Лесное хозяйство — отрасль, которая играет важнейшую роль в российской экономике, занимает весомую долю в показателе ВВП и влияет на благосостояние страны и ее населения. В настоящей статье рассматриваются критерии развития лесного комплекса на отдельном регионе — Удмуртской Республике, и раскрываются главные вопросы, дающие ответы на то, что мешает данной отрасли развиваться в регионе.
Ключевые слова: лесной комплекс, лесное хозяйство, экспорт, таможенные пошлины, лесная промышленность, экология, лесная охрана, региональное управление.
По мнению многих экспертов, состояние лесного комплекса в Удмуртской Республики находится в неудовлетворительном состоянии и отсутствуют действия властей, направленные на улучшение ситуации. Проведение некоторых исследований и опросов выявили проблемные вопросы в комплексе лесного хозяйства и возможные варианты для решения данных вопросов. Экспертная оценка современного состояния лесного комплекса Удмуртской Республики представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Оценка современного состояния лесного комплекса Удмуртской Республики
Лишь 15,6 % считают современное состояние лесного комплекса Удмуртской Республики нормальным. Подавляющее же большинство (59,4 %) не только считают современное состояние лесного комплекса ненормальным, но и отмечают отсутствие тенденции к улучшению. Это особенно показательно на фоне происходящего роста объемов заготовки и экспорта древесины в республике и фактически означает, что этот рост слабо отражается на развитии жизни населения Удмуртской Республики.
Наиболее существенными причинами кризисного состояния лесного комплекса Удмуртской Республики являются:
- Вывоз лучшей части древесного сырья за рубеж;
- Неэффективное управление лесным комплексом;
- Коррумпированность чиновников, отвечающих за данную отрасль;
- Приватизация предприятий лицами, не заинтересованными в улучшении и развитии лесного комплекса;
- Умышленная деятельность как российских, так и иностранных фирм;
- Высокие тарифы на перевозку древесины;
- Слишком большая площадь охраняемой лесной зоны.
А также на фоне данных причин происходит истощение лесных ресурсов Удмуртской Республики, что может ставить под сомнение методы регионального управления лесным комплексом, применяемые в республике.
Отрицательно к экспорту относятся 78,2 % экспертов, таким образом, Правительство Удмуртской Республики, пытаясь всеми силами увеличить экспорт древесного сырья в другие страны, действует вопреки мнению подавляющего большинства жителей республики.
Принятие Правительством Российской Федерации решения об увеличении ставок экспортных таможенных пошлин на необработанную древесину вызывает негодование у руководителей регионов и в целом лесной отрасли. Руководители лесопромышленного комплекса неоднократно заявляли, что такое решение — это ограбление народов регионов, которые богаты лесными ресурсами. Однако, лишь 9,4 % экспертов разделяют мнение регионального руководства и лесной промышленности. Подавляющее же большинство (84,4 %) считает такую меру, как ограничение экспорта древесного сырья с помощью экспортных таможенных пошлин, необходимой. Очевидно, что велика вероятность превращения Удмуртской Республики в “сырьевую республику”, что будет противоречить желаниям населения республики.
Если рассматривать вопрос о том, какую долю вырубок и гарей лесная служба Удмуртской Республики восстанавливает, то преобладающее большинство экспертов считает, что востанавливают только некоторые участки вырубки лесов и гарей (рисунок 2).
Рис. 2. Оценка восстановленной доли вырубки и гарей лесного комплекса Удмуртской Республики
Если верить данным региональных министерств, в том числе Минприроды УР, регионы обеспечивают восстановление ценных лесов практически на всех вырубках и гарях. Большинство же людей в Удмуртии, наблюдающие вырубки не на бумаге, а непосредственно в лесу, считают, что ценные леса восстанавливают лишь на отдельных вырубках и гарях или вообще практически нигде не восстанавливают.
Мнение многих жителей и специалистов сходится в том, что Правительству Удмуртской Республики необходимо устанавливать для некоторых лесных зон в регионе особые статусы, которые будут полностью запрещать вырубку на данных территориях. Это говорит о том, что превалирующая часть лесных ресурсов в Удмуртии, в том числе особо ценная, не охраняется, вследствие чего вырубается, а затем не восстанавливается, как было определено по вышесказанному.
Государственная лесная охрана в лесах Удмуртской Республики (как, впрочем, и в других регионах России) практически не встречается. И это несмотря на то, что Федеральное агентство лесного хозяйства России и ее региональные подразделения в лице управлений по охране лесного хозяйства и государственных инспекторов является одной из крупнейших управленческих структур и основной ее функцией является именно охрана лесов. В связи с этим был проведен опрос и респондентам задавался вопрос, как часто за последние два года вы встречали в лесу (не на лесополосах) работников государственной лесной охраны. Итоги опроса приведены на рисунке 3.
Рис. 3. Опрос жителей о встрече в лесу работников государственной лесной охраны за 2018–2019 гг. на территории Удмуртской Республики
Что касается деятельности иностранных лесозаготовительных фирм на территории Удмуртской Республики, то можно с уверенностью сказать, что они не принесут пользы местному населению Удмуртии (рисунок 4).
Рис. 4. Опрос жителей о деятельности иностранных фирм на территории Удмуртской Республики
Это говорит о том, что местные жители беспокоятся об усилении коррупции и увеличение незаконного вывоза леса, а также за бесконтрольную вырубку, которую могут устроить иностранные фирмы, абсолютно не заинтересованные в охране особо ценных лесных ресурсов, а именно ценный лес будет интересовать иностранные фирмы в первую очередь.
Таким образом, можно сказать, что региональное управление, утверждающее, что деятельность по охране лесных ресурсов разрушает развитие лесного комплекса регионов, богатых лесами, и поставило лесное хозяйство на грань нищеты, вовсе не выражают общего мнения жителей Удмуртской Республики. Фактически, региональному управлению необходимо выделить критерий, на который можно списать ошибки и результаты неэффективного управления предприятиями лесного комплекса в сложных экономических условиях. Лишь малая часть жителей России винит тех, кто занимается охраной лесов, в кризисе лесного комплекса; подавляющее же большинство относится к данной деятельности вполне положительно.
Однако, деятельность удмуртского регионального управления по превращению Удмуртии в “сырьевую республику” совершенно не устраивает ее жителей. В то время как региональное управление лесной отрасли Удмуртской Республики самозабвенно борется за устранение любых помех на пути вывоза древесного сырья за рубеж (а главным препятствием, по их мнению, являются российские «зеленые» и экологические требования к процессу заготовки вывозимой древесины), подавляющее большинство жителей Удмуртии такой вывоз не одобряют. В то время, как многие чиновники заявляют об “ограблении” лесной промышленности за счет повышения ставок экспортных таможенных пошлин, большинство жителей регионов, в тои числе Удмуртской Республики, считает необходимым ограничивать вывоз необработанной древесины с помощью пошлин.
Точно так же диаметрально противоположны оценки деятельности государственной лесной охраны в республике и ее жителями. Если по официальной статистике из года в год ценные леса восстанавливаются практически после всех вырубок и гарей, то жители Удмуртской Республики и других регионов видят лишь огромные пустые пространства на месте былых лесов, постепенно затягивающиеся чахлыми березняками и осинниками. Да и лесная охрана существует главным образом в воображении чиновников от леса.
Можно сделать неутешительный вывод, что в Удмуртской Республике, как, впрочем, и во многих других регионах, региональное управление лесной отрасли и население преследуют противоположные цели. И мнение жителей республики не имеет отклика от регионального управления, которое пытается развивать лесной комплекс региона, однако в этом отношении нужен более рациональный и комплексный подход, нежели агрессивное развитие за счет истощения лесных ресурсов без должного восстановления и контроля.
Литература:
- Глушак Н. В. Место и роль сырьевого комплекса в формировании экспортного потенциала России // Вестник Брянского государственного университета, 2015. — 67–75 с.
- Дубовик О. Л. Механизм действия права в охране окружающей среды. — М.: Наука, 2011. — 240 с
- Коробко В. И. Экологический менеджмент. — М.: Юнити, 2010. — 303 с.
- Моисеев, Н. А. Экономика лесного хозяйства: учебное пособие. — М.: МГУЛ, 2010. — 204 с
- Новикова К. В., Киселева А. А. Современные тенденции и особенности государственного регулирования лесопромышленного комплекса // Журнал «Концепт». — Пермь, 2014. — 22–27 с.
- Писаренко А. И., Страхов В. В. О лесной политике России — М.: Издательство Юриспруденция, 2011. — 160 с.
- Прогноз развития лесного сектора РФ до 2030 года / Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций. — Рим, 2015. — 86 с.