Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.
Ян Коменский [1]
Дети — это «маленькие взрослые». Они растут, взрослеют, наблюдают, подмечают, анализируют и транслируют нам в своем поведении ту реальность, ту субкультуру, в которой воспитываются. Современный ребенок — это житель 21 века, на котором в полной мере отражаются все признаки современного мира. Ребенок — хотя и маленький человек, но он любит и ценит свою семью, свой город, своих друзей и близких. Он ориентирован на познание окружающего мира, человека, природы и всего, что его окружает. Но зачастую нашим детям не хватает общения с родителями и друзьями, им хочется больше совместно действовать, больше разговаривать. И пока у детей есть единственно верный способ окунуться и поучаствовать в жизни взрослых — это игра. Игра для ребенка имеет огромное значение — развивает воображение, творчество, память, логику, любознательность, активизирует интерес к игровому экспериментированию. А самое главное – развивает доброжелательное отношение между сверстниками, способствует обогащению их игрового взаимодействия. Но чтобы помочь детям в развитии игровых навыков необходимо обязательное педагогическое сопровождение — система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-педагогических условий для успешного воспитания и развития ребенка. Для успешного педагогического сопровождения необходимо педагогу понимать общее и разное в игровой деятельности детей. Поэтому даже в комплексных образовательных программах, в частности, «Детство», игра стала самостоятельным разделом. При построении педагогического процесса основное образовательное содержание программы «Детство» педагоги осуществляют в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками. Поэтому особым разделом программы стал раздел «Игра как особое пространство развития ребенка» [2]. Общими особенностями игровой деятельности детей является то, что игровые интересы детей обусловлены, как правило, половой принадлежностью и социокультурной средой. Первоначальный опыт игры с противоположным полом ребенок приобретает в семье, играя с папой, мамой, братом или сестрой. Здесь происходит наиболее глубокое проникновение и ознакомление с ролью любимого персонажа. А все потому, что у ребенка нет каких-либо ограничений по времени, что способствует лучшему и полному изучению особенностей поведения, характерные для данного персонажа поступки, внешний вид, слова и фразы и т. д. Но в домашних условиях игровые сюжеты менее разнообразны, так как предполагается только лишь набор любимых игрушек, и малыш их использует по своему прямому назначению. Попадая в детский сад, дети сразу же стремятся к игровому взаимодействию друг с другом. И вот тут на пути встает главная преграда — неумение, невладение полоролевым поведением в совместной игре. А также неумение совместно развивать сюжетную линию игры. Так, девочки в основном интересуются взаимоотношениями между людьми, отношениями в семье, искусством перевоплощения в экранные образы, образы любимых героев из сказок или мультфильмов, или из прочитанных книг. Мальчики же больше тяготеют к приключениям, событиям, движениям, борьбе и путешествиям. Партнеров в таких играх дети предпочитают выбирать исключительно по своей половой принадлежности. И поэтому в игре очень ярко выражается позиция «Я-девочка» или «Я-мальчик». Эта позиция строго подчеркивает принадлежность индивидуума к определенному полу в соответствии со своими способностями, мировоззрением, возможностями и достижениями на данный момент, что, в свою очередь, затрудняет закладывание доверительных взаимоотношений между девочками и мальчиками. А значит, и не способствует развитию ролевого взаимодействия. Для развития сюжета в игре девочки и мальчики используют различные игрушки, предметы-заместители и дополняют игровую обстановку по ходу тем, что считают подходящим и что есть в ближайшем окружении. Детям более всего близки, подвластны и понятны комбинированные сюжеты, и им сложно развернуть последовательность тех или иных событий. Наряду с общими тенденциями поведения в игровой деятельности дети транслируют и существенные различия, а именно: девочки, в основном, в игре предпочитают сюжеты, отражающие чисто женские интересы: домашние дела, семейные отношения, моду, женские профессии. Они в большей степени интересуются жизнью взрослых, семьи, окружающим бытом и детским сообществом. Т.е, тематика игр у них носит социально-бытовой характер. Мальчики же, наоборот, предпочитают игровые сюжеты, связанные с героями, войнами, путешествиями, спортивными состязаниями. Им очень интересна, близка и понятна техническая составляющая игры. Поэтому тематику сюжетно-ролевых игр у мальчиков можно обозначить как общественно-техническая. Игрушки у девочек используются только по назначению, определяемому функционалом самой игрушки и, зачастую, в ограниченном пространстве. Мальчики же совершают с игрушками различные игровые действия, творчески преображая их. Потому что их интересует не просто игрушка, а ее конструкция, возможность ее применения и в других ситуациях и условиях. Это, в первую очередь, связано с тем, что в этом возрасте мальчики зачастую очень подвижны и динамичны, их фантазии выносят их за рамки игровых уголков, необходимо большее пространство для активных действий и всевозможных изобретений. Сам характер игры у мальчиков предполагает динамику движений. А девочкам более комфортно играть в игровой зоне, зачастую, небольшой и уютной. Например, в кукольной спальне, или за столиком, или около плиты. Им необходимо такое игровое оборудование, представляющее собой аналог предметов из жизни взрослых — кухня, магазин, парикмахерская. Девочки предпочитают конкретные игрушки. Мальчиков же привлекает разнообразие предметно-пространственной среды, потому что они — более изобретательны в использовании предметной среды для развития своей линии в игре. Например, игра со строительным напольным конструктором после построения гаражей и замков легко трансформируется в военные действия. Возникшее в процессе игры взаимодействие между девочками длится продолжительный период, в отличие от того же взаимодействия у мальчиков. А эмоциональная сторона этого взаимодействия — распределение ролей, всевозможные уступки, договоренности носит более спокойный и неконфликтный характер. В своей игре девочки часто используют хорошо известные и конкретные способы развития сюжетной линии. Поэтому в таких играх всегда присутствует, наряду с позитивностью и доброжелательностью, и конструктивизм. А если и вспыхивает конфликтная ситуация, то девочки всегда обращаются за помощью к взрослому. Ролевое взаимодействие мальчиков в играх носит зачастую спонтанный и хаотичный характер, длится недолго. И конфликтные ситуации они решают, и это ни для кого не секрет, не прибегая к помощи взрослых — при помощи силы. Девочек в игре объединяет симпатия друг к другу, в то время как мальчиков — интерес к содержанию самой игры или же к ее замыслу. Ролевые действия у девочек заключаются в их исключительном умении передать всю силу женского своеобразия, женскую сущность, а также умении перевоплощаться в сказочных или мультяшных героев: точно отражать внешние данные персонажа, его личностные качества и умения, женские функции, а также взаимоотношения с другими персонажами. Ролевые действия у мальчиков заключаются, прежде всего, в передаче мужского характера, своеобразия, они в играх отражают только мужские действия и поступки. Не вызывает трудности у них проблемные ситуации, где надо показать превосходство любимого персонажа над другими, его силу, ловкость, смекалку и умения. В более сложных ситуациях делают ставку на лидерство и успех, часто используют сюжеты из рекламы и мультфильмов. Ролевые действия у девочек стабильны и последовательны. Они многократно и с увлечением выполняют освоенные действия. Мальчиков больше интересуют разноплановость сюжета. Им интересна сама игра, своя роль в этой игре, процесс и творческое развитие сюжета. Очень важно раскрыть и показать всем своего любимого персонажа, его необычайность и неповторимость, силу духа и характер его поступков. Отсюда и вытекает разнообразие ролевых действий мальчиков. И как следствие, выше уровень развития игровых умений. Но такое специфическое объединение детей в игре никак серьезно не влияет на детское взаимодействие. В реальной и повседневной жизни дети доброжелательны и внимательны друг к другу, всегда стараются помочь и поддержать друг друга независимо от половой принадлежности. В жизни детей привлекают исключительно личностные качества, поведение и поступки. Дети тянутся к тому, у кого более развиты лидерские качества, социальные умения и навыки, кто легко ориентируется в окружающем мире. Любопытный вывод из вышесказанного — наиболее популярны, привлекательны и востребованы в детском сообществе — мальчики, так как они более изобретательны и подвижны. А если говорить о предпочтениях, то тут симпатии склоняются в пользу девочек, так как они по своей природе более компромиссны, уступчивы и в силу своей природы, в большей степени способны сопереживать. Так как у мальчиков и девочек зачастую отсутствуют навыки и умения ролевого взаимодействия, то это и затрудняет совместную игру, и не способствует развитию игрового опыта. И помочь им в этом призван педагог. Для развития игровой деятельности у дошкольников ему необходимо придерживаться следующих принципов педагогического сопровождения. Во-первых, педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр у детей обязательно должно основываться как на различиях, так и на основе общих игровых особенностях. Это приводит к естественному развитию игровой деятельности и расширению детских игровых коллективов. Во-вторых, педагогу необходимо учитывать полифункциональность среды для девочек и мальчиков. В-третьих, педагог не должен забывать о предпочтениях детей. В-четвертых, педагог не должен упускать из виду того или иного ребенка, испытывающего затруднения в игре со сверстниками. Педагогическое сопровождение организуется в три этапа: На первом этапе воспитатель внимательно изучает предпочтения детей в игре, предлагает любимые роли, сюжеты и обязательно все происходит в предметной среде, ориентированной на культуру мальчиков и девочек. Затем воспитатель отходит на второй план, предоставляя детям первые роли. И постепенно вносит коррективы, предлагая сюжеты, которые потребуют от ребенка включение новых ролей, т.е. разнообразный ролевой диалог. Например, в играх для девочек педагог обогащает их представления о множестве ролевых действий: мамы, врача, продавца, повара, учителя и пр. У мальчиков действие педагога, прежде всего, направлено на расширение положительного опыта решения конфликтных ситуаций — умение договариваться мирно и без применения силы, используя различные игровые отношения. И на заключительном этапе развития игровой деятельности позиция воспитателя заключается исключительно в косвенном руководстве сюжетно-ролевой игрой детей. Для успешного осуществления всех этапов педагог создает копилку игровых сюжетов, которые могут включать три раздела: сюжеты для девочек (социально-бытовые: «Парикмахер», «Магазин», «Салон красоты», сюжеты из сказок или книг: «Три принцессы», «Винкс»), сюжеты для мальчиков (общественно-технические: «Полицейский», «Такси» или из мультфильмов, кино или рекламы: «Человек-паук», «Спайдермен»), и совместные сюжеты для мальчиков и девочек: «Семья», «Поездка в зоопарк на автобусе» и т. д. Игры детей требуют от взрослых особой организации пространства. Так, например, для девочек игровая среда должна быть небольшой по площади, но очень насыщенной атрибутами для полноценного осуществления ролевых действий. Для мальчиков должно быть больше территориального пространства для возможности двигаться и играть. Таким образом, педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников заключается в организации педагогом обучающих игр с детьми, обогащение РППС, использование всего арсенала педагогических средств для создания наиболее благоприятных условий воспитания детей.
Литература:
- Ян Каменский «Учитель учителей. Избранное» https://iknigi.net/avtor-yan-komenskiy/
- Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2017. — 352 с.