В статье автор представляет опыт работы развития коммуникативных навыков через театрализованную деятельность у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: театральная деятельность, театр, игра, дети.
Театр — одно из самых эмоционально-ярких, выразительных средств, для формирования эстетического вкуса у ребенка. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте — игра. И каждый ребенок хочет сыграть свою удивительную, неповторимую роль… Что для этого нужно? Как научить ребенка брать на себя ту или иную роль, научиться общаться? В этом может помочь — театр.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в том числе интеллектуального, речевого и художественно-эстетического развития.
На протяжении нескольких лет углубленно работаю над темой самообразования «Развитие коммуникативных навыков через театрализованную деятельность у детей старшего дошкольного возраста».
Неотъемлемой частью в работе является организация предметно-развивающей среды. В группе создан уголок театрализованной деятельности, в котором представлено для детского внимания множество видов театра: варежковый, пальчиковый, настольный, театр-топотушек, конусный и многие другие. Материал постоянно обновляется и дополняется. В зоне доступа постоянно находятся иллюстрации к сказкам, детские рисунки, поделки, различные атрибуты (ленточки, шары, платочки, шапочки различных персонажей, маски). При проектировании предметно- пространственной среды в работе учитываются индивидуальные социально- психологические особенности детей, особенности их эмоционально-личностного развития, интересы и склонности, любознательность, исследовательский интерес, творческие способности, возрастные и полоролевые особенности.
Наблюдая за играми старших дошкольников, Д. Б. Менджерицкая отмечала: такая игра сложнее для ребенка, чем подражание событиям из жизни, потому что в ней требуется понять и почувствовать образы героев, их поведение, выучить и запомнить текст произведения [1].
Из своего опыта работы по театрализованной деятельностью, мною отмечено, что, например, сказки отражаются в играх детей по-разному: дети младшего дошкольного возраста воспроизводят отдельные сюжеты, а старшие дошкольники — сказку целиком. У дошкольников 6–7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей. В этом же возрасте становятся доступными режиссерские игры, где персонажи — это куклы, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, обдумывать свои слова, сдерживать свои движения. На начальном этапе детям предлагается изобразить отдельные эпизоды из прочитанного произведения, например, показать, как мышка, лягушка, лиса, заяц стали жить в теремке, а медведь пришел и все порушил. В сказке об этом говорится в одном предложении, следовательно, дети сами должны продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем — проиграть. Часто детям предлагается показать пантомиму, выбрав любое событие из сказки и изобразить того или иного персонажа с помощью мимики и жестов. Остальные зрители угадывают, какой эпизод был показан. Благодаря таким игровым импровизациям у ребенка постепенно развиваются художественные способности, без которых театрализованная игра не была бы так выразительна.
Выбирая материал для инсценировок, учитываются возрастные особенности, знания и умения воспитанников.
Так как, театрализованная среда тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, большинство игр отображают круг ежедневных интересов детей. С целью устранения внутренней неловкости, скованности детей, проводятся небольшие этюды, в которых эмоциональное состояние передается детям при помощи словесной и музыкальной установок. Детям очень нравится имитировать игру на музыкальных инструментах: дудочках, балалайках и т. д.
В возрасте пяти лет дети уже овладевают «управлением» куклой, имитируют ходьбу, бег, прыжки, жесты. Самостоятельно подбирают необходимые атрибуты, вариативно используют материалы и элементы костюмов, включаются в процесс изготовления необходимых атрибутов. И такие творческие проявления всегда поощряются.
Работа по театрализованной деятельности проходит в тесном контакте с музыкальным руководителем. Музыка побуждает, движет ребенка к исполнению выразительных движений.
У детей старшего возраста совершенствуются образные исполнительские умения, просыпается осознанное и ответственное отношение к исполняемой роли. Дети продолжают расширять, обогащать свой опыт театрализованной деятельности. Часто в работе используются этюды М. И. Чистяковой. В театрализованной игре начинают присутствовать произведения Л. Толстого, И. Крылова, Н. Носова. Тексты становятся более сложными, наполненные глубоким смыслом, скрытым подтекстом, в том числе юмористическим. Ребенку становится доступным самостоятельные постановки мини-спектаклей. Дети знакомятся с театром марионеток. Ставится задача: научить ребенка владеть своим телом, развивать пластику движений, согласовывать свои действия с партнером. Большое внимание уделяется обучению элементам выразительности (интонация, мимика, пантомима). В этом возрасте детей уже не всегда устраивают готовые сюжеты, им хочется придумывать свои. Дети начинают сами заниматься оформлением сказок, отражать их в изобразительной деятельности. Важно предоставить им как можно больше свободы в действиях. Артистические способности совершенствуются от выступления к выступлению.
Используя театрализованную деятельность, можно решать комплекс взаимосвязанных задач по всем образовательным направлениям:
развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра; профессии людей, создающих театр; наблюдение за явлениями природы, поведением животных и птиц);
формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности; воспитание у ребенка уважения к себе; развитие эмоций; воспитание этически ценных способов общения;
содействие развитию монологической и диалогической речи; обогащению словаря образными выражениями, сравнениями, синонимами, антонимами, эпитетами; овладению выразительными средствами общения;
приобщение к литературе, развитие воображения, создание выразительного художественного образа, обучение самостоятельному нахождению приемов изображения;
согласование действий и речи, умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа, выразительность исполнения.
При организации театрализованной деятельности должны учитываться следующие принципы: разнообразие тематики и методов работы; ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса; максимальная активность детей; сотрудничество с родителями; подбор и упражнений с учетом сочетания движений, речи, мимики, пантомимики в различных вариациях.
Театрализованные игры должны быть не похожи по своему содержанию, нести информацию об окружающей реальности, поэтому необходимо тщательно продумать и подготовить отбор художественной литературы, на основе которых строятся сюжеты.
Родители воспитанников всегда принимают активное участие в театрализованной деятельности детей. Помогают нам готовить спектакли, изготавливают декорации, готовят афиши, которые искренне переживают за своих маленьких артистов.
Театр в детском саду учит детей видеть прекрасное в жизни, в людях, просыпается желание самому нести в жизнь светлое и доброе. Любовь к театру остается у детей не только ярким воспоминанием, но и ощущением удивительного, пронизанного волшебными красками праздника.
Нашему обществу нужен человек, который может смело и решительно войти в современный темп жизни, умеет решать проблемы не стандартно, творчески, не боится ошибиться, ищет верное решение. И в этом нам поможет — театр. К. С. Станиславский говорил: «Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты». Хочется верить, что мои воспитанники, станут в будущем такими людьми!
Литература:
- Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения. -М.: ТЦ Сфера, 2001 г.
- Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду. «Школьная пресса». — 2000 г.