Педагогический потенциал региональной поэзии в процессе преподавания русского языка как иностранного | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (332) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 12.10.2020

Статья просмотрена: 183 раза

Библиографическое описание:

Куренная, А. Е. Педагогический потенциал региональной поэзии в процессе преподавания русского языка как иностранного / А. Е. Куренная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 303-305. — URL: https://moluch.ru/archive/332/74139/ (дата обращения: 18.12.2024).



В процессе межкультурной коммуникации, при обучении иностранных студентов, в современной методике преподавания РКИ необходимо учитывать региональный компонент для формирования у обучающихся лингвострановедческой и лингвокультурологической компетенций. Это помогает студентам приобрести установку толерантного общения в регионе обучения и осмысление учащимися языковых фактов, свойственных для того или иного региона.

Лингвострановедческая компетенция предполагает осознание связи языка с историей и культурой как целой страны, так и отдельного региона. [1, 24] Поэтому знакомство с региональной поэзией представляется важным элементом в процессе обучения иноязычных учащихся для достаточного погружения в языковую среду.

В своем содержании региональный компонент включает:

– словосочетания, предложения и тексты, тематически ориентированные на природу, материальную и духовную культуру края;

– языковой материал, составляющий лингвистическую специфику области: слова и фразеологизмы, историческую ономастику, топо- и микротопонимику региона, живую речь и фольклор, специальную лексику профессий и т. п. [1,24]

В настоящий момент, учебники и учебные пособия в области русского языка как иностранного, недостаточно уделяют внимание региональному компоненту в преподавании. Как правило, языковой материал, отражающий специфику того или иного региона России, особенно малых городов, на занятиях по русскому языку как иностранному используется редко, что является препятствием для эффективного погружения в языковую среду.

Исследователи данной проблемы отмечают интерес у студентов при ознакомлении с региональным компонентом и видят педагогический потенциал во включении текстов региональных авторов в процесс обучения.

В настоящий момент появилась необходимость в разработке учебных материалов на основе литературного материала, в том числе и поэтического, авторов Тверской области. В частности, применяемая авторами в своих произведениях топонимическая лексика представляет интерес у обучающихся и как историко-географический материал, и как лингвистический источник.

Региональный топонимический материал содержит богатую информацию как об истории местности, в которой проживают и обучаются инофоны, так и его современных реалиях, в которых происходит процесс коммуникации обучающихся.

Знакомство иностранных учащихся с региональной художественной литературой помогает им всесторонне осознать социально-культурные особенности конкретного населенного пункта и быстрее влиться в социокультурное общение.

На продвинутом этапе обучения, при отработке навыков чтения, говорения и аудирования, можно включать поэтические произведения местных авторов. Учащимся могут быть предложены следующие формы работы: прочитать или прослушать стихотворение и выполнить учебные притекстовые и послетекстовые упражнения. Чтение поэтических текстов является неотъемлемой частью продуктивного обучения иностранному языку. Чтение способствует запоминанию лексики и всевозможных средств выражения. За счёт постоянного чтения, повторения материала в текстах, и постоянной коррекции неправильно прочитанных моментов происходит непроизвольное запоминание новой лексики и определенных грамматических правил. Читая стихотворный текст, ученик учится говорить, улучшается и корректируется сама техника и скорость чтения. Кроме того, при чтении стихотворений реализуется языковая наглядность.

Если отмечать ценность поэтического текста как средства обучения, то можно привести слова кандидата педагогических наук И. Л. Шолпо о необходимости использования поэзии при изучении иностранного языка, поскольку:

  1. В стихах содержится не просто информация, но и культурологическая составляющая, изучая их мы передаем не просто сведения и описания, а ценности в иносказательном виде, что обогащает внутренний мир ученика и расширяет его кругозор, что способствует метапредметности в изучении иностранных языков;
  2. Поэтические тексты позволяют отрабатывать ритм, интонационные особенности иноязычной речи, а также отрабатывать правильное произношение, что способствует формированию фонетических навыков;
  3. При работе с поэтическими текстами ученики многократно отрабатывают повторяющиеся слова, слова с похожим написанием и произношением, чему способствует рифма, а также схожие, параллельные модели построения фраз на иностранном языке, что способствует формированию лексических навыков и ускоренному непроизвольному запоминанию [4].

В 2019 г. мною проводилось исследование поэтического творчества Екатерины Андреевны Бошко, самодеятельной 69-летней поэтессы, долгое время проработавшей в сфере животноводства. Творчество поэтессы может быть использовано на занятиях РКИ, поскольку не перегружено сложными рифмами и метафорами. Как замечает Екатерина в своей автобиографии: «Стихи написаны от юности до старости, о нашей прекрасной природе, сельской жизни, сельском труде, лирические, философские и на все случаи жизни». Творческие изыскания поэтессы определяют роль провинциального человека в мире и ее необходимость и важность. Стихотворения автора содержат краеведческую информацию о Тверском регионе и могут представлять интерес у иностранцев, поскольку описывают быт простых жителей деревенской глубинки.

Так, в качестве учебного текста предлагается следующее стихотворение Е.Башко «Рассвет»: [На востоке светлеет, Вдаль плывут облака, Звезды тихо бледнеют, Спит в тумане река, Все окутано негой, Несказанный покой, Во дворе, под телегой, прошуршал дворовой.] Вниманию учащихся можно предложить следующие виды заданий:

  1. Притекстовые задания:

— Как называется стихотворение? (Закат, рассвет, ночь, утро, зима, Река);Знакомы ли вам слова туман, нега, дворовой, прошуршал, окутано) Посмотрите значение незнакомых слов в словаре; Объясните по-русски, как вы понимаете «все окутано негой, несказанный покой»; Какие реки Тверской области вы знаете? Какие реки протекают в вашем регионе?

  1. Послетекстовые задания:

— Придумайте Ваше название стихотворения. Сделайте перевод названия на свой язык. Объясните название стихотворения;

— Представьте себе, что вы наблюдаете происходящее. Расскажите, что вы видите, слышите. Кто главный герой стихотворения? Что он чувствует? Подготовьте небольшую статью о своей любимой реке или ином водоеме.

Выбирая поэтический текст следует учитывать возрастные и культурно-религиозные особенности обучающихся. Всегда нужно обращать внимание на содержание текстов для чтения, анализируя, как его воспримут конкретные иностранные обучающиеся. Если есть малейшие сомнения в адекватной оценке предлагаемого текста, лучше его не брать во избежание ненужных конфликтов и жалоб.

Поэтические тексты региональных авторов повышают интерес учащихся к изучаемым темам, развивают их творческую активность. При этом стихотворения могут включаться в изучение практически всех грамматических и лексических тем, а использование регионально ориентированного материала расширяет лингвокультурный кругозор обучающихся. Приобретенные на занятиях по русскому языку как иностранному знания и умения закрепляются и активизируются в реальных ситуациях, возникающих при соприкосновении студентов с окружающей их языковой средой, и, следовательно, осуществляется связь учебного процесса с жизнью, что повышает мотивацию студентов к изучению русского языка как иностранного. [2,246]

Таким образом, проанализировав работы исследователей по поэтическому тексту в сфере обучения иностранным языкам, мы пришли к выводу, что стихотворения региональных авторов действительно имеют высокий педагогический потенциал. Однако стихотворения необходимо выбирать не только исходя из языковой составляющей, но и из культурной, учитывая также национальную принадлежность учеников.

Эффективность работы с региональным компонентом определяется оптимальным сочетанием методов и приемов обучения, а также учетом у обучающихся уровня владения русским языком как иностранным.

Литература:

  1. Отменитова О. М. Формирование лингвострановедческой компетенции иностранных учащихся подготовительного факультета в процессе их самостоятельной работы: автореф. дис. канд. пед. наук. ‒ СПб., 1996. — 24 с.
  2. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. Лингвострановедение в преподава-нии русского языка как иностранного 4- изд. ‒ М.: Русский язык, 1983. ‒ 246 с.
  3. Дьяченко Н. П. Стихи, рифмовки и песни как средство повышения эффективности урока английского языка
  4. Шолпо И. Л. Как научить дошкольника говорить по — английски. СПб., «Специальная литература», 1999.
  5. Башко Е. А. Стихи доярки — Тверь, ТвГУ, 2019. — 53c.
Основные термины (генерируются автоматически): региональный компонент, русский язык, иностранный язык, поэтический текст, стихотворение, языковая среда, автор, процесс обучения, слово, языковой материал.


Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетенции в рамках изучения студентами колледжа акцентологических норм русского языка

Социально-психологические аспекты ролевой игры на занятиях иностранным языком со студентами энергетических направлений подготовки

Роль курса ОБЖ в процессе развития ценностных ориентаций учащихся среднего школьного возраста

Формирование иноязычной межкультурной компетенции учащихся на основе лингвострановедческого материала

Формирование иноязычной межкультурной компетенции учащихся на основе использования лингвострановедческого материала

Развитие навыка анализа текста у младших школьников в процессе преподавания литературного чтения на основе исследовательской деятельности

Педагогический потенциал иноязычного образования в процессе формирования читательской компетентности студентов вуза

Роль иностранного языка в развитии интеркультурного потенциала студента

Роль компьютерных технологий в формировании учебно-познавательной компетенции у студентов старшего этапа обучения корейскому языку

Значение дисциплины «Камерный ансамбль» в условиях непрерывного образования в ВУЗе

Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетенции в рамках изучения студентами колледжа акцентологических норм русского языка

Социально-психологические аспекты ролевой игры на занятиях иностранным языком со студентами энергетических направлений подготовки

Роль курса ОБЖ в процессе развития ценностных ориентаций учащихся среднего школьного возраста

Формирование иноязычной межкультурной компетенции учащихся на основе лингвострановедческого материала

Формирование иноязычной межкультурной компетенции учащихся на основе использования лингвострановедческого материала

Развитие навыка анализа текста у младших школьников в процессе преподавания литературного чтения на основе исследовательской деятельности

Педагогический потенциал иноязычного образования в процессе формирования читательской компетентности студентов вуза

Роль иностранного языка в развитии интеркультурного потенциала студента

Роль компьютерных технологий в формировании учебно-познавательной компетенции у студентов старшего этапа обучения корейскому языку

Значение дисциплины «Камерный ансамбль» в условиях непрерывного образования в ВУЗе

Задать вопрос