Главы комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн и Олег Матвеичев сообщили о том, что сейчас готовится законопроект о включении понятия «deepfake» в российское правовое поле — пишут «Известия».
Планируется внести его на рассмотрение нижней палаты парламента в осеннюю сессию. В разработке документа принимают участие Роскомнадзор и некое экспертное сообщество.
Основная цель предлагаемого законопроекта — дать юридическое определение «глубоким подделкам», которые в последние годы становятся все более популярными. По словам депутата Матвейчева, сейчас люди используют нейронные сети в основном для развлечения, но через несколько лет эта техника станет более распространенной, и ее в своих корыстных и, вероятнее всего, незаконных целях будут использовать мошенники.
Авторы предложения уверены, что введение в закон термина «дипфейк» поможет бороться с цифровыми злоумышленниками. О том, как работает технология deepfake, можно прочитать в материале: https://otzyvmarketing.ru/articles/deepfake-nejroseti-dlya-zameny-lica/
В начале года заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин предположил, что уже в ближайшее время может появиться механизм маркировки дипфейков. Он тогда прокомментировал это так: «Я ожидаю, что к концу года будет что-то связанное, может быть, с маркировкой deepfake».
Эксперты, с которыми консультировались специалисты «Известий», считают, что эта технология пока что слишком сложна, чтобы ее можно было использовать в мошеннических целях.
К слову, в отдельных штатах США уже принялись за регулирование deepfake на законодательном уровне. Там запрещено использовать технологию для замены лица без согласия человека, чье лицо используется в видеоролике или на фотографии.
А компания Google, которая одна из первых начала исследовать и внедрять в работу нейросети — установила запрет на применение своих нейросетей для создания дипфейков.
Попытки как-то урегулировать эту технологию в правовом поле начались после того, как в интернете начали появляться провокационные видеоролики с селебрити и политиками. Поскольку дипфейк делает людей в кадре максимально реалистичными, такие видео можно принять за чистую монету. Очевидно, что таким образом можно легко подмочить репутацию любого человека. То есть у злоумышленников появился новый неконтролируемый инструмент в конкурентной борьбе, в нечестной борьбе.
С учетом этого правовое регулирование дипфейков кажется вполне логичным и даже необходимым.