Взаимосвязь стилей семейного воспитания и личностных особенностей первоклассников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №41 (331) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 09.10.2020

Статья просмотрена: 342 раза

Библиографическое описание:

Бондаренко, Т. В. Взаимосвязь стилей семейного воспитания и личностных особенностей первоклассников / Т. В. Бондаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 41 (331). — С. 159-160. — URL: https://moluch.ru/archive/331/74062/ (дата обращения: 03.04.2025).



В статье рассматривается связь стилей семейного воспитания с личностными особенностями первоклассников. Исследование обусловлено возникающими проблемами в воспитании ребенка у родителей и педагогов в связи с первым годом обучения, так как «в каждой семье ребенка воспитывают уникальным, присущим лишь этой семье, образом» [1]. Школа же «вводит его в строго нормированный мир отношений и требует организованной произвольности» [2].

Ключевые слова: личностные особенности, стиль семейного воспитания, социальная ответственность, самостоятельность, сопереживание, самооценка, кризис семи лет, ведущая деятельность, Диана Баумринд.

Тема семейного воспитания широко изучается в возрастной психологии. Особенное значение ей придавали представители психодинамического подхода (К. Хорни, Э. Эриксон), которые предполагали, что во взрослой жизни человек стремится повторить события детства, пусть даже неприятные, и большинство болезненных состояний личности связано с фиксациями на этих событиях.

В данной статье нам хотелось бы сосредоточиться на стилях семейного воспитания, избранных родителями первоклассников, так как в этот временной период меняется ведущая деятельность ребёнка (с игровой на учебную), родители могут столкнуться с возрастным кризисом семи лет, а также происходит смена авторитетов у ребёнка (учитель). Все обозначенные перемены являются новыми не только для первоклассника, но и для родителей.

Физиологически , в семилетнем возрасте у детей возникают центры окостенения в эпифизах пястных и основных фаланг, начинается смена молочных зубов постоянными. Происходят сдвиги в сердечно-сосудистой системе: частоты пульса снижается до 85–88 уд/мин. Острота зрения достигает взрослых норм, происходит становление константы восприятия. Формируется физиологическая готовность к новому виду деятельности — учению. [3] Основным итогом психического развития ребёнка является его психологическая готовность к школьному обучению.

Ребёнок при поступлении в школу переходит в новую систему опосредованных отношений, где его Я в целостных проявлениях и свойствах весьма редко будет предметом взаимодействия с другими людьми, преобладать будет оценка предметных действий ребенка и их соответствие с образцом или правилом. [4]

Психология восприятия ребёнком оценок (отметок) такова, что очень быстро отметка из знака его успеха (неуспеха) в познавательной деятельности превращается в знак, оценивающий его личность в целом. Если отношение взрослого к ребёнку по поводу успеха или неуспеха в учении строится на сравнении его с другими детьми, то у ребёнка может одновременно возникнуть установка на достижение успеха и сопутствующее ей отчуждение от других детей. Притязающему на признание ребёнку становится сложно радоваться успешному, сопереживать неуспешному. [5]

В семилетнем возрасте, наряду с сохранением бурного развития эмоционального языка ребёнка, ярче проявляется способность к произвольности, сдерживанию эмоций, подчинению общим нормам поведения, возрастает умение владеть своими чувствами. Впервые у ребёнка появляется способность к эмоциональной децентрации при сохранении сильной зависимости от оценки его поведения значимыми взрослыми и родителями. В этом возрасте активно развиваются такие социальные эмоции, как самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям и способность к сопереживанию.

Стиль семейного воспитания понимается как целостная категория, отражающая единство когнитивного, эмоционального, мотивационного и поведенческого аспектов общения взрослого с ребенком. Характеризуется устойчивостью во времени и проявляется в большинстве ситуаций детско-родительского общения. [6] Существует много классификаций стилей семейного воспитания как отечественных (Л. Г. Саготовский, Э. Г. Эйдемиллер, Ю. В. Юстицкий), так и зарубежных авторов (Е. С. Шефер, Д. Баумринд). Выбор был сделан в пользу классификации Дианы Баумринд, которая выделила 3 основных стиля семейного воспитания: демократический (авторитетный), авторитарный и либеральный (попустительский).

Авторитетные родители: любят, понимают детей, не наказывают, а объясняют, хвалят; их требования и помощь адекватны уровню развития детей; проявляют твердость к детским капризам и гневу. У таких родителей инициативные, общительные, любознательные, ответственные, уверенные в себе дети. Авторитарные родители : подчиняют ребенка своей воле, делают акцепт на дисциплине и строгом соблюдении правил, самостоятельность и вариативность детского поведения ограничиваются, контроль, запугивания и наказания — главные средства воспитания. Дети таких родителей характеризуются раздражительностью, склонностью к конфликтам, ориентацией на внешний контроль (самоконтроль низкий), повышенным чувством вины и страхом наказания, трудностями в общении из-за собственной враждебности, тревожностью и неуверенностью. Снисходительные (либеральные) родители : проявляют бесконтрольность, попустительство, время от времени — недовольство детьми из-за их неуправляемости. Дети, как правило, характеризуются импульсивностью, агрессивностью. [6]

Исследователи так пристально и многообразно занимались изучением стилей семейного воспитания во многом потому, что были поглощены отчасти утопической идеей выделить один «хороший» стиль воспитания. Здесь вновь, однако, возникает вопрос о том, «что такое хорошо, и что такое плохо». Для детей, растущих в разных культурах, в семьях с разным уровнем достатка и образования, в криминальных и мирных районах, понятие «правильного» воспитания далеко не одинаково.

Каждый стиль создает определенную ситуацию (систему условий) развития ребенка, следовательно, каждый стиль благоприятен для развития определенных личностных особенностей и удовлетворения определенных потребностей. Иными словами, каждый стиль адекватен для определенного возрастно-психологического статуса ребенка. [6]

По мнению М . И . Лисиной

  1. ребенок с точным (адекватным) представлением о себе , растет в семье, где взрослые уделяют ему необходимое количество времени; адекватно оценивают его физиологические и интеллектуальные способности (демократический тип воспитания);
  2. ребенок с завышенным (преувеличенным) представлением о себе растет в семье, где его часто хвалят, балуют, преподносят подарки; взрослые наказывают его довольно редко, система требований носит мягкий характер (либеральный стиль);
  3. ребенок с заниженным (преуменьшенным) представлением о себе растет в семье, где взрослые с ним практически не занимаются, однако требуют послушания; невысоко оценивают, очень часто упрекают и наказывают (индифферентный либо авторитарный стиль).

Существующие исследования говорят о том, что именно демократический стиль семейного воспитания способствует формированию полноценной, самостоятельной, адекватно оценивающей себя личности.

Либеральный стиль воспитания приводит к тому, что ребенок становится неуверенным в себе, тревожным, эгоистичным, неприспособленным к жизни.

Авторитарный стиль делает ребенка мнительным, агрессивным, некоммуникабельным.

Но исследователи всё же не дают нам ответа на вопрос о том, какой стиль семейного воспитания является «правильным» и «самым лучшим». Такой подход был бы слишком простым и однобоким, так как, во-первых, ни в одной семье не встречается «чистого» стиля воспитания, а, во-вторых, каждый стиль может быть хорош для определённого этапа развития ребёнка. Допустим, при возрастании в жизни ребёнка важности социальных норм и правил (например, в период младшего школьного возраста), не лишними будут элементы авторитарного стиля. Стиль семейного воспитания обладает важной для ребёнка характеристикой — устойчивостью, поэтому придерживаться любого стиля воспитания будет лучше, чем демонстрировать отчуждение или индифферентность.

Литература:

  1. Кузьмишина Т. Л., Чирикина Е. С., Пермякова А. А., Хохлова Е. А. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация // Современная зарубежная психология. 2014. Том 3. № 1. С. 16–25
  2. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
  3. Карвасарский Б. Д. Клиническая психология / Б. Д. Карвасарский. — Питер, 2002. — 959 с.
  4. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. — Москва: Издательский центр «Академия», 1999. — 672 с.
  5. Мухнина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. / В. С. Мухина. — Москва: Издательский центр «Академия», 2006. — 608 с.
  6. Якимова Т. В. Психология семьи. Учебник и практикум для академического бакалавриата / T. В. Якимова. — Москва: Гриф УМО ВО, 2018. — 345 с.
Основные термины (генерируются автоматически): семейное воспитание, ребенок, стиль, родитель, авторитарный стиль, взрослый, семилетний возраст, семья, стиль воспитания.


Похожие статьи

Воспитательные практики родителей дошкольников

Статья посвящена раскрытию понятия «воспитательные практики родителей» и проблеме их влияния на развитие ребенка дошкольного возраста. Автором подчеркивается необходимость изучения воспитательных практик родителей и вводится понятие «воспитательные п...

Нравственное развитие младших школьников посредством разрешения конфликтных ситуаций

Тема обусловлена необходимостью изучения влияния конфликтных ситуаций на нравственное развитие личности ребенка в младшем школьном возрасте, так как именно в этот период происходит активное усвоение моральных норм, образцов взаимодействия, поведения ...

Взаимосвязь отношений в семье и проявлений детской агрессивности

Трудности в поведении детей зависят от их возрастных и индивидуальных особенностей. В статье раскрываются особенности, причины и способы коррекции агрессивного поведения детей, а также отмечена необходимость своевременного обращения к специалистам пр...

Личностные характеристики матерей, имеющих детей с зависимыми формами поведения

В статье описывается исследование личностных особенностей и системы воспитания у матерей подростков с зависимыми формами поведения и матерей подростков без зависимых форм поведения. В результате исследования получен вывод, что для матерей, воспитываю...

Развитие этической культуры менеджера в системе профессионального образования

Статья освещает общие контуры формирования этической культуры менеджеров. Успех в бизнесе и предпринимательской деятельности во многом определяется нравственностью. Положение Протагора «Человек — мера всех вещей» наиболее актуально в современную эпох...

Влияние внутрисемейных отношений на адаптацию первоклассника

Цель исследования определяется актуальностью выявления основных характеристик школьной адаптации первоклассников, установка их взаимосвязи с внутрисемейными (детско-родительскими, детско-прародительскими и братски-сестринскими) отношениями. Научная н...

Особенности жизнестойкости подростков

В статье рассматриваются основные проблемы современных подростков. Представлены результаты эмпирического исследования по проблеме изучения особенностей жизнестойкости младших и старших подростков, с их личностными особенностями: разным темпераментом,...

Влияние детско-родительских отношений на тревожность детей старшего дошкольного возраста

На сегодняшний день тревожность детей в дошкольном возрасте стала довольно распространённой проблемой. В этом возрасте эмоционально-личностное развитие тесно связано с семьей. Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его р...

Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки: экспериментальный аспект

В статье рассматриваются субъектные особенности эмоционального восприятия музыки детьми младшего школьного возраста, которые характеризуют младших школьников прежде всего как субъектов определенной деятельности в связи с их личностным становлением. В...

Методы формирования у детей чувства ответственности

В статье рассматриваются методы формирования у детей чувства ответственности. Автор систематизирует основные стратегии, направленные на формирование осознанных обязательств, подчеркнув их центральное значение для воспитательного процесса младших школ...

Похожие статьи

Воспитательные практики родителей дошкольников

Статья посвящена раскрытию понятия «воспитательные практики родителей» и проблеме их влияния на развитие ребенка дошкольного возраста. Автором подчеркивается необходимость изучения воспитательных практик родителей и вводится понятие «воспитательные п...

Нравственное развитие младших школьников посредством разрешения конфликтных ситуаций

Тема обусловлена необходимостью изучения влияния конфликтных ситуаций на нравственное развитие личности ребенка в младшем школьном возрасте, так как именно в этот период происходит активное усвоение моральных норм, образцов взаимодействия, поведения ...

Взаимосвязь отношений в семье и проявлений детской агрессивности

Трудности в поведении детей зависят от их возрастных и индивидуальных особенностей. В статье раскрываются особенности, причины и способы коррекции агрессивного поведения детей, а также отмечена необходимость своевременного обращения к специалистам пр...

Личностные характеристики матерей, имеющих детей с зависимыми формами поведения

В статье описывается исследование личностных особенностей и системы воспитания у матерей подростков с зависимыми формами поведения и матерей подростков без зависимых форм поведения. В результате исследования получен вывод, что для матерей, воспитываю...

Развитие этической культуры менеджера в системе профессионального образования

Статья освещает общие контуры формирования этической культуры менеджеров. Успех в бизнесе и предпринимательской деятельности во многом определяется нравственностью. Положение Протагора «Человек — мера всех вещей» наиболее актуально в современную эпох...

Влияние внутрисемейных отношений на адаптацию первоклассника

Цель исследования определяется актуальностью выявления основных характеристик школьной адаптации первоклассников, установка их взаимосвязи с внутрисемейными (детско-родительскими, детско-прародительскими и братски-сестринскими) отношениями. Научная н...

Особенности жизнестойкости подростков

В статье рассматриваются основные проблемы современных подростков. Представлены результаты эмпирического исследования по проблеме изучения особенностей жизнестойкости младших и старших подростков, с их личностными особенностями: разным темпераментом,...

Влияние детско-родительских отношений на тревожность детей старшего дошкольного возраста

На сегодняшний день тревожность детей в дошкольном возрасте стала довольно распространённой проблемой. В этом возрасте эмоционально-личностное развитие тесно связано с семьей. Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его р...

Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки: экспериментальный аспект

В статье рассматриваются субъектные особенности эмоционального восприятия музыки детьми младшего школьного возраста, которые характеризуют младших школьников прежде всего как субъектов определенной деятельности в связи с их личностным становлением. В...

Методы формирования у детей чувства ответственности

В статье рассматриваются методы формирования у детей чувства ответственности. Автор систематизирует основные стратегии, направленные на формирование осознанных обязательств, подчеркнув их центральное значение для воспитательного процесса младших школ...

Задать вопрос