Статья посвящена современным здоровьесберегающим технологиям, используемых педагогами в образовательной деятельности, а также рассматриваются формы и приемы организации физкультурно-оздоровительной работы.
На сегодняшний день сложно представить процветающее и благополучное общество без здорового населения. Конечно же, медицина не стоит на месте, и ее прогресс очевиден. Но, не смотря на огромные достижения в этой области, статистика указывает на все большее количество детей с хроническими заболеваниями. Среди агрессивно воздействующих факторов, следует отметить психологическое напряжение в современном мире, экологические проблемы, некачественное питание. Особенно это воздействие пагубно сказывается на детском, интенсивно развивающемся организме.
В настоящее время идет массовая пропаганда здорового образа жизни: разнообразные программы о здоровом образе жизни и полноценном здоровом питании. Среди молодежи набирают все большую популярность клубы по спортивным интересам. МБУ ДО Центр дополнительного образования ЛИДЕР (ДЮСШ ЛИДЕР), специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва Юность (МБУ ДО СДЮСШОР Юность), спортивная школа олимпийского резерва им. А.Невского (СШОР им. А. Невского), современные спортивные сооружения: Дворец водного спорта ФОК ОАО «ОЭМК», Дворец спорта «Аркада», «Айсберг» — это неполный список физкультурных спортивно-оздоровительных учреждений, которые функционируют на территории нашего округа.
Следует отметить, что одним из важных направлений социальной политики администрации Старооскольского городского округа является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Показателем степени вовлеченности старооскольцев в занятия физической культурой и спортом является участие молодежи в полумарафонах, семейных праздниках «Все на Спорт», городских спартакиадах. Благодаря проводимой физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе наблюдается возрождающаяся тенденция здорового образа жизни в российских семьях. Согласно Уставу Всероссийской организации здравоохранения, термин «здоровье» определяется как состояние физического и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
К сожалению, родители в своем большинстве не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим людям, самому себе [1]. Приобщить родителей к здоровому образу жизни можно различными способами. Например, можно предложить им пособия, содержащие информацию о значении укрепления здоровья детей, но самым эффективным способом является организация культурно-массовых мероприятий с участием образовательной организации и родителей. Организовывая подобные мероприятия, педагоги стимулируют не только детей, но и их родителей на партнерскую оздоровительную деятельность. Этот путь позволяет родителям в домашних условиях начать формировать положительное отношение к здоровому образу жизни.
Образовательная организация, в свою очередь, полагается на четкие требования по охране здоровья обучающихся, которые прописаны в «Законе об образовании Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2016–2017 года в статье 41.
Таким образом, можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:
– медико-профилактические
– физкультурно-оздоровительные;
– технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
– здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
– валеологического просвещения родителей;
– здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Взаимодействию образовательной организации с семьей способствуют комплексы упражнений, разработанные специалистами для профилактики и развития общей и мелкой моторики, а также стенды, буклеты, освещающие вопросы оздоровления без медикаментов [2]. Предполагается, что каждое мероприятие в школе, детском саду должно заключать в себе оздоровительный эффект, препятствуя тем самым развитию переутомления.
Важным способом поддержания общей учебной работоспособности организма воспитанников является проведение в процессе образовательной деятельности физкультминуток, связанных с борьбой против гиподинамии и активизации познавательной способностей детей. Их следует проводить на начальном этапе утомления, потому что выполнение упражнений при сильном утомлении не даст желаемого результата [3]. Физкультминутки на английском языке помогают обогатить словарный запас, отработать фонетическую сторону языка, а главное, поддержать интерес детей к изучению английского языка.
Снятию психического и мышечного напряжения также поможет релаксация. В результате, воспитанник учится контролировать свои эмоции и действия. Как правило, мышечные релаксации проводятся психологами как элемент оздоровительной технологии «психогимнастика» [1]. Но несложные игровые релаксационные упражнения в технике «напряжение-расслабление» может использовать и учитель и педагог дополнительного образования на занятиях. Например, упражнение «Hot- cold» («Холодно — жарко»), дети представляют, что находятся в осеннем лесу. Для создания атмосферы можно использовать картинки или игрушки лесных животных, ягод, которые дети называют на английском языке. При команде It’s cold дети напрягают мышцы, пытаясь согреться, а после команды It’s hot расслабляются. Или же упражнение «I am happy» («Я счастлив»), в котором задействованы мышцы лица. Дети представляют солнышко и улыбаются ему, как только солнышко прячется за тучку, мышцы лица постепенно расслабляются. Подобные упражнения вызывают интерес у детей, следовательно, изучаемая или знакомая лексика прочнее усваивается детьми.
Закреплению изучаемой лексики может помочь и гимнастика для глаз. Игра «What is missing?» («Что пропало?») знакома многим. Она развивает зрительную память, дает время глазам отдохнуть, ведь во время того, как педагог прячет картинку, дети закрывают глаза, расслабляются. Игра «Близко-далеко» способствует развитию навыка аудирования иностранной речи. Педагог называет предметы, а дети ищут их глазами по всему кабинету или группе. Например, Look at the wall, look at the ball, look at me (Посмотрите на мяч, посмотрите на стену, посмотрите на меня).
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые образовательными организациями, способствуют сохранению, поддержанию и обогащению здоровья не только подрастающего поколения, их родителей, но самих педагогов. Быть здоровым, значит быть активным, творческим, инициативным, знающим человеком. Важно понимать, что наши дети — это будущее нашей страны, и педагогам, и родителям следует уделять огромное внимание к их физическому развитию, заботится о психологическом состоянии и эмоциональном благополучии каждого ребенка.
Литература:
- Алямовская В. Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания / В. Г. Алямовская.− Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2012. −168 с.
- Антонов Ю. Е. Здоровый дошкольник: оздоровительные технологии 21 века / Ю. Е. Антонов. — М.: Аркти, 2011. — 114 с.
- Кудрявцев В. Т., Нестерюк Т. В. Развитие двигательной активности и оздоровительная работа с детьми 4–7 лет / В. Т. Кудрявцев, Т. В. Нестерюк. − М.: Академия, 2007. — 109 с.