добросклонская, 2008, с. 34]. Это означает, что медиалингвистика исследует определенную сферу речеупотребления — язык средств массовой информации.
В медиалингвистике используются все методы текстовой обработки: начиная с методов системного анализа, и заканчивая логическим, эмпирическим, социолингвистическим методами. Для изучения текстов массовой информации используются методы когнитивной и критической лингвистики, функциональной стилистики и т. д. Соединение методов разных наук позволяет сформировать комплексный подход к изучению текстов СМИ.
Основной категорией медиалингвистики является медиатекст [2]. В основе этого понятия лежит сочетание единиц двух рядов — вербального и медийного. Медиатекст является объемным и многоуровневым явлением.
По способу производства медиатекста, он может быть авторским или коллегиальным. Это зависит от того, сколько человек приняло участие в разработке медиатекста, а также указано ли авторство при показе конечного продукта. Примером авторского текста может служить любой материал, который содержит указание на авторство, например газетная статья. Примером коллегиального текста может служить новостной репортаж.
Форму создания и форму воспроизведения медиатекста следует рассмотреть совместно. Многие тексты, которые первоначально должны были дойти до потребителя в устном виде, доходят в письменном виде и наоборот. Например, интервью в журнале. Изначально, оно было устным по форме, но дошло до потребителя в письменном виде. Или же чтение комментаторского текста. По форме создания оно является письменным текстом, а по форме воспроизведения — устным.
Канал распространения играет важную роль для описания медиатекста. Каналом распространения называется то средство массовой коммуникации, в рамках которого создан, а также функционирует медиатекст. Каждое средство массовой коммуникации имеет ряд характерных медийных признаков, которые существенно влияют на лингво-форматные свойства того или иного текста. Например, графическое оформление или иллюстрации в газетной статье.
Функционально-жанровая принадлежность медиатекста является важным компонентом для его описания. Однако этот компонент является неустойчивым, поскольку в сфере массовой коммуникации постоянно происходит жанровое движение. Выделяют четыре типа медиатекстов:
- новости;
- информационная аналитика;
- текст-очерк;
- реклама.
Тематическая доминанта является еще одним важным компонентом для описания медиатекста. Проанализировав этот компонент, можно сказать, что в рамках СМИ оформилась устойчивая система тем или медиатопиков, в которую входят новостные, политические, культурные и другие темы. Следует отметить, что в рамках определенной страны могут сложиться свои устойчивые медиатопики, например, в Великобритании освещение частной жизни королевской семьи является таким устойчивым медиатопиком [3].
Для изучения медиатекстов используется широкий спектр методов. Наиболее распространенными являются метод контент-анализа, метод дискурсивного анализа, социолингвистические методы и т. д.
В заключение, следует отметить, что медиалингвистика это наука, изучающая функционирование языка в медиасфере, которая появилась относительно недавно. Она возникла на стыке двух наук, а значит, несет в себе присущие им черты: она использует базу лингвистических исследований, с одной стороны, а с другой — инкорпорируется в общую систему медиалогии, которая занимается изучением СМИ. Ее основной категорией является медиатекст, который представляет собой комплексное и сложное явление, несущее в себе ряд характерных признаков.
Литература:
- Добросклонская, Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь: учеб. пособие / Т. Г. Добросклонская. — М.: Флинта: Наука, 2008. — 264 с
- Сметанина С. И, Медиа-текст в системе культуры: Динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века / Сметанина С. И. — Михайлов В. А., 2002. — 382 с.
- Добросклонская Т. Г.. Журнал: Медиалингвистика. Выпуск 3. Речевые жанры в массмедиа, 2011.- с.17–21