В статье рассматриваются особенности формирования социально-психологической зрелости в период студенчества.
Ключевые слова : социально-психологическая зрелость, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность.
Исследование аспектов проблемы формирования социально-психологической зрелости в период студенчества продиктовано востребованностью на рынке труда специалистов, обладающих следующими качествами: активностью, ответственностью, высоким уровнем развития коммуникативных способностей, способностью к самообразованию и саморазвитию и т. д. Тем не менее, в сфере образования не наблюдается ориентация на развитие социально-психологической зрелости студентов, так как основная задача образования состоит в передаче знаний и формировании профессиональных компетенций. Данному противоречию посвящены множество исследований, которые можно условно разделить на два направления: первое предполагает анализ аспектов профессиональной деятельности с целью ориентации на них процесса обучения; второе рассматривает направленность учебного процесса на будущего специалиста. Обозначенные выше направления ориентированы на формирование социально-психологической зрелости студентов, способствующей осуществлению дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.
Социально-психологическая зрелость студентов представляет собой готовность и способность осуществлять профессиональную деятельность и быть ответственным за её выполнение перед собой и обществом, а также включает в себя такие компоненты, как высокий уровень сформированности профессионально важных личностных качеств, готовность к выполнению требований профессии разного рода, степень удовлетворенности выбором профессии, высокий уровень развития нравственных качеств и др. Личность, обладающая социально-психологической зрелостью, способна вести себя независимо от окружения, ориентироваться на собственные цели. Согласно А. Асмолову, зрелая личность способна к свободному выбору и обладает активной жизненной позицией [2]. Кроме того, зрелый человек обладает способностью к рефлексии, построению гармоничных социальных отношений, имеет представление о своих достоинствах и недостатках, высокий уровень самоконтроля.
Далее, аспекты социально-психологической зрелости человека во многом зависят от его возрастных особенностей. Исходя из положений О. В. Горбуновой, необходимо различать хронологический возраст — прожитое индивидом число лет, физиологический возраст — степень физического развития человека и психологический возраст — степень развития психологических функций [4]. Согласно Б. Г. Ананьеву, юношеский возраст, приходящийся на период студенчества, характеризуется качественными психофизиологическими изменениями в развитии человека [1]. В этот период происходит завершение физиологического развития человека, а также данный возраст является пиком развития психофизиологических, интеллектуальных и психических функций. Кроме того, данному возрастному периоду характерно завершение развития высших эмоций человека и самосознания, являющегося центральным психологическим новообразованием юношеского возраста.
Согласно Л. И. Божович, к числу системных образований, формирующих зрелую личность, относится осознание человеком себя как субъекта действия и как субъекта, находящегося в системе человеческих отношений, наличие внутренней позиции, самоопределение [3]. Таким образом, на определенной стадии онтогенеза и в течение накопления социального опыта человек становится способным обозначать необходимый уровень своего социального, нравственного и духовного развития. Социальная зрелость также в своей совокупности обладает перечисленными выше характеристиками, кроме того, ей присущи единство ценностных ориентаций, потребностей и мотивов, способов деятельности, некоторая автономность, сознательное выполнение предъявляемых обществом требований, творческая активность, самостоятельность действий и мировоззрения.
Исходя из положений Э. Эриксона, данный период характеризуется началом формальной взрослой жизни, в котором происходит формирование психологического и социального благополучия личности, проявляется самостоятельность, ответственность за себя, свои действия, простроенный и устойчивый «образ мира», развитая способность принимать смысложизненные решения, определение перспектив и реализация целей, становление индивидуального жизненного стиля, сформированность профессионального самоопределения и обретение нового социального статуса как профессионального субъекта, способность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения с другими людьми [6]. Помимо этого данному возрастному периоду свойственны такие аспекты, как формирование потребности в поиске и осознавании смысла жизни. Ведущей деятельностью в данный период является профессиональное самоопределение. Согласно Л. М. Митиной, основополагающим критерием профессионального самоопределения выступает активность личности, потребность в самореализации, осознание необходимости преобразующих изменений во внутреннем мире, поиск новых возможностей самоосуществления в профессиональном труде [5].
Чрезвычайно важным в плане выбора жизненного пути является уровень осознанности процесса профессионального самоопределения. Нередко молодые люди осуществляют профессиональное самоопределение, направленное на сохранение ранее созданных естественных связей. Иными словами, приоритетная будущая профессиональная деятельность является соответствующей образу жизни, личностным предпочтениям. Кроме того, достижение высокого уровня личностной зрелости предполагает некоторую фокусировку личности на себе, её стремление к самопознанию, самопроявлению и самоосуществлению в профессиональной подготовке. Становление в профессиональной деятельности, освоение профессиональных знаний и умений, приобретение опыта, позволяют молодому человеку наиболее полно постигнуть тонкости будущей профессиональной деятельности. У молодых людей происходит формирование осмысленной готовности к перенесению своих умений и навыков в профессиональную деятельность, стремление к непрерывному развитию, самосовершенствованию.
Таким образом, исходя из изложенного выше можно сделать следующие выводы. Социально-психологическая зрелость личности представляет собой результат определенного возрастного этапа развития человека в онтогенезе, предполагающего формирование таких свойств, как готовность и способность к осуществлению профессиональной деятельности и готовность нести ответственность за её выполнение, высокий уровень сформированности профессионально важных личностных качеств, степень удовлетворенности выбором профессии, высокий уровень развития нравственных качеств, высокий уровень развития рефлексии и самосознания.
Литература:
- Ананьев, Б. Г. Структура развития психофизических функций взрослого человека / Б. Г. Ананьев. — 1-е изд. — Москва: Ин-т практ. психол., 2014. — 248 c. — Текст: непосредственный.
- Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. — 1-е изд. — Москва: Изд-во МГУ, 1990. — 367 c. — Текст: непосредственный.
- Божович, Л. И. Проблемы формирования личности 2016. / Л. И. Божович. — 2-е изд. — Москва: Междунар. пед. академия, 2016. — 378 c. — Текст: непосредственный.
- Горбунова, О. В. Социальная зрелость и черты характера личности / О. В. Горбунова. — Текст: непосредственный // Самарский научный вестник. — 2017. — № 4. — С. C.54–57.
- Митина, Л. М. Психология личностного и профессионального развития человека в современном социокультурном пространстве / Л. М. Митина. — Текст: непосредственный // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. — 2015. — № 3. — С. 79–86.
- Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. — 1-е изд. — Москва: Прогресс, 1996. — 339 c. — Текст: непосредственный.