Воспитание нравственных чувств и этического сознания обучающихся начальной школы с ОВЗ на внеклассных занятиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (331) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 12.10.2020

Статья просмотрена: 119 раз

Библиографическое описание:

Асонова, Н. В. Воспитание нравственных чувств и этического сознания обучающихся начальной школы с ОВЗ на внеклассных занятиях / Н. В. Асонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 41 (331). — С. 180-181. — URL: https://moluch.ru/archive/331/74066/ (дата обращения: 22.02.2025).



Все начинается с детства. Формируется характер, выбираются друзья, складываются отношения с окружающими, вырабатываются нормы поведения, закладываются традиции семейного воспитания. Душа каждого человека сравнима с прекрасным цветком, но, расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье, в детском саду, в школе.

Сегодня приоритетными становятся задачи духовно-нравственного развития и воспитания младшего школьника: формирование основ морали, самосознания личности, укрепление нравственности.

Начальные шаги в этом направлении мои воспитанники делают на этических занятиях, таких как, «Вежливые слова», «Вежливые слова — помощники в дружбе», «Будьте взаимно вежливы!».

В сюжетно-ролевых играх они активизируют свои знания о правилах этикета.

На занятиях «Какого человека мы называем добрым?», «Добро и зло в сказках», «Копилка добрых дел», «Учимся быть добрыми», «Поговорим о честности», «Легко ли быть честным?», «Поговорим о милосердии» и других, обучающиеся моего класса расширяют представления о главных человеческих ценностях — добре, честности, щедрости, заботе и помощи.

В коллективе появляются первые традиции: положительный настрой на день «С другом поделись радостью своей», вечер примирения «Прости обиду». Создается копилка добрых поступков «Сердце нашего класса», в которую на итоговых внеклассных занятиях каждый может опустить орден Сердца со словами благодарности, которые «растут» вместе с ребятами. Постепенно появляются и множатся благодарности родителям за заботу, благодарности учителям за добрые уроки, благодарности друг другу за оказанную помощь.Воспитанники моего класса принимают активное участие во всероссийских конкурсах «Культурное наследие России, «День народного единства» и других, где награждены дипломами I, II, III степени.

На занятии «Добрым быть совсем не просто», дети познакомились с понятием «говорить мягким тоном». Обучающиеся приводили примеры называя близких, одноклассников, героев книг и мультфильмов, которые говорят мягким тоном. Перед детьми ставилась проблемная ситуация, где решались проблемы личностного характера. Каждый ставил перед собой сложную речевую задачу: «На этой неделе я буду особенно стараться говорить со всеми мягким тоном!»

Реализация принципа следования нравственному примеру эффективно осуществляется на внеклассных занятиях «Встреча с книгой». Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают рассказы, в которых ставится доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе.

Свою лепту в осмысление детьми общественного нравственного идеала внесла встреча с писательницей, автором многих произведений — Юлией Константиновной Басовой «Писатель — это не просто профессия. Это стиль жизни и своя философия. Чтобы начать писать, нужно переполниться; — живя, любя, ошибаясь, страдая, теряя, чувствуя» Сильное эмоциональное впечатление производит на детей жизнь и творчество «певца Урала» — Д. Н. Мамина-Сибиряка. Черты настоящего уральского характера приобретают конкретный смысл при знакомстве со сказами и биографией П. П. Бажова. Таким способом активизируется поиск нравственных образцов и примеров в реальной жизни, среди родных и близких людей. Дети отправляются в поисковые экспедиции «Доброта вокруг меня».

На занятии постоянно возникают определенные деловые и нравственные отношения между обучающимися. Решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, дети общаются между собой, влияют друг на друга. К обучающимся предъявляются требования, касающиеся их деятельности на занятии: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе — и оценивается умение учеников в этом плане. Совместная работа школьников на занятии рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции общей работы. Для того чтобы эти возможности занятия реализовать практически, создаю в течение занятия ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения между собой.

Практическое подтверждение приобретённых социальных знаний и опыт ролевого нравственного взаимодействия дети получают в конкурсных программах «Эстафета вежливости», «От всей души». Активную роль в организации таких праздников принимают родители класса, обеспечивая необходимое воспитательное взаимодействие с социумом.

Коллективные творческие дела «Мама, мамочка, мамуля», становятся специальным пространством поддержки родительских талантов, порой глубоко скрытых в силу ритма современной жизни, средством возрождения семейных традиций. Воспитанники моего класса принимали активное участие в фотовыставке «Мир и счастье для меня, это моя мама». Вовлечение взрослых и детей в совместный творческий процесс организует их плодотворное общение, во время которого, глубже узнавая друг друга, семьи заметно сближаются.

При создании проекта «Этот загадочный и фантастический мир» также предлагала ребятам синтезировать познавательную и нравственную тематику: «Есть ли дружба у животных?».

Основным методом в работе является диалог, который способствует формированию этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Диалог предполагает свободные высказывания, обмен мнениями.

Особенностью диалога является то, что в нём нет правильных или неправильных высказываний — каждый участник имеет право на свою точку зрения.

Например, в ходе диалога на тему «Семья», мы с детьми обсуждали вопросы: Что такое семья? Для чего человеку нужна семья? Какую семью можно назвать счастливой? Дети знакомятся с ролью членов семьи. Какова роль отца в семье и какое значение играет мать в семье. В результате дети высказывали свои суждения. На уроках использовались игры, упражнения, направленные на развитие эмоционально — ценностной сферы личности.

Интересными формами работы в воспитании нравственных качеств помогают мне ежегодные встречи с протоиреем о. Михаилом, иереем о. Павлом, православным хором под руководством Анны Сергеевны Стрельцовой из храма Благовещение Пресвятой Богородицы, посещение концерта классической музыки «Дети помогают детям» фонда «Арт — линия», экскурсии, посещение музеев.

Используя в своей работе интересные для их возраста формы, ненавязчиво помогаю обрести глубокую связь с Родиной, например, изучение русских традиций. Знакомлю детей с тем, как встречали гостей на Руси, о православных праздниках, значения этих праздников. Провела ряд занятий «Праздники и обычаи русского народа», «Традиции и обычаи наших предков», «Традиции чаепития у русских народов»

Полученные знания дети показывают при проведении традиционных русских праздников. Ежегодно совместно с детьми мы проводим Масленицу с блинами, народными играми. В этом году готовили новогодние игрушки с пожеланиями для родных и близких.

Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества. У обучающихся складываются твёрдые представления о нравственности, о добре и зле, правде и лжи, о верности и чести, справедливости и подвиге. При таком усвоении учебного материала у школьников формируется личный нравственный опыт.

Воспитывать нравственные качества непросто. На этом пути могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры и развитию духовности была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения на основе искренности и доверия, уважения человеческого достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле.

Воспитательное значение достигается не просто знакомством с указанными словами, понятиями и памятниками отечественной культуры, а формированием у учащихся отношения к ним как к родным словам, понятиям, святыням.

С полной уверенностью можно сказать, что свет, зажженный педагогом, просвещает ум ученика и ведёт к просветлению души.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, занятие, мой класс, мягкий тон, III, активное участие, друг, друг друга, обучающийся, общая работа.


Похожие статьи

Гражданское воспитание обучающихся основной школы на уроках обществознания

Развитие творческих способностей учащихся основного общего уровня образования на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе

Психолого-педагогическая компетентность учителя начальных классов как необходимое условие духовно-нравственного воспитания младших школьников

Особенности организации внеурочной деятельности как проявление профессиональных компетенций учителя начальных классов

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе

Формирование познавательного интереса и развитие творческой активности учащихся младшего и среднего школьного возраста при изучении английского языка

Содержание работы педагога-психолога по оказанию помощи учащимся старшего школьного возраста в профессиональном самоопределении

Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у учащихся дополнительного образования

Формирование познавательной активности как основополагающего педагогического условия обучения слабослышащих младших школьников иностранному языку

Патриотическое воспитание на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности

Похожие статьи

Гражданское воспитание обучающихся основной школы на уроках обществознания

Развитие творческих способностей учащихся основного общего уровня образования на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе

Психолого-педагогическая компетентность учителя начальных классов как необходимое условие духовно-нравственного воспитания младших школьников

Особенности организации внеурочной деятельности как проявление профессиональных компетенций учителя начальных классов

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе

Формирование познавательного интереса и развитие творческой активности учащихся младшего и среднего школьного возраста при изучении английского языка

Содержание работы педагога-психолога по оказанию помощи учащимся старшего школьного возраста в профессиональном самоопределении

Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у учащихся дополнительного образования

Формирование познавательной активности как основополагающего педагогического условия обучения слабослышащих младших школьников иностранному языку

Патриотическое воспитание на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности

Задать вопрос