На обложке
изображен Гамаль Хамдан (1928–1993),
египетский географ.
Хамдан родился
в провинции Кальюбия, в семье учителя арабского языка. Он учился
в престижной средней школе Тауфикия, которая получила широкую известность
благодаря высокому уровню образования и спортивным достижениям. Там он
осознал свою любовь и врожденный талант к географии. В возрасте
двадцати лет он получил степень бакалавра наук, с отличием закончив учебу
на географическом факультете Каирского университета. Вскоре Хамдан был назначен
сотрудником факультета искусств в Университете Рединга в Великобритании,
где ему была предоставлена стипендия для получения степени магистра и доктора
философии.
Интеллектуальные
и географические достижения Хамдана составили самое важное достижение египетской
географической школы, которая подчеркивает уникальность и своеобразие
Египта с точки зрения времени и места, географии и истории.
В своих работах он использовал междисциплинарный подход, охватывающий
географию, историю, социологию, политику и культуру.
В своей знаменитой
книге «Характер Египта» мыслитель писал, что, хотя Египет расположен в Африке,
он имеет также исторические связи с Азией. Как утверждает ученый, нельзя
считать арабский мир за пределами Аравийского полуострова «арабизированным»,
поскольку арабизм — это культура, а не раса и национальность. Автор
уверен, что смешение крови и ассимиляция мигрировавших арабов и коренных
народов является бесспорным историческим фактом, а утверждения о неарабском
происхождении египтян имеют политизированный и ненаучный характер.
Хамдан не проводит
различий между степенью арабизма населения к востоку и западу от
Суэца. По его мнению, народы региона еще до появления понятия «арабы» и до
возникновения ислама являлись «родственными» и восходили к одной
расе. В качестве аргумента он приводит брак «иракского» пророка Ибрагима с
«египтянкой» Хаджар и считает северных арабов сыновьями Исмаила от
жены-египтянки.
Хотя ученый
подчеркивал преемственность «египетского характера» со времен фараонов и до
сегодняшнего дня, включая десятки социальных и культурных особенностей,
лексику и инструменты, все еще используемые в современном Египте,
страна меняется. Поэтому предполагаемая преемственность является своего рода
итогом накопительного процесса, напоминающим папирус времен фараонов, на
котором были написаны Библия, Коран и древнеегипетские тексты.
Таким образом
преемственность Египта является кумулятивной, умеренной. Ученый сформулировал
эту идею так: «дед — фараон, а отец — араб», указывая на слияние
и взаимопроникновение арабской, исламской, коптской и древнеегипетской
идентичности времен фараонов. Хотя он заметил, что обширные египетские пустыни
сыграли свою роль в сдерживании миграционных потоков и защите от
вторжений. История, по словам ученого, указывает на общие корни арабов. Четырнадцать
столетий арабские народы были объединены в рамках одной структуры —
они были «родственными» и до прихода ислама.
В древнеегипетском
языке было много семитских слов, и египтяне смешивались с соседними
народами до и после арабизации, а также до и после ислама.
Хамдан напомнил о великих победах египтян, одержанных в арабскую
эпоху, таких как противостояние татарам и крестоносцам.
Хамдан оставил
после себя богатое наследие, написанное как на арабском, так и на
английском языках, включая семнадцать книг на арабском языке и восемь на
английском, а также несколько статей на арабском языке, опубликованных
в газетах, журналах и других изданиях. Примечательно, что в его
произведениях был свой, где-то футуристический взгляд на вещи. Он даже
предсказал несколько исторических событий, например распад Советского Союза.
Труды Гамаля
Хамдана оказали далеко идущее влияние на всю область социальных наук, что было
почти равнозначно революции в географии. Благодаря своему уникальному
литературному стилю доктор Хамдан превратил географию в универсальную
энциклопедическую социальную науку.