Ключевые слова: местное самоуправление, Уральский регион, муниципальное имущество.
Муниципальное управление — это целостная система территориального развития. Её необходимо рассматривать как процедуру координирования отношений внутри государства с помощью определения и назначения сфер влияния между территориальными уровнями и ветвями власти.
Уральский регион — это составная часть единого социально-экономического пространства страны, сформировавшаяся исторически в процессе хозяйственного объединения и формирования территориальной общности людей, обладающей региональной идентичностью.
С 18 века начался процесс формирования территориальной структуры Большого Урала. Произошло объединение районов Западного и Южного районов. Образование Уральской области предопределила формирование Уральского федерального округа, границам и составу. [1].
Основные этапы формирования местного самоуправления в Уральском регионе можно охарактеризовать следующими историческими событиями:
- Жалованная грамота 1785г., изданная Императрицей Екатериной II. Этот документ, заложил основы местного самоуправления как единой для всей страны системы.
Предполагалось, что она распределяла права собственности города на принадлежавшие ему «земли, сады, поля, пастьбы, луга, реки, рыбныя ловли, леса, рощи, кустарники, пустыя места, мельницы водяныя или ветряныя»....
Однако, в Грамоте городам важно понимать, что, несмотря на свое название, она давала привилегии не городам в целом, а конкретно купечеству.
Жалованная грамота городам разделила город. В результате купцы и дворяне укрепились в статусе элиты российского общества. Таким образом, Реальная власть в местном самоуправлении в городах оказалась в руках богатых купцов. Остальные разряды (сословия) фактически никакой власти и никаких привилегий не получили. [2].
- Городовое положение Александра II.
Дума становятся до известной степени хозяевами городов: в сферу их ведения входят строительное дело, благоустройство, санитарные мероприятия, больницы, богадельни, начальное образование, надзор за торговлей, ремесленными заведениями, способам уличного передвижения и многое другое. Города получают стабильные источники доходов, так в пользу города Дума могла устанавливать следующие сборы: с недвижимых имуществ (оценочный сбор), с документов на право торговли и промышленности, с трактиров, постоялых дворов и съестных лавок, с извозного промысла, с квартир и жилых помещений, с аукционов и др. Важной статьей доходов становилась собственная хозяйственная деятельность муниципальных предприятий.
Компетенция Думы строго ограничивалась границами города и отведенных ему земель. Наиболее важные из постановлений Думы подлежали утверждению вышестоящими органами власти.
Однако, рассматривая городскую реформу Александра II важно понимать ее ограниченность. Да, она предоставляла определенную самостоятельность каждому городу в виде возможности формирования органов местного самоуправления. Но эти органы занимались решением исключительно хозяйственных вопросов: благоустройство, местные промыслы, городская торговля, строительство больниц и так далее. Реальной власти у этих органов не было. [3].
Летом 1918 г. власть в Уральском регионе захвачена большевиками, Дума прекратила свое существование.
Однако, уже в августе 1918 г. — с приходом к власти на Урале А. В. Колчака и образованием Временного областного правительства, органы городского самоуправления были восстановлены.
- Советский период.
После победы в 1919 г. — советской власти на Урале, вся полнота местной власти переходит к Совету рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.
Местное самоуправление в советские годы в результате жесткой централизации власти было интегрировано в структуру государственной власти и находилось под жестким партийным контролем. Местные Советы народных депутатов не были реально экономически заинтересованы в поиске наиболее эффективных вариантов развития своих территорий. [4].
- Период перестройки.
В мае 1990 г. в Екатеринбурге прошли выборы в местные Советы. Образованный городской Совет народных депутатов имел в своем составе двести депутатов, кроме этого, в семи районах Екатеринбурга — еще семьсот. Такая структура представительных органов усложняла принятие решений. Тем не менее Совет сумел создать законодательную муниципальную базу переходного периода, создал приватизационные структуры, начал решение проблем муниципальной собственности, принял значительное количество нормативных актов хозяйственного назначения.
В октябре 1993 г. по Указу Президента «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления» в Российской Федерации деятельность Советов была прекращена и все их функции возложены на местные администрации.
В декабре 1993 г. вступила в силу новая Конституция РФ, которая внесла ряд принципиальных новаций и установок, развивающих концепцию местного самоуправления. Согласно ст.12 Конституции власть в стране организационно разделилась на два уровня — систему государственной власти и систему местного самоуправления.
В апреле 1994 г. прошли выборы в Городское собрание представителей, которое уже на втором заседании было переименовано в Екатеринбургскую городскую Думу. По распоряжению Главы администрации Свердловской области был определен состав представительного органа.
20 ноября 1995 года устав Екатеринбурга был официально зарегистрирован областным управлением юстиции. В соответствии с Уставом в исключительном ведении Екатеринбургской городской Думы находится теперь установление порядка управления и распоряжения городской муниципальной собственностью. [5].
- Современный этап развития местного самоуправления.
В 2003 г. принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Особенность Федерального закона о местном самоуправлении 2003 г. в том, что каждый из видов муниципальных образований призван решать присущие только ему вопросы местного значения, т. е. вопросы местного значения поселения не совпадают с вопросами местного значения муниципального района и городского округа. Введением двухуровневой территориальной организации местного самоуправления, произошло перераспределение вопросов местного значения между разными видами муниципальных образований.
Сегодня муниципальные органы обладают самостоятельностью в решении местных вопросов, принимают на себя отдельные государственные полномочия. [6].
Так, например, в муниципальном образовании «город Екатеринбург» представительным органом принято Положение о порядке управления муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну муниципального образования.
Указанный муниципальный нормативный правовой акт устанавливает общие принципы и порядок управления муниципальным имуществом.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: хотя на протяжении всех периодов формирования местного самоуправления в Уральском регионе были предприняты различные попытки наделения городов полномочиями в сфере управления своим имуществом, но всё же эти полномочия носили ограниченный характер. Городская власть всегда была зависима от Центральной власти. Лишь на современном этапе развития можно сказать, что города стали самостоятельными в управлении имуществом. Целевой характер муниципального имущества выражается в жесткой его «привязке» к вопросам местного значения и тем полномочиям, публичным правам, которые нормативно закреплены за органами местного самоуправления за рамками вопросов местного значения.
Литература:
- Шарыгин, М. Д. Уральский регион: границы и каркас пространственного развития / М. Д. Шарыгин. — Текст: непосредственный // Географический вестник. — 2016. — № 4(39). — С. 21–28.
- Жалованная грамота городам. — Текст: электронный // История России: [сайт]. — URL: https://istoriarusi.ru/imper/zalovannaya-gramota-gorodam-1785.html (дата обращения: 02.10.2020).
- Городская реформа Александра 2— Текст: электронный // История России: [сайт]. — URL: https://istoriarusi.ru/imper/zalovannaya-gramota-gorodam-1785.html (дата обращения: 02.10.2020).
- Чихладзе, Л. Т. Советская модель организации местного управления / Л. Т. Чихладзе. — Текст: непосредственный // Вестник Московского университета МВД России. — 2012. — № 10. — С. 54–59.
- Рябых, В. По страницам истории Екатеринбургской городской Думы / В. Рябых. — Текст: электронный // Pandia: [сайт]. — URL: https://pandia.ru/text/77/217/4256.php (дата обращения: 02.10.2020).
- Чихладзе, Л. Т. Развитие местного самоуправления в рамках концепции Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Л. Т. Чихладзе. — Текст: непосредственный // Вестник Московского университета МВД России. — 2015. — № 4. — С. 40–48.