В статье рассматривается связь стилей семейного воспитания с личностными особенностями первоклассников. Исследование обусловлено возникающими проблемами в воспитании ребенка у родителей и педагогов в связи с первым годом обучения, так как «в каждой семье ребенка воспитывают уникальным, присущим лишь этой семье, образом» [1]. Школа же «вводит его в строго нормированный мир отношений и требует организованной произвольности» [2].
Ключевые слова: личностные особенности, стиль семейного воспитания, социальная ответственность, самостоятельность, сопереживание, самооценка, кризис семи лет, ведущая деятельность, Диана Баумринд.
Тема семейного воспитания широко изучается в возрастной психологии. Особенное значение ей придавали представители психодинамического подхода (К. Хорни, Э. Эриксон), которые предполагали, что во взрослой жизни человек стремится повторить события детства, пусть даже неприятные, и большинство болезненных состояний личности связано с фиксациями на этих событиях.
В данной статье нам хотелось бы сосредоточиться на стилях семейного воспитания, избранных родителями первоклассников, так как в этот временной период меняется ведущая деятельность ребёнка (с игровой на учебную), родители могут столкнуться с возрастным кризисом семи лет, а также происходит смена авторитетов у ребёнка (учитель). Все обозначенные перемены являются новыми не только для первоклассника, но и для родителей.
Физиологически , в семилетнем возрасте у детей возникают центры окостенения в эпифизах пястных и основных фаланг, начинается смена молочных зубов постоянными. Происходят сдвиги в сердечно-сосудистой системе: частоты пульса снижается до 85–88 уд/мин. Острота зрения достигает взрослых норм, происходит становление константы восприятия. Формируется физиологическая готовность к новому виду деятельности — учению. [3] Основным итогом психического развития ребёнка является его психологическая готовность к школьному обучению.
Ребёнок при поступлении в школу переходит в новую систему опосредованных отношений, где его Я в целостных проявлениях и свойствах весьма редко будет предметом взаимодействия с другими людьми, преобладать будет оценка предметных действий ребенка и их соответствие с образцом или правилом. [4]
Психология восприятия ребёнком оценок (отметок) такова, что очень быстро отметка из знака его успеха (неуспеха) в познавательной деятельности превращается в знак, оценивающий его личность в целом. Если отношение взрослого к ребёнку по поводу успеха или неуспеха в учении строится на сравнении его с другими детьми, то у ребёнка может одновременно возникнуть установка на достижение успеха и сопутствующее ей отчуждение от других детей. Притязающему на признание ребёнку становится сложно радоваться успешному, сопереживать неуспешному. [5]
В семилетнем возрасте, наряду с сохранением бурного развития эмоционального языка ребёнка, ярче проявляется способность к произвольности, сдерживанию эмоций, подчинению общим нормам поведения, возрастает умение владеть своими чувствами. Впервые у ребёнка появляется способность к эмоциональной децентрации при сохранении сильной зависимости от оценки его поведения значимыми взрослыми и родителями. В этом возрасте активно развиваются такие социальные эмоции, как самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям и способность к сопереживанию.
Стиль семейного воспитания понимается как целостная категория, отражающая единство когнитивного, эмоционального, мотивационного и поведенческого аспектов общения взрослого с ребенком. Характеризуется устойчивостью во времени и проявляется в большинстве ситуаций детско-родительского общения. [6] Существует много классификаций стилей семейного воспитания как отечественных (Л. Г. Саготовский, Э. Г. Эйдемиллер, Ю. В. Юстицкий), так и зарубежных авторов (Е. С. Шефер, Д. Баумринд). Выбор был сделан в пользу классификации Дианы Баумринд, которая выделила 3 основных стиля семейного воспитания: демократический (авторитетный), авторитарный и либеральный (попустительский).
Авторитетные родители: любят, понимают детей, не наказывают, а объясняют, хвалят; их требования и помощь адекватны уровню развития детей; проявляют твердость к детским капризам и гневу. У таких родителей инициативные, общительные, любознательные, ответственные, уверенные в себе дети. Авторитарные родители : подчиняют ребенка своей воле, делают акцепт на дисциплине и строгом соблюдении правил, самостоятельность и вариативность детского поведения ограничиваются, контроль, запугивания и наказания — главные средства воспитания. Дети таких родителей характеризуются раздражительностью, склонностью к конфликтам, ориентацией на внешний контроль (самоконтроль низкий), повышенным чувством вины и страхом наказания, трудностями в общении из-за собственной враждебности, тревожностью и неуверенностью. Снисходительные (либеральные) родители : проявляют бесконтрольность, попустительство, время от времени — недовольство детьми из-за их неуправляемости. Дети, как правило, характеризуются импульсивностью, агрессивностью. [6]
Исследователи так пристально и многообразно занимались изучением стилей семейного воспитания во многом потому, что были поглощены отчасти утопической идеей выделить один «хороший» стиль воспитания. Здесь вновь, однако, возникает вопрос о том, «что такое хорошо, и что такое плохо». Для детей, растущих в разных культурах, в семьях с разным уровнем достатка и образования, в криминальных и мирных районах, понятие «правильного» воспитания далеко не одинаково.
Каждый стиль создает определенную ситуацию (систему условий) развития ребенка, следовательно, каждый стиль благоприятен для развития определенных личностных особенностей и удовлетворения определенных потребностей. Иными словами, каждый стиль адекватен для определенного возрастно-психологического статуса ребенка. [6]
По мнению М . И . Лисиной
- ребенок с точным (адекватным) представлением о себе , растет в семье, где взрослые уделяют ему необходимое количество времени; адекватно оценивают его физиологические и интеллектуальные способности (демократический тип воспитания);
- ребенок с завышенным (преувеличенным) представлением о себе растет в семье, где его часто хвалят, балуют, преподносят подарки; взрослые наказывают его довольно редко, система требований носит мягкий характер (либеральный стиль);
- ребенок с заниженным (преуменьшенным) представлением о себе растет в семье, где взрослые с ним практически не занимаются, однако требуют послушания; невысоко оценивают, очень часто упрекают и наказывают (индифферентный либо авторитарный стиль).
Существующие исследования говорят о том, что именно демократический стиль семейного воспитания способствует формированию полноценной, самостоятельной, адекватно оценивающей себя личности.
Либеральный стиль воспитания приводит к тому, что ребенок становится неуверенным в себе, тревожным, эгоистичным, неприспособленным к жизни.
Авторитарный стиль делает ребенка мнительным, агрессивным, некоммуникабельным.
Но исследователи всё же не дают нам ответа на вопрос о том, какой стиль семейного воспитания является «правильным» и «самым лучшим». Такой подход был бы слишком простым и однобоким, так как, во-первых, ни в одной семье не встречается «чистого» стиля воспитания, а, во-вторых, каждый стиль может быть хорош для определённого этапа развития ребёнка. Допустим, при возрастании в жизни ребёнка важности социальных норм и правил (например, в период младшего школьного возраста), не лишними будут элементы авторитарного стиля. Стиль семейного воспитания обладает важной для ребёнка характеристикой — устойчивостью, поэтому придерживаться любого стиля воспитания будет лучше, чем демонстрировать отчуждение или индифферентность.
Литература:
- Кузьмишина Т. Л., Чирикина Е. С., Пермякова А. А., Хохлова Е. А. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация // Современная зарубежная психология. 2014. Том 3. № 1. С. 16–25
- Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
- Карвасарский Б. Д. Клиническая психология / Б. Д. Карвасарский. — Питер, 2002. — 959 с.
- Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. — Москва: Издательский центр «Академия», 1999. — 672 с.
- Мухнина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. / В. С. Мухина. — Москва: Издательский центр «Академия», 2006. — 608 с.
- Якимова Т. В. Психология семьи. Учебник и практикум для академического бакалавриата / T. В. Якимова. — Москва: Гриф УМО ВО, 2018. — 345 с.