В статье рассматриваются особенности выбора копинг-стратегий студентов-психологов в зависимости от формы обучения. Представлена актуальность исследования копинг-стратегий в период обучения в вузе. Проведен анализ трудностей, с которыми сталкиваются студенты в ходе обучения, и как это влияет на формирование копинг-стратегий. Представлены результаты исследования копинг-стратегий студентов в зависимости от формы обучения. В заключение описаны особенности копинг-стратегий студентов-психологов очной и заочной формы обучения.
Ключевые слова: студенты, студенты-психологи, форма обучения, копинг-стратегии, стиль совладания с трудной ситуацией
The article discusses the features of choosing coping strategies of psychology students depending on the form of training. The article presents the relevance of the study of coping strategies in the period of study at the University. An analysis of the difficulties faced by students in the course of training and how this affects the formation of coping strategies. The results of a study of students' coping strategies depending on the form of education are presented. In conclusion, the features of coping strategies of full-time and part-time psychology students are described.
Keywords: students, psychology students, form of training, coping strategies, coping style with a difficult situation
Известно, что период обучения в вузе для молодых людей связан с перестройкой привычных жизненных стереотипов и решением новых сложных задач, что повышает уровень стресса. Также такие факторы, как частое недосыпание, истощение, академические задолженности, трудности самоорганизации и несформированность конструктивных копинг-стратегий, дефицит социальной поддержки, часто становятся причинами повышенной стрессогенности повседневной жизни и, как следствие эмоциональной дезадаптации [1].
Студенческий период является наиболее благоприятным периодом для формирования продуктивных копинг-стратегий, поскольку умение эффективно справляться со стрессовыми ситуациями, находить выход из трудной ситуации, используя конструктивные формы поведения — это не только один из факторов успешной учебы в вузе, но и необходимое условие достижения поставленных целей в будущей профессиональной деятельности специалиста, что сокращает вероятность профессиональных деструктивных изменений личности в результате профессионального выгорания, зачастую свойственного представителям именно данной профессии [2].
Необходимость эмпирического исследования копинг-стратегий студентов-психологов обусловлена актуальностью данного вопроса. Теоретический анализ исследования копинг-стратегий студентов-психологов, позволил разработать и реализовать программу эмпирического исследования, целью которой является изучение копинг-стратегий студентов–психологов в зависимости от формы обучения.
В своем исследовании мы предположили, что выбор копинг-стратегий у студентов-психологов зависит от формы обучения, а именно: для студентов-психологов курса «очной формы обучения» характерен продуктивный стиль совладания и копинг-стратегия, ориентированная на решение задач; для студентов-психологов дневного отделения «заочной формы обучения» характерен социальный стиль совладания и копинг-стратегия, ориентированная на эмоции.
Базой эмпирического исследования выступил «Воронежский государственный педагогический университет».
Выборку исследования составили 40 студентов, из них 20 респондентов дневной формы обучения отделения и 20 респондентов заочной формы обучения. Соответственно, исследование проводилось на 2 группах студентов: 1 группа — студенты-психологи дневной формы обучения; 2 группа — студенты-психологи заочной формы обучения.
Исследование копинг-стратегий студентов-психологов проводилось на основании методики диагностики стилей психологического совладания ACS (Adolescent Coping Scale — Юношеская копинг-шкала) австралийских психологов Фрайденберга и Левиса, адаптирована Т. Л. Крюковой [3].
Результаты исследования 1 группы студентов-психологов.
Анализ результатов исследования позволил заключить, что студенты-психологи дневной формы обучения характеризуются преобладанием социального стиля совладания в трудной ситуации. Среди стратегий, относящихся к социальному стилю, у студентов наиболее выраженными выступают такие как «принадлежность» (65,1 балл), «друзья» (59,6 баллов) и «социальная поддержка» (57,8 баллов). Наименее всего у студентов в социальном стиле выражена такая категория как «общественные действия» (43 балла).
Необходимо отметить, что у студентов дневной формы обучения установлены достаточно выраженные показатели в отношении продуктивного стиля совладания. В частности, достаточно высокие показатели выявлены в отношении таких стратегий как «духовность» (71,4 балла) и «работа и достижения» (68,2 балла). Несколько меньшее значение получены в отношении «решения проблемы» (59,4 балла).
Непродуктивный стиль поведения наименее всего присущ студентам дневной формы обучения. Среди непродуктивных стратегий наибольшую выраженность имеют такие как «отвлечение» (66,2 балла), «уход в себя» (64,3 балла) и «самообвинение» (62 балла). Наименьшую выраженность у студентов имеют такие непродуктивные стратегии как «беспокойство» (39,8), «игнорирование» (47,5 баллов) и «чудо» (48,5 баллов).
Итак, подводя итог проведенному анализу можно сказать, что в целом студенты-психологи дневной формы обучения отдают предпочтение социальному стилю поведения. Для них характерна опора на принадлежность и дружеские отношения, они склонны оценивать ситуацию с позитивной точки зрения с опорой на духовность и веру в свои силы.
Далее перейдем к рассмотрению выраженности копинг-стратегий во 2 группе студентов-психологов заочной формы обучения.
Анализ результатов исследования позволил заключить, что студенты-психологи дополнительного образования характеризуются преобладанием продуктивного стиля совладания в трудной ситуации. В частности, достаточно высокие показатели выявлены в отношении таких стратегий, как «духовность» (80,6 балла). Такие стратегии, как «работа и достижения» (68,2 балла), «позитивный фокус» (61,9) и «решение проблемы» (61,8) находятся практически в равной степени выраженности.
В отношении социального стиля можно отметить, что наиболее выраженными у студентов выступают такие стратегии, как «социальная поддержка» (61,8 баллов) и «принадлежность» (61,8 балл). Несколько меньше выражена такая стратегия, как «друзья» (60,1 баллов). Наименее всего у студентов в социальном стиле выражена такая стратегия, как «общественные действия» (41,4 балла).
Непродуктивный стиль поведения наименее всего присущ студентам дополнительного образования. Среди непродуктивных стратегий наибольшую выраженность имеют такие, как «самообвинение» (73,5 балла), «отвлечение» (66,1 балла) и «активный отдых» (65,6 балла). Наименьшую выраженность у студентов имеют такие непродуктивные стратегии, как «беспокойство» (42,9), и «чудо» (41,4 баллов).
Итак, подводя итог проведенному анализу можно сказать, что в целом студенты-психологи заочной формы обучения отдают предпочтение продуктивному стилю поведения. Для них характерно стремление к достижениям и работе, они ориентированы на позитивное восприятие ситуации с опорой на духовность, для них важное значение имеет решение проблемы. Рассмотрение стилей поведения студентов-психологов заочной формы обучения позволяет заключить, что для большинства из них характерен продуктивный стиль поведения.
Как мы можем наблюдать у студентов 1 группы преобладает социальный стиль поведения, а у студентов 2 группы — продуктивный стиль поведения. Достоверность полученных результатов мы проверили с помощью критерия — φ * угловое преобразование Фишера.
В результате математико-статистического анализа были установлены значимые различия в проявлении продуктивных копинг-стратегий (φ * = 1,64; ρ ≥ 0,05) и социальных копинг-стратегий (φ * = 1,96; ρ ≥ 0,05) между студентами-психологами дневной и заочной формы обучения.
Иными словами, студенты-психологи дневной формы обучения достоверно в большей степени используют социальный стиль поведения, то есть ориентированы на социальную поддержку и помощь. Студенты-психологи заочной формы обучения достоверно в большей степени используют продуктивный стиль поведения, то есть ориентированы на решение проблемы и достижения.
Полученные результаты, вероятно, обусловлены тем, что студенты дневного обучения имеют более молодой возраст, еще не имеют материальной поддержки и собственного социального положения. Многие из них обучаются на средства родителей или других близких родственников. Весьма показательно в этой ситуации преобладание у них социального стиля поведения. Студенты заочной формы обучения, в своем большинстве уже имеют определенный социальный статус, работают и обучаются параллельно, преимущественно оплачивая обучение собственными заработанными средствами. Данным положением и обусловлен продуктивный стиль поведения, ориентированный на достижения и решение проблем.
Литература:
- Андреева А. А. Стрессоустойчивость студентов и их отношение к учебной деятельности: монография / А. А. Андреева. — ТГУ им. Г. Р. Державина, 2010. — 168 с.
- Аракелов Г. Г. Стресс — факторы влияющие на формирование психосоциальной устойчивости личности в период студенчества / Г. Г. Аракелов, В. В. Аршинова, Г. Е. Жданова // Психологическая наука и образование. — 2008. — № 2. — С. 52–59.
- Крюкова Т. Л. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк // Журнал практического психолога. — М. — 2007. — № 3. — С. 93–112.
- Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения: Монография / Т. Л. Крюкова. — Кострома, 2004–473 с.