Все начинается с детства. Формируется характер, выбираются друзья, складываются отношения с окружающими, вырабатываются нормы поведения, закладываются традиции семейного воспитания. Душа каждого человека сравнима с прекрасным цветком, но, расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье, в детском саду, в школе.
Сегодня приоритетными становятся задачи духовно-нравственного развития и воспитания младшего школьника: формирование основ морали, самосознания личности, укрепление нравственности.
Начальные шаги в этом направлении мои воспитанники делают на этических занятиях, таких как, «Вежливые слова», «Вежливые слова — помощники в дружбе», «Будьте взаимно вежливы!».
В сюжетно-ролевых играх они активизируют свои знания о правилах этикета.
На занятиях «Какого человека мы называем добрым?», «Добро и зло в сказках», «Копилка добрых дел», «Учимся быть добрыми», «Поговорим о честности», «Легко ли быть честным?», «Поговорим о милосердии» и других, обучающиеся моего класса расширяют представления о главных человеческих ценностях — добре, честности, щедрости, заботе и помощи.
В коллективе появляются первые традиции: положительный настрой на день «С другом поделись радостью своей», вечер примирения «Прости обиду». Создается копилка добрых поступков «Сердце нашего класса», в которую на итоговых внеклассных занятиях каждый может опустить орден Сердца со словами благодарности, которые «растут» вместе с ребятами. Постепенно появляются и множатся благодарности родителям за заботу, благодарности учителям за добрые уроки, благодарности друг другу за оказанную помощь.Воспитанники моего класса принимают активное участие во всероссийских конкурсах «Культурное наследие России, «День народного единства» и других, где награждены дипломами I, II, III степени.
На занятии «Добрым быть совсем не просто», дети познакомились с понятием «говорить мягким тоном». Обучающиеся приводили примеры называя близких, одноклассников, героев книг и мультфильмов, которые говорят мягким тоном. Перед детьми ставилась проблемная ситуация, где решались проблемы личностного характера. Каждый ставил перед собой сложную речевую задачу: «На этой неделе я буду особенно стараться говорить со всеми мягким тоном!»
Реализация принципа следования нравственному примеру эффективно осуществляется на внеклассных занятиях «Встреча с книгой». Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают рассказы, в которых ставится доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе.
Свою лепту в осмысление детьми общественного нравственного идеала внесла встреча с писательницей, автором многих произведений — Юлией Константиновной Басовой «Писатель — это не просто профессия. Это стиль жизни и своя философия. Чтобы начать писать, нужно переполниться; — живя, любя, ошибаясь, страдая, теряя, чувствуя» Сильное эмоциональное впечатление производит на детей жизнь и творчество «певца Урала» — Д. Н. Мамина-Сибиряка. Черты настоящего уральского характера приобретают конкретный смысл при знакомстве со сказами и биографией П. П. Бажова. Таким способом активизируется поиск нравственных образцов и примеров в реальной жизни, среди родных и близких людей. Дети отправляются в поисковые экспедиции «Доброта вокруг меня».
На занятии постоянно возникают определенные деловые и нравственные отношения между обучающимися. Решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, дети общаются между собой, влияют друг на друга. К обучающимся предъявляются требования, касающиеся их деятельности на занятии: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе — и оценивается умение учеников в этом плане. Совместная работа школьников на занятии рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции общей работы. Для того чтобы эти возможности занятия реализовать практически, создаю в течение занятия ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения между собой.
Практическое подтверждение приобретённых социальных знаний и опыт ролевого нравственного взаимодействия дети получают в конкурсных программах «Эстафета вежливости», «От всей души». Активную роль в организации таких праздников принимают родители класса, обеспечивая необходимое воспитательное взаимодействие с социумом.
Коллективные творческие дела «Мама, мамочка, мамуля», становятся специальным пространством поддержки родительских талантов, порой глубоко скрытых в силу ритма современной жизни, средством возрождения семейных традиций. Воспитанники моего класса принимали активное участие в фотовыставке «Мир и счастье для меня, это моя мама». Вовлечение взрослых и детей в совместный творческий процесс организует их плодотворное общение, во время которого, глубже узнавая друг друга, семьи заметно сближаются.
При создании проекта «Этот загадочный и фантастический мир» также предлагала ребятам синтезировать познавательную и нравственную тематику: «Есть ли дружба у животных?».
Основным методом в работе является диалог, который способствует формированию этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Диалог предполагает свободные высказывания, обмен мнениями.
Особенностью диалога является то, что в нём нет правильных или неправильных высказываний — каждый участник имеет право на свою точку зрения.
Например, в ходе диалога на тему «Семья», мы с детьми обсуждали вопросы: Что такое семья? Для чего человеку нужна семья? Какую семью можно назвать счастливой? Дети знакомятся с ролью членов семьи. Какова роль отца в семье и какое значение играет мать в семье. В результате дети высказывали свои суждения. На уроках использовались игры, упражнения, направленные на развитие эмоционально — ценностной сферы личности.
Интересными формами работы в воспитании нравственных качеств помогают мне ежегодные встречи с протоиреем о. Михаилом, иереем о. Павлом, православным хором под руководством Анны Сергеевны Стрельцовой из храма Благовещение Пресвятой Богородицы, посещение концерта классической музыки «Дети помогают детям» фонда «Арт — линия», экскурсии, посещение музеев.
Используя в своей работе интересные для их возраста формы, ненавязчиво помогаю обрести глубокую связь с Родиной, например, изучение русских традиций. Знакомлю детей с тем, как встречали гостей на Руси, о православных праздниках, значения этих праздников. Провела ряд занятий «Праздники и обычаи русского народа», «Традиции и обычаи наших предков», «Традиции чаепития у русских народов»
Полученные знания дети показывают при проведении традиционных русских праздников. Ежегодно совместно с детьми мы проводим Масленицу с блинами, народными играми. В этом году готовили новогодние игрушки с пожеланиями для родных и близких.
Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества. У обучающихся складываются твёрдые представления о нравственности, о добре и зле, правде и лжи, о верности и чести, справедливости и подвиге. При таком усвоении учебного материала у школьников формируется личный нравственный опыт.
Воспитывать нравственные качества непросто. На этом пути могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры и развитию духовности была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения на основе искренности и доверия, уважения человеческого достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле.
Воспитательное значение достигается не просто знакомством с указанными словами, понятиями и памятниками отечественной культуры, а формированием у учащихся отношения к ним как к родным словам, понятиям, святыням.
С полной уверенностью можно сказать, что свет, зажженный педагогом, просвещает ум ученика и ведёт к просветлению души.