Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (331) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 10.10.2020

Статья просмотрена: 1151 раз

Библиографическое описание:

Мотренко, Ю. П. Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста / Ю. П. Мотренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 41 (331). — С. 194-196. — URL: https://moluch.ru/archive/331/74052/ (дата обращения: 16.11.2024).



Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь приносила удовлетворение? Профессия человеку нужна не сама по себе. Она необходима ему не только для того, чтобы кормить себя и свою семью, быть востребованным обществом и получать от него признание. Она нужна в первую очередь для того, чтобы создать свой имидж, отражающий уникальность человека, достичь определенного социального статуса. Человек существует не ради самого себя, а для того, чтобы состояться, быть самостоятельным.

В наши дни профессий стало очень много. Их уже много тысяч. И все время появляются все новые и новые. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто не только дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.

Однако сам ребенок реализовать себя может не всегда. Осознать значимость труда, войти во взрослую жизнь с уже сформированными представлениями о труде и уметь ориентироваться в мире профессий, ему должны помочь взрослые, которые находятся рядом с ним с самого рождения (родители, воспитатели, педагоги).

Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде,

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования социально-коммуникативное развитие рассматривается как одна из образовательных областей, направленных, в том числе и «на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества». Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию.

Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребёнок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальные и эпизодические.

Важно раскрыть потенциал детей в профориентации не только в школьном обучении, но и на этапе дошкольного детства. Ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий, с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация). Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми. Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т. д.

Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания. Важно создать условия для осознанного профессионального самоопределения воспитанников в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества; формирования способности к социально- профессиональной адаптации в обществе.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Труд развивает способностей ребёнка. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.

Поэтому мы с коллегами нашего Доу разработали проект «Приобщение дошкольников к миру профессий через организацию станций по профориентации»

Создание данного проекта по профориентации обусловлено так же и тем, что, анализируя свой опыт работы предыдущих лет были выявлены следующие проблемы:

  1. недостаточная профессиональная компетентность педагогов дошкольных учреждений станицы в вопросах профориентационной работы;
  2. устаревшие, педагогически неэффективные подходы, преобладание «фрагментарного подхода»;
  3. не использование в полном объеме ресурсов социального партнёрства.

Поэтому дети:

– слабо ориентированы в мире профессий;

– тема профориентации часто не интересна для дошкольников в связи с недостаточной популяризацией работы в данном направлении;

– познавательные сведения воспитанников сводятся лишь к профессиям ближайшего окружения (воспитатель, продавец, доктор).

Методы, используемые в реализации данного проекта, адаптированы для использования их педагогами и соответствуют индивидуальным особенностям детей, их интересам. В рамках данного проекта мы предполагаем организацию комплекса мероприятий, направленных на формирование жизненной позиции по выбору профессиональной деятельности.

Возрождение системы профессиональной ориентации молодежи на качественно новом уровне — важнейший фактор развития социально-экономической сферы нашего общества. В Краснодарском крае, как и некоторых других регионах России, профориентация признана приоритетным направлением образования.

Поэтому значимость нашего инновационного проекта для развития системы образования в Краснодарском крае очевидна, так как при его реализации создаются мобильные условия для формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности, удовлетворяющие образовательные потребности по развитию ранней профориентации как в группах, так и в ДОУ с углубленным изучением конкретных профессий, в конкретных структурах, на производстве и т. п..

В ходе реализации проекта планируется создать инновационный продукт — Парциальную программу по ранней профориентации дошкольников — компонент вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования, в которую будут входить:

– сценарии образовательных мероприятий с детьми дошкольного возраста;

– сценарии мероприятий с родителями дошкольников;

– разработанные экскурсионные маршруты на предприятия станицы;

– систематизированная художественная литература;

– методическая, научно-популярная литература;

– систематизированный иллюстративный материал;

– подбор атрибутов для игровой познавательно-исследовательской, изобразительной и др. видов деятельности;

– видео экскурсии с предприятий нашей станицы;

– диагностика усвоения программы;

– тестирование удовлетворенности родителей.

Длительность проекта — 3 года.

Таким образом, реализация данного проекта еще раз подтверждает, что ранняя профориентация дошкольников — это необходимое направление деятельности в дошкольном образовательном учреждении. И перед педагогами стоит задача воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.

Литература:

  1. Алябьева Е. А. Ребенок в мире взрослых. Рассказы о профессиях. ООО «ТЦ Сфера», оформление, 2016. С-230
  2. Андрей Домбровский. На путях к новой школе. № 2. 2003 г.
  3. Гофман Е. Р. Формирование профессионального самоопределения у детей старшего дошкольного возраста посредством игры. Актуальные вопросы социализации и профессиональной ориентации детей и подростков материалы Интернет-конференции. 2017. С. 25–27.
  4. Истратова О. Н. Большая книга детского психолога. М.: Феникс, 2011. — 576 c.
  5. Киселева Л. С. Данилина Т. А. Лагода Т. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Изд.: АРКТИ. 2013. С. — 96.
  6. Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. — 52 с.
  7. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях — М.: Сфера, 2005. — с. 28
  8. Урунтаева Г. А. Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 368 с.
  9. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Изд.:Центр педагогического образования. 2014. С.32.
  10. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. — с.13
Основные термины (генерируются автоматически): мир профессий, ребенок, детский сад, дошкольное образование, дошкольный возраст, профессиональная деятельность, профессия, взрослая жизнь, дошкольное детство, Краснодарский край.


Задать вопрос