В соответствии с нормами Кодекса торгового мореплавания в данной работе проанализированы права и обязанности перевозчика по договору морской перевозки груза.
Ключевые слова: договор, груз, морской грузоперевозчик, права, обязанности.
По договору морской перевозки груза морской грузоперевозчик (перевозчик) является центральной фигурой. Именно от его действий зависит успешное перемещение груза в нужный пункт назначения.
В соответствии с ст. 115 Кодекса торгового мореплавания (далее — КТМ) перевозчик — это лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с отправителем или фрахтователем или от имени которого заключен такой договор [1].
По договору морской перевозки на перевозчика возложены определенные права и обязанности. Анализируя нормы КТМ, следует отметить следующие.
В случае, если вследствие запрещения соответствующих властей, стихийных явлений или иных причин, не зависящих от перевозчика, судно не может зайти в порт назначения, перевозчик обязан немедленно уведомить об этом отправителя или фрахтователя либо управомоченное распоряжаться грузом лицо, когда такое лицо известно перевозчику [1].
Перевозчик груза уведомляет грузоотправителя или грузополучателя и в течение трех суток ожидает их распоряжений. В случае отсутствия распоряжения в течение трех суток с момента отправки уведомления, капитан вправе выгрузить груз в ближайший порт по своему усмотрению.
Перевозчик имеет право на возмещение расходов, связанных с ожиданием распоряжения отправителя или управомоченного распоряжаться грузом лица в течение разумного срока, и расходов на груз, а также на фрахт в размере, пропорциональном фактически пройденному судном расстоянию [1].
Так, Арбитражный суд г. Москвы рассмотрел дело по иску грузоперевозчика к грузоотправителю о взыскании денежных средств по договору. При перевозке груза возникла тяжела ледовая обстановка, которая затрудняла движение судна. О сложившейся ситуации грузоотправитель уведомил перевозчика и не получив ответа, капитан судна принял решение о движении судна новым маршрутом с увеличением общего расстояния [2].
В данном примере перевозчик предпринял исчерпывающие меры, уведомив грузоотправителя о дальнейших действиях. Суд первой инстанции удовлетворил требования перевозчика, данное решение было предметом рассмотрения в суде апелляционной и кассационной инстанции и оставлено без изменения.
Ст. 159–160 КТМ предусматривают права грузоперевозчика в случае, если грузополучатель не исполняет свою обязанность по получению груза и данные действия могут привести к простою суда и дополнительным затратам перевозчика. В таком случае, перевозчик может сдать груз на склад за счет получателя и при наступлении неблагоприятных последствий с морского перевозчика снимается ответственность. До совершения вышеуказанных действий перевозчик должен уведомить грузоотправителя и грузополучателя. В случае, если в течение двух месяцев со дня прихода судна в порт выгрузки сданный на хранение груз не будет востребован, и отправитель либо управомоченное распоряжаться грузом лицо не уплатит перевозчику все причитающиеся за данную перевозку груза платежи, перевозчик вправе продать груз в установленном порядке.
В случае неоплаты расходов, произведенных перевозчиком за счет груза, перевозчик вправе удерживать груз до уплаты сумм или предоставления обеспечения. После выдачи груза получателю перевозчик утрачивает право требовать от отправителя или фрахтователя сумм, не уплаченных получателем, если только перевозчик не смог осуществить право удержания груза по независящим от него обстоятельствам [1].
Тем не менее за перевозчиком сохраняется право требовать уплаты сумм, если докажет, что местный закон или практика порта выгрузки не дали ему возможности осуществить удержание либо обстоятельства сложились таким образом, что удержание было невозможным.
Правом морского перевозчика является право на получение оплаты за исполнение условий договора.
Морской перевозчик может предоставить судно для погрузки и удержать его под погрузкой груза без взимания дополнительных платежей (сталийное время). По окончании сталийного времени соглашением сторон может быть установлено дополнительное время ожидания (контрсталийное время). Перевозчик имеет право по истечении контрсталийного времени отправить судно в плавание, если даже весь условленный груз не погружен на судно по причинам, не зависящим от перевозчика. При этом перевозчик сохраняет право на получение полного фрахта [1].
Для того, чтобы груз был доставлен в порт назначения без повреждений и утраты, на перевозчика возложена обязанность по приведению судна в мореходное состояние. Приведение и поддержание судна в исправном состоянии необходимо на всех этапах морской перевозки.
В ст. 124 КТМ установлены требования, которые должен выполнить перевозчик для приема, перевозки и сохранности груза. Мореходность судна сводится к обязанности перевозчика заблаговременно перед началом рейса проявить разумную заботливость о мореходных качествах судна, надлежащим образом укомплектовать экипаж, снарядить и снабдить судно, подготовить все грузовые помещения судна. Данное положение носит императивный характер, и стороны договора не вправе его изменить.
Так в деле № А51–29807/2017, которое стало предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, грузоотправитель взыскивает убытки с перевозчика ввиду нарушения сроков доставки груза в пункт назначения. Нарушение перевозчиком сроков доставки груза произошло вследствие задержки выхода судна ввиду его немореходного состояния и вынужденного захода в порт «В» для бункеровки и пополнения запасов. В порту «В» судно приняло топливо, пресную воду, произвело замену членов экипажа.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о необеспечении перевозчиком мореходного состояния судна на момент погрузки, что повлекло его задержку при выходе в рейс и фактическое прибытие к месту назначения позже, что привело к нарушению срока перевозки груза по договору. Указание апеллянта на отсутствие в заключенном сторонами договоре морской перевозки конкретных сроков доставки груза не опровергает данных выводов суда, поскольку согласно положениям статьи 152 КТМ перевозчик обязан доставить груз в срок и маршрутом, которые установлены соглашением сторон, при отсутствии соглашения в срок, который разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств, и обычным маршрутом. Аналогичные требования содержит статья 792 ГК РФ [3]. Как отметили суды в данном деле перевозчик не обеспечил в рамках договора морской перевозки мореходного состояния судна, не проявил должной степени заботливости и осмотрительности. В данной ситуации перевозчик должен был заблаговременно подготовить судно к предстоящему рейсу.
Одной из самых главных обязанностей перевозчика по договору морской перевозки груза является проявление должной заботливости о грузе. Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение груза с момента принятия его к перевозке до момента его выдачи. В течение этого времени перевозчик несет ответственность за находящийся на судне груз.
Нормами КТМ закреплены обязанности перевозчика в отношении перевозимого груза. Перевозчик с момента принятия груза и до момента его выдачи должен надлежаще и старательно грузить, обрабатывать, укладывать, перевозить, хранить груз, заботиться о нем и выгружать [1]. Период ответственности наступает с момента принятия груза к перевозке и заканчивается выдачей перевозимого. Стороны не вправе изменять период ответственности перевозчика, подобное изменение будет признано ничтожным.
Грузоотправитель также может осуществлять действия по погрузке груза на судно.
В случае если принятый для перевозки груз в силу его свойств требует особого обращения и указания об этом содержатся в договоре морской перевозки груза, перевозчик должен заботиться о грузе в соответствии с такими указаниями.
Верховный суд Российской Федерации при рассмотрении кассационной жалобы в определении отметил, что полная утрата груза произошла в результате ненадлежащего исполнения ответчиком своей обязанности по обеспечению сохранности зерна (по недопущению ухудшения качества и товарного вида груза) в период действия договора морской перевозки. Судом также сделан вывод о том, что неисполнение истцом обязанности по уплате штрафных санкций за простой судна с учетом перечисления суммы фрахта не является основанием для освобождения ответчика от обязанности по обеспечению сохранности принятого на борт судна товара [4]. В данном случае перевозчик с момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи ненадлежащим образом осуществлял хранение груза, что привело к утрате груза и взыскания с перевозчика стоимости груза и штрафа за непоставленный товар.
Принятие и размещение груза на судне (погрузка), как и его выгрузка, являются одними из обязанностей перевозчика. Груз на судне размещается по грузовому плану, утвержденному капитаном. При составлении грузового плана учитываются свойства конкретных грузов, их тара, возможность совместной перевозки в одном грузовом помещении и т. п. За правильное размещение, крепление и сепарацию груза на судне всегда несет ответственность перевозчик. [5].
Ненадлежащая укладка груза в трюме; неравномерное размещение груза на судне, нарушающее его устойчивость; плохая вентиляция в ходе перевозки; ошибки, совершенные в ходе разгрузочных работ, и другие ошибки в обращении с грузом именуются «коммерческими ошибками». Данные ошибки всегда являются основанием для наступления неблагоприятных последствий для морского перевозчика.
Перевозчик как профессиональный участник по предоставлению услуг по перевозке груза должен владеть информацией о свойствах многих видов груза, знать требования, которые необходимо соблюдать для перевозки груза, а именно его укладку, размещение, вентиляцию. Как правило, информацию о товаре предоставляет грузоотправитель. В случае, если перевозчик должным образом не может определить свойства груза, его количество, вес, то перевозчик обязан внести оговорку в коносамент. Например, перевозчик будет освобожден от ответственности за гниль в древесине, поскольку не мог по наружному осмотру установить дефектное состояние груза. В тех случаях, когда груз упакован отправителем в контейнере и им же опломбирован, перевозчик обладает самыми общими сведениями о таком грузе [6, с. 190].
Перевозчик обязан принимать меры разумной заботливости о грузе.
Период ответственности перевозчика заканчивается выдачей груза получателю. В обязанности морского перевозчика входит выгрузка груза.
Согласно ст. 138 КТМ перевозчик имеет право перевозить груз на палубе только в соответствии с соглашением между перевозчиком и отправителем, законом или иными правовыми актами Российской Федерации либо обычаями делового оборота. В случае, если перевозчик и отправитель достигли соглашения о том, что груз должен или может перевозиться на палубе, перевозчик обязан сделать указание о достижении такого соглашения в коносаменте или другом документе, подтверждающем договор морской перевозки груза. В случае, если перевозчик не сделает такое указание, он должен доказать, что соглашение о перевозке груза на палубе было заключено им с отправителем [1].
Сторона А обратилась в Арбитражный суд с исковыми требованиями к стороне В о взыскании ущерба по договору перевозки груза. Согласно материалам дела вовремя перевозки груза (груз состоял из военной техники — танки) судно следовало в тяжелых штормовых условиях. При очередном крене судна произошло смещение блока трехтонных контейнеров на крышке трюма, в результате чего три трехтонных контейнера оборвались и ушли за борт, произошла деформация элементов 10 единиц танков.
Капитаном и его командой были приняты все меры по сохранности судна, перевозимого груза и другого имущества. Груз перевозился на палубе судна, данное обстоятельство подтверждается погрузочным ордером, подтверждающего погрузку на борт судна контейнеров. Указанный погрузочный ордер содержит отметку о согласии грузоотправителя на перевозку груза на палубе.
В результате рассмотрения дела апелляционная жалоба была оставлена без удовлетворения. Суд указал на то, что фактические обстоятельства спора, свидетельствуют об отсутствии вины перевозчика в причинении убытков стороне А [7].
Грузоперевозчик является центральной фигурой данного договора. От его верных действий зависит непосредственное исполнение договора. При надлежащем исполнении своих обязанностей перевозчик будет востребован на рынке оказания услуг по перевозке грузов.
Литература:
- Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ // Российская газета. 1999. № 85–86.
- Решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.10.2019 по делу № А40–77682/19–170–746 // СПС КонсультантПлюс.(06.09.2020).
- Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2018 по делу № А51–29807/2017 // СПС КонсультантПлюс. (08.09.2020).
- Определение Верховного Суда РФ от 15.03.2019 по делу № А53–6910/2016 // СПС КонсультантПлюс.
- Симоненко А. М. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. (20.08.2020).
- Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации (под ред. Г. Г. Иванова) — 2-е изд., испр. и доп. — «Спарк», 2005 г. — С. 452.
- Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015 № по делу № А40–122327/2014 // СПС КонсультантПлюс. (06.08.2020).