Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.
К. Е. Тимирязев
Буквально еще десятилетие назад основной задачей педагога дошкольного образовательного учреждения являлась непосредственная передача готовых знаний от педагога к воспитанникам. Современное общество ставит кардинально иную цель, которая отмечена в ФГОС, а именно, теперь важно не столько ознакомить малышей с конкретным объемом образовательной информации, сколько развивать умения детей самостоятельно «добывать», сортировать знания, учиться принимать решения, искать пути решения задач, проявлять инициативу, обобщать информацию, делать выводы.
К тому же любознательность — естественная потребность дошкольников. Буквально с рождения малыш познает окружающий его мир зрительно-тактильным методом, исследуя доступные ему предметы. Взрослея, диапазон таких доступных предметов и форм их исследования становится шире. Но суть остается прежней — ребенок путем проб и ошибок приходит к выводу о том, какую форму, цвет, фактуру и т. д. имеет исследуемый им объект. Взрослым важно подкрепить природное желание малыша самостоятельно познавать мир, не пресекая попытки малыша, а педагогически обоснованно направляя деятельность дошкольника.
Из истории проблемного обучения
С изменениями в обществе появилась необходимость реформации процесса подготовки подрастающего поколения. Появление такого инновационного веяния в дошкольной педагогике, как проблемное обучение связывают с идеями американского педагога и психолога Дж. Дьюи. Автор разработал целую систему образования, которую позже назвали «обучение путем делания». Педагог организовал экспериментальную школу, в которой основным принципом было получение знаний путем самостоятельной исследовательской работы детей. Дж. Дью отмечал, что для разностороннего интеллектуального развития достаточно лишь естественной познавательной активности и прирожденной любознательности малыша. Такие кардинальные идеи в то время не прижились и были подвержены критики.
В нашей стране зарождение проблемного обучения началось лишь в 60-е годы ХХ века, что связано с социальными и историческими изменениями в обществе. Педагоги-новаторы выдвинули идеи о ведущей роли воспитанника в процессе обучения, важности самостоятельной работы. Кардинально поменялась и роль воспитателя: от человека, который предоставляет готовые знания к старшему советчику, который поможет, направит деятельность малышей. Так, разработкой проблемного обучения занимались такие педагоги и психологи: В. Ф. Аитов, Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, Е. В. Ковалевская, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, Н. А. Менчинская, М. Н. Скаткин, А. В. Хуторскойи др.
Что такое «проблемное обучение»?
По мнению психолога М. И. Махмутова проблемное обучение — это «...процесс обучения, детерминированный системой проблемных ситуаций, в основе которого лежит особый вид взаимодействия учителя и учащихся, характеризующийся систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных проблем».
Иными словами можно сказать, что проблемное обучение — это решение детьми познавательных задач, когда роль воспитателя — направить детей на поисковую самостоятельную деятельность.
Сущность проблемного обучения состоит в том, что педагог создает познавательную ситуацию или задачу и предоставляет воспитанникам возможность самостоятельно найти пути ее решения, применяя при этом имеющийся объем знаний и умений. Благодаря такой деятельности дети учатся активизировать свои знания, мыслить критично, самостоятельно организовывать процесс познания.
Таким образом, можно выделить основные цели проблемного обучения:
– осмысленное усвоение дошкольниками системы знаний и умений;
– развитие самостоятельной познавательной активности;
– формирование способности к самостоятельному исследованию.
Классификация проблемных ситуаций
М. И. Махмутов предложил следующую классификацию проблемных ситуаций в образовательном процессе:
- Недостаток имеющихся у ребенка знаний и умений для решения поставленной задачи;
- Необходимость применения имеющихся знаний и умений в новых условиях;
- Возникновение противоречия между тем, как теоретически можно решить проблему, и невозможностью реализации выбранного способа на практике;
- Возникновение противоречия между достигнутым практическим результатом и отсутствием теоретического обоснования.
Этапы организации проблемного обучения
Проблемное обучение состоит из нескольких этапов, главный из которых — формирование противоречия. Именно возникновение в проблемной ситуации противоречия вынуждает ребенка активизировать мыслительную деятельность, побуждает к поиску вариантов решения задачи. С. Л. Рубинштейн отмечает: «...особенно острую проблемность ситуация приобретает при обнаружении в ней противоречия. Наличие в проблемной ситуации противоречивых данных с необходимостью порождает процесс мышления, направленной на их «снятие».
Например, если задать малышу младшей группы вопрос о том, почему плывут облака на небе, то возникнет противоречие между имеющимися знаниями дошкольника (ребенок может ассоциативно сопоставить движение облаков с передвижением транспорта, полетом птиц и другими известными ему уже знаниями) и тем, что малыш видит собственными глазами — облака, действительно, двигаются. Самостоятельно решить такую задачу ребенок 3–4 лет еще не может, так как не хватает знаний о природных и физических явлениях. Но процесс активной мыслительной деятельности уже на данном этапе запущен — малыш пытается найти ответ на основе имеющихся знаний, предлагая самые немыслимые варианты ответов.
Следующим этапом является постановка конкретной проблемной задачи и организация процесса поиска решения. Этот компонент представляет двухстороннюю деятельность воспитателя и детей. Но все же ведущая роль отводится педагогу. На этом этапе важно правильно составить эвристическую беседу с малышами, подготовить наглядный материал, благодаря которому дети смогут найти правильное решение задачи. В данном случае следует обратить внимание детей на то, что облака похожи на легкие пушинки. Для этого можно продемонстрировать слайды, видеоматериалы, обговаривая увиденное. Таким образом, дети, сопоставляя полученные знания с уже имеющимися, приходят к правильному выводу.
Последним этапом является закрепление полученных новых знаний. Тут можно предложить исследовательскую или экспериментальную работу. Например, такую: из ваты сделать «облачка»; при направлении на них потока воздуха их фена, дети увидят, как они разлетаются — вот и подтверждение того, что облака плывут из-за ветра.
На схеме 1 наглядно представлены этапы организации проблемного обучения:
Рис. 1. Этапы проблемного обучения
Уровни проблемного обучения
Для эффективной реализации проблемного обучения воспитателю ДОУ необходимо постепенно внедрять такую форму работы. Дошкольники не могут в один момент стать самостоятельными и разрешать непосильные задачи. Поэтому педагогами и психологами были разработаны уровни проблемного обучения, которые следует преодолевать постепенно, от простого к сложному:
- уровень предполагает несамостоятельную активность дошкольников. На этом этапе педагог создает проблемную ситуацию, подает факты. Дети усваивают материал и после этого выполняют задания по образцу, но с новыми подобными компонентами задачи. Например, объяснив детям почему плывут облака, задается вопрос о том, как «прилетают» тучи или почему возникает метель (также из-за ветра).
- уровень — это так называемая полусамостоятельная деятельность. Тут гипотезы решения проблемной ситуации выдвигают сами воспитанники на основе имеющихся знаний. А к единственно верному решение «приходят» вместе с воспитателем. Так, дети самостоятельно ищут ответ на вопрос о том, почему плывут облака, предлагая разные версии. Но правильный ответ появляется после наводящих вопросов воспитателя или наглядных материалов.
- уровень — самостоятельный. Воспитанники без помощи воспитателя приходят к правильному решению задачи.
- уровень — творческий. На данном этапе дети не только могут найти самостоятельно решение, но и проявить творчество, дополнительные решения, применить знания в нестандартных ситуациях.
Как создать проблемную ситуацию?
Для того чтобы проблемное обучение принесло образовательную и воспитательную пользу, рекомендуется придерживаться следующих правил создания проблемной ситуации:
- «Правило золотой середины» касается уровня сложности поставленной задачи. Так, слишком простая и легко решаемая проблема не активизирует критическое мышление, познавательную и исследовательскую активность дошкольников. В то же время непосильное задание снизит интерес детей к поиску его решения и мотивацию к самостоятельной деятельности, а иногда может привести и к личностно-психологическим проблемам у воспитанников: неуверенности в собственных силах, замкнутости, неумении отстоять собственную точку зрения и т. д.
- Решение проблемной ситуации должно сопровождаться конкретным наглядным результатом, а именно, дети должны освоить какой-либо программный материал. Например, в нашем примере дети знакомятся с понятием ветра как природного явления.
- Активизация эмоциональной сферы дошкольника. Интерес, удивление, волнение, радость успеха значительно повышают педагогический эффект «проблемного обучения».
Исследовательская работа и эксперимент как эффективная форма проблемного обучения в ДОУ
Эффективными и занимательными для дошкольников формами проблемного обучения являются исследование и эксперимент. Практически каждый день дети сталкиваются с проблемными ситуациями как в ДОУ, так и в домашних условиях. Например, организовать исследовательскую работу с детьми 3–4 лет можно, анализируя зимние узоры на окне. Вместо привычного простого объяснения причин возникновения такого явления, можно предложить детям полноценную исследовательскую работу с применением таких приемов:
- Эвристическая беседа — по наводящим вопросам воспитателя дети самостоятельно приходят к верному решению вопроса.
- Составление описания, рассказа, сказки о появлении снежных узоров на окнах. Тут можно использовать как наглядную иллюстрацию, так и серию картинок.
- Дидактические творческие игры «На что похожи узоры», «Нарисуй узор», «Опиши узоры: какие они?».
Экспериментальная работа предполагает еще большее пространство для творчества и познавательной активности детей. С помощью различных примитивных опытов в младшей группе детского сада можно ознакомить детей, например, со свойствами песка (мокрый, сухой, сыпучий и т. д.), весом предметов (тяжелый, легкий), растениями (вырастить «на подоконнике» лук) и многими другими явлениями окружающего мира. Такая работа может применяться воспитателем как элемент запланированного занятия, в виде педагогического проекта (краткосрочного или длительного), а также как развлекательно-познавательное мероприятие. Например, можно организовать для воспитанников младшей группы детского сада приключенческий квест «Тайны и загадки тетушки Весны», в содержание которого включить самые разные задания на объяснение природных сезонных явлений. Такую работу можно провести в рамках «Недели семьи» и пригласить принять участие не только воспитанников, но и их родителей с целью пропаганды проведения совместного досуга детей и взрослых и ознакомления родителей с основами такой инновационной формой педагогической работы, как проблемное обучение.
Таким образом, проблемное обучение является актуальной областью педагогических дискуссий и открытий. На сегодняшний день такая форма работы еще недостаточно научно сформулирована. Но это не мешает работникам педагогической сферы реализовывать свои творческие наработки в этой области, проявлять инициативность, креативность при разработке инновационных форм работы с дошкольниками. Важно помнить, что познавательная активность и любознательность малышей заложена природой и задача воспитателя развивать эти прирожденные способности детей, активизировать задатки, творческий потенциал воспитанников, поощрять самостоятельность и инициативность.