Игровая деятельность детей с ментальными нарушениями: значение, особенность, организация | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (331) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 11.10.2020

Статья просмотрена: 281 раз

Библиографическое описание:

Костяев, Р. С. Игровая деятельность детей с ментальными нарушениями: значение, особенность, организация / Р. С. Костяев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 41 (331). — С. 188-190. — URL: https://moluch.ru/archive/331/74120/ (дата обращения: 16.11.2024).



Игры — это жизнь ребенка. В игре, как в жизни, временные трудности, промахи, неудачи не только не неизбежны, но часто в них заключается основная ценность. Именно в преодолении трудностей происходит становление характера, формируется личность, рождается потребность получить помощь и, когда нужно, прийти на помощь другим.

А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во много он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека, как деятеля или работника, может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».

Некоторые родители смотрят на игру, как на забаву, как на бесполезную трату времени, ничего не дающую ребенку. «Чем бы дитя не тешилось…». Такое отношение к играм детей является глубоко неправильным.

Итак, игра доставляет ребенку много как положительных, так и отрицательных эмоций. И то и другое важно для его развития, формирования его качеств личности.

Не лишайте его этой радости и не радости! Не лишайте шанса пережить спектр эмоций!

Игра — альтернатива действительности, используется для коррекции состояния и поведения ребенка. Но все же главная функции игры — развивающая. Она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка.

Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым, что является важным мотивирующим фактором для включения ребенка в этот вид деятельности. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности.

В этой связи мы приведем рассуждения Л. С. Выготского, содержащиеся в его работе «Развитие высших психических функций».

Л. С. Выготский обосновывает необходимость различать культурный и биологический процессы развития. Он говорит о тесном сплетении этих двух линий развития в реальной жизни обычного ребенка: «Культура человечества слагалась и созидалась при условии известной устойчивости и постоянства биологического человеческого типа. Поэтому ее материальные орудия и приспособления, ее социально-психофизиологические институты и аппараты рассчитаны на нормальную психофизиологическую организацию»

Далее Л. С. Выготский пишет о том, что «основной отличительной чертой психического развития ненормального ребенка является дивергенция, расхождение обоих планов развития, слияние которых характерно для развития нормального ребенка». В этой мысли Л. С. Выготского о расхождении двух планов развития ребенка с неполноценной нервной системой следует искать ключ к пониманию своеобразия этого развития. Биологическая неполноценность ребенка лишает его возможности своевременно, т. е. с самого младенческого возраста, усваивать культуру человечества. А эта культура преподносится ребенку в форме привычных для человеческого общества приемов и обычаев воспитания, рассчитанных на здорового ребенка. Высшие психические функции — высшие формы памяти, мышления, характера, — продукт культурного развития, а не биологического созревания. Это культурное развитие возможно, но оно лишь ограничено ядерными признаками умственной отсталости: плохой восприимчивостью ко всему новому, недостаточной активностью. [1]

Именно поэтому для этой категории детей игра наиболее важна и необходима.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка.

В работе В. А. Кулганова, Е. В. Раевой, А. В. Киселевой «Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья» отмечается: «Одной из важнейших характеристик их личности является незрелость эмоционально-волевой сферы. Чувства и эмоции играют огромную роль в развитии личности. У умственно отсталого ребенка наличие в эмоциональной сфере грубых первичных изменений способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, новых отрицательных его качеств, резко осложняющих коррекцию основного психического дефекта. Исследование чувств и эмоций умственно отсталых детей, их формирование и воспитание имеют важное значение. Они, как и все другие, на протяжении всей своей жизни развиваются. Одновременно со специфичным развитием психики происходит своеобразное развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка с умственной отсталостью, проявляющееся, прежде всего, в незрелости. Она обусловлена в первую очередь особенностями развития его мотивов, потребностей и интеллекта.

Недоразвитие личности у умственно отсталого ребенка наиболее явно выражено в игровой деятельности. Он пассивен в игре. Она для него не становится моделью приобретения социального опыта. Недаром неумение активно играть считается важным диагностическим показателем умственной отсталости. [2]

Механизм управления своим поведением — подчинение правилам — складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому ребенок следует, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы, или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок. Это подтверждает мысль о важности совместной игры взрослого (воспитателя) с ребенком.

Я работаю воспитателем в ГКУ ЦСПР «Роза ветров». Это Центр для детей с ментальными нарушениями. Об опыте работе в Центре мне бы хотелось поделиться.

Многие из вас помнят, как несколько лет назад на экранах появилась игра «Форт Боярд». Участники этой игры, собранные в единую команду, должны были преодолевать различные препятствия, выполнять сложные задания, чтобы добыть «ключи», при помощи которых, в конце игры, им предстояло завладеть «сокровищами Форта». Чаще всего задания выполнялись индивидуально, одним из членов команды. Иногда это была некая игра, в которой участник должен быть обыграть «Мастера», чтобы получить ключ. В одну из таких игр я решил поиграть со своими воспитанниками.

Игра заключается в следующем: играют двое соперников, перед ними емкость с водой, в которой плавает небольшой пластиковый стаканчик. Игроки по очереди кладут в стаканчик по одному предмету (это могут быть абсолютно разные по форме, объему, весу, материалу предметы), на чьем шаге в игре стаканчик утонул, тот и проиграл. Правила просты, но каково было мое удивление, когда я увидел, насколько вариативна может быть эта игра! В телевизионной версии игроки клали в стаканчик камешки разного размера. Это, конечно, позволяет «выбирать варианты» своих действий, но их не так много. Я подобрал для игры различные предметы из того, что мы называем «1000 мелочей». Там были и мелкие игрушки, наперстки, болтики, разные гайки, крючки, пластины, резиновые шарики, ключи и т. п. Предметы были пластмассовые, металлические, деревянные, разного объема и веса, в том числе был предмет, способный своим весом сразу утопить стаканчик.

Прежде всего, я отметил, на каком эмоциональном фоне проходит эта игра. Ситуация, когда стаканчик вот-вот утонет вызывает просто «бурю эмоций» не только у игрока, но и у тех ребят, которые просто наблюдают за игрой. Соответственно желание поиграть возникает у всех! Это и есть мотивация к деятельности! На первый взгляд может показаться, что это игра на удачу, но нет, есть очень важный момент: хочешь выиграть — думай, что делаешь! Набор предметов позволяет выстраивать и стратегию, и тактику игры. А именно, какие предметы надо выбирать в начале игры, а какие в конце, как их погружать в стакан (форма некоторых предметов позволяет цеплять их за край стакана), в какое место в стакане его положить и т. д. Определенными действиями можно создать для соперника «проблему» … но предсказать исход игры на 100 % — невозможно!

Таким образом, перед ребенком с ментальными нарушениями постоянно стоит вопрос выбора, что способствует активизации мыслительной деятельности. С воспитанниками в группе я работаю уже не один год и знаю их индивидуальные особенности. Наблюдая за тем, как они играют именно в эту игру, я нахожу подтверждение своей оценке их возможностей. Поэтому рекомендую коллегам использовать ее, как некий диагностический момент в работе с этой категорией детей. Игра позволяет оценить психофизические особенности ребенка, его мышление, координацию движений, умение общаться с другим человеком.

И в заключение хочется отметить, что «игра должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающие воздействие на складывание психологического облика ребёнка с ментальными нарушениями» [3].

Литература:

  1. http://www.psi-sintez.ru/Psychoparesis/Rubinstein/IV/3
  2. https://www.shkola657.ru В. А. Кулганов, Е. В. Раева, А. В. Киселева Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья
  3. http://azps.ru/articles/kid/kid92.html
  4. http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/IdNotice:12445/Source:default#
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, умственная отсталость, эта, вид деятельности, жизнь ребенка, категория детей, культура человечества, культурное развитие, отсталый ребенок.


Похожие статьи

Формирование мыслительной деятельности детей с нарушением интеллекта

Развитие речевой активности детей с ОВЗ в игровой деятельности

Формирование игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра

Формирование коммуникативной функции у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Подвижные игры как средство развития речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Развитие просодического компонента речеязыковой системы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Двигательная активность и ее влияние на развитие речи детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности коммуникативной функции детей с нарушением слуха

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта посредством дидактических игр

Похожие статьи

Формирование мыслительной деятельности детей с нарушением интеллекта

Развитие речевой активности детей с ОВЗ в игровой деятельности

Формирование игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра

Формирование коммуникативной функции у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Подвижные игры как средство развития речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Развитие просодического компонента речеязыковой системы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Двигательная активность и ее влияние на развитие речи детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности коммуникативной функции детей с нарушением слуха

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта посредством дидактических игр

Задать вопрос