Цель статьи: раскрыть процессы развития национального проекта здравоохранения в Российской Федерации. Показать, все пути развития, охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Задачи: описать все основные приоритеты развития национального проекта здравоохранения в Российской Федерации. Выявить и описать все правовые основы здоровья граждан Российской Федерации.
Ключевые слова: охрана здоровья граждан, здравоохранение, развитие национального проекта, стратегия развития, гражданская безопасность по охране труда, правовые основы охраны труда, приоритеты развития здравоохранения, Российская Федерация.
На сегодняшний день в России одной из важнейших проблем является, здравоохранение. Поэтому в Российской Федерации был создан Федеральный проект «Развития здравоохранения, включая создание инфраструктуры оказания медицинской помощи населению». Были разработаны мероприятия по его развитию и созданы специальные комиссии по реализации и контроля данного проекта. Благодаря такому проекту гражданин России уже с рождения будут получать всю необходимую, квалифицированную помощь. Так как в рамках этого проекта идет упор не только на выявление на ранних стадиях заболеваний, а и на развитие поликлиник, и конечно повышение квалификаций медицинского персонала, вероятность реализации этого проекта вырастает в разы. Безусловно, этот проект должен быть общенациональным, должен коснуться каждого уголка России и каждого гражданина, так этот проект будет более эффективным, нежели если он коснется только отдельных субъектов [1].
Пожалуй, стоит осветить сам проект в целом: его приоритеты, основные задачи финансовые вложения, сроки исполнения и конечно ответственных лиц.
Приказ по развитию проекта здравоохранения был утверждён Президентом Российской Федерации В. В. Путиным и взятым на контроль, Росприроднадзором. Утвержден этот приказ май 2019,а срок исполнения данного проекта 2025г.
Подготовленный Минздравом РФ проект, по словам председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева, на июльском заседании совета, носит комплексный характер и включает в себя несколько приоритетных составляющих. Они охватывают практически все сферы нашего здравоохранения [1].
Приоритетные задачи национального проекта здравоохранения:
– Завершение формирования сети медицинских организаций первичного звена с учётом необходимости строительства врачебных амбулаторий в малых населённых пунктах.
– Оптимизация работы медицинских организаций, которые оказывают первичную медико-санитарную помощь.
– Разработка и реализация программ развития детского здравоохранения.
– Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами.
– Завершение формирования сети национальных медицинских исследовательских центров.
– Совершенствование механизма экспорта медицинских услуг.
– Формирование системы защиты прав пациента.
– Внедрение инновационных медицинских технологий, включая систему ранней диагностики и дистанционный мониторинг здоровья пациента.
– Создание механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.
– Оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов через систему родовых сертификатов.
– Увеличение пособий по материнству и детству [2].
Сроки исполнения проекта здравоохранения:
– К 2022 году будут функционировать более 1300 мобильных медицинских комплексов.
– К 2025 году охват граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год составит 90
– К 2025 году доля медицинских организаций, составит 54,5 %.
– Ежегодно будет увеличиваться число выполняемых вылетов санитарной авиации к 2024г.их уже будет более 500 в год.
– Доля лиц, которые госпитализированы по экстренным показаниям, с помощью санитарной авиации в течение первых суток к 2025 году составит 90 %.
– Охват застрахованных лиц информированием страховыми медицинскими представителями о праве на прохождение профилактического медицинского осмотра к 2025 году составит 95 % населения.
– Снижение смертности населения трудоспособного возраста с 455 случаев на 100 тысяч населения в 2019 году до 350 в 2024 году.
– Снижение смертности от болезней системы кровообращения с 565 случаев на 100 тысяч населения в 2019 году до 450 в 2024 году.
– Снижение смертности от новообразований, в том числе от злокачественных с 199,9 случая на 100 тысяч населения до 185 в 2024 году.
– Снижение младенческой смертности с 5,5 случая на 1 тысячу родившихся детей до 4,5 в 2024 году [2].
Ответственными лицами за успешное и качественное выполнение национального проекта президент РФ, назначил:
– Руководителем национального проекта — министра здравоохранения РФ Вероника Скворцова.
– Куратором национального проекта — заместитель председателя Правительства РФ Татьяна Голикова.
– Администратором национального проекта — заместитель министра здравоохранения РФ Наталья Хорова [10].
Финансовая составляющая национального проекта здравоохранения:
– 1366,7 млрд. рублей — из федерального бюджета.
– 265 млрд. рублей — из бюджетов субъектов РФ.
– 94 млрд. рублей — из государственных внебюджетных фондов.
– 0,1 млрд. рублей — из внебюджетных источников.
Данные совокупные расходы, общая суммарная составляющая которых-1725,8 млрд. рублей, должны быть освоены до 31.12.2024г [10].
Планируется, что уже в 2021 году в России во всех без исключения городах с населением более ста тысяч человек будут медицинские организации, оказывающие качественную первичную медико-санитарную помощь с высококвалифицированными специалистами [10].
Обзор изменений на сегодняшний день в здравоохранении РФ:
– Минздрав отменяет мораторий на получение свидетельств об аккредитации специалиста.
– Введен новый порядок организации медицинской реабилитации.
– Изменились сроки и этапы аккредитации специалистов.
– Изменились в квалификационные требования.
– Изменения в Номенклатуре должностей медицинских работников.
– Рост общей летальности пациентов в мед-организации, станет основанием для ее внеплановой проверки.
– Медики смогут сообщать родителям данные о здоровье их детей старшего подросткового возраста.
– Внесены изменения в порядок и сроки разработки клинических рекомендаций.
– Утвержден порядок диспансерного наблюдения за взрослыми онко-пациентами.
– Новые особенности оказания медпомощи при угрозе распространения опасных заболеваний [9].
Делая обзор современных тенденций развития системы здравоохранения, мы увидим положительную динамику.
Таблица 1
Анализ показателей в здравоохранении за 5 лет [12]
Наименование показателя |
Значение показателя |
||||
2016г |
2017г |
2018г |
2019г |
2020г |
|
Смертность от всех причин (на 1000чел. населения) |
12,3 |
12,1 |
11,8 |
11,6 |
11,4 |
Младенческая смертность (на 1000 рожденных живых детей) |
7,8 |
7,5 |
7,5 |
7,0 |
6,4 |
Смертность от болезней системы кровообращения (на 100тыс. населения) |
677,2 |
663,0 |
649,4 |
635,7 |
622,4 |
Смертность от дорожно-транспортных происшествий (на 100 тыс. населения) |
12,1 |
11,2 |
10,6 |
10,3 |
10,0 |
Смертность от новообразований (в том числе от злокачественных на 100 тыс. населения) |
196,1 |
194,4 |
192,8 |
191,4 |
190,0 |
Как мы видим по динамике, медицинская помощь стала, более доступной для Россиян. Качество медицинской помощи улучшается. А ежегодное прохождение гражданами профилактических осмотров диспансеризаций позволяет предупредить многие серьезные заболевания и их осложнения [8].
Немало важным пунктом в реализации проекта по здравоохранению в России является: охрана здоровья граждан в Российской Федерации.
Рассмотрим основные принципы охраны здоровья:
– Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этим государственных гарантий.
– Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
– Приоритет охраны здоровья детей.
– Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
– Доступность и качество медицинской помощи.
– Ответственность органов государственной власти и органов самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав охраны здоровья граждан.
– Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.
– Не допустимость отказа в оказании медицинской помощи.
– Соблюдение врачебной тайны [8].
1 января 2012года в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Принятие такого закона достаточно четко определило круг вопросов, которые были выведены на законодательный уровень.
В правительстве, некоторые правила по охране труда тоже пересматривают, и они вступят в силу с 2021 г. Изменится и профстандарт в охране труда. Планируется также внести изменения в Федеральный Закон «О специальной оценке условий труда», законопроект уже находится на рассмотрении в Думе. Завершенной специальная оценка условий труда будет считаться после выгрузки данных о ней во ФГИС. Данные изменения предполагают, что работодатель обязан потребовать от организации, проводящей СОУТ, подтверждение о размещении сведений о проведенной специальной оценки во ФГИС. Экспертная организация будет обязана в течение трех рабочих дней проинформировать работодателя о загрузке отчета и его уникальном номере. А также к 2021 году будет изменен порядок медосмотров [5].
Каждый год основной целью для государства в сфере охраны труда является повышение безопасности. Это принесет всем участникам процесса только положительные результаты. Государство сможет сократить расходы на реабилитацию пострадавших при несчастных случаях, работодатель сможет уменьшить время простоев оборудования и финансовых затрат, а работники сохранят здоровье и трудоспособность. Но всё это при условии, что все стороны будут выполнять предъявляемые им новые требования [6].
Будут освещены новые требования и к специалисту по охране труда. Оценка рисков станет обязательной на этапе ввода производства. И, конечно, будут глобальные изменения в нормативных актах, их перечень измениться уже с 2021г [9].
Заключение: анализируя темпы развития проекта здравоохранения в Российской Федерации, можно делать вывод, что все идет по разработанному и утвержденному плану. Назначенным ответственным лицам необходимо не сбавлять темп и продолжать контролировать его исполнение. А так как в 2020 году страна перенесла на себе Covid-19, обновленные больницы и стационары, очень даже пригодились. Добавка к заработной плате медицинских работников, наверняка поменяла их лояльность и отношение к своей работе. Как результат, Россия справилась с пандемией и продолжает дальше развивать проект — здравоохранения.
Литература:
- Борисов, Г. Я. Пособия по временной нетрудоспособности / Г. Я. Борисов, Л. Н. Гореватый. — М.: Государственное издательство юридической литературы, 2018. — 100 c.
- Быкадоров, В. А. Техническое регулирование и обеспечение безопасности. Учебное пособие / В. А. Быкадоров, Ф. П. Васильев, В. А. Казюлин. — М.: Юнити-Дана, 2018. — 640 c.
- И. М. Шейман/С. В. Шишкин.: Российское здравоохранение-новые вызовы и новые задачи./Издательский дом ГУ ВШЭ -2009г.
- Карнаух Н. Н.: Охрана труда/Учебник для среднего профессионального образования/Москва Издательство Юрайт-2019г./380с.
- Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Учебник для вузов. 2-е изд. / Под ред. О. И. Тиунова. М.: Норма, 2010. 612 c.
- Л. А. Эртель,Л. С. Байрамукова/Модернизация реформ отечественной системы здравоохранения//Бизнес в законе.2010г./375с.
- Попова Н. М., Савельев В. Н., Гаврилов В. А. Обязательное медицинское страхование и его роль в охране здоровья населения // Здоровье, демография, экология 2016. № 3. С. 16–18.
- Тихомиров А. В. Правовые аспекты государственного надзора в здравоохранении/Издательский дом Москва/230с/2018г.
- Современные тенденции в системе здравоохранения Российской Федерации-М.: Издание государственной думы,2019г./80с.
- Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 № 326-ФЗ
- https://medcom.spb.ru/publ/info/1138
- https://minzdrav.gov.ru/ministry/programms/health/info
- https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72164534/