Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе совместной художественно-творческой деятельности детей «Исправление ошибок».
Задачи:
Создать условия для развития:
Умения ставить цель, отбирать необходимые средства, определять последовательность действий;
Умения использовать и называть источники знаний, адекватные возрасту, индивидуальным возможностям, познавательным потребностям;
Умение обращаться к собственному опыту, имеющимся знаниям, умениям;
Умение совершать на элементарном уровне действия по обработке информации: сравнивать, обобщать, выделять признаки, замечать изменения;
Умения делать спонтанные и подготовленные высказывания в пределах определенной темы.
Обеспечить условия для:
Обобщения знаний детей о видах русской народной росписи и её особенностях (Познание);
Создать условия для:
Умения рисовать элементы отдельных видов росписи; выделять элементы украшений предметов рисунка; сочетать в узоре цвета, характерные определенной росписи;
Развивать интерес, эстетическое восприятие предметов народных промыслов;
воспитывать красоту к народному прикладному искусству через художественную деятельность.
Формы организации: подгруппа, индивидуальная.
Методы и приемы: игровой (сюрпризный момент), словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение), наглядный (зрительный), практический.
Педагогические технологии: гуманно-личностные, социо — игровые технологии.
Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика.
Индивидуальная работа: помощь ребенку по необходимости.
Предварительная работа: беседа о видах росписи, истории возникновения, особенностях и элементах каждого вида росписи.
Словарная работа : народные промыслы, народные умельцы, роспись (гжель, хохлома, городецкая роспись, дымковская роспись.
Оборудование: листы с иллюстрациями(разных видов росписи), стаканы с водой, гуашь, кисти, карандаши, клеёнки для подстилки, конверт с письмом.
Ход непосредственной образовательной деятельности
Организационный момент
Дети находятся вместе с воспитателем в игровой зоне. В группу кто-то постучал. Это оказался почтальон, который принес письмо. Воспитатель предлагает открыть это письмо и прочитать его.
«Здравствуйте дорогие ребята. Пишу вам я — Мальвина. Я хотела познакомить Буратино с народным искусством, но в нашей художественной галерее народных промыслов случилась беда! Лиса Алиса и кот Базилио испортили картины «Декоративной росписи». Я не знаю, что мне делать. Ребята, вы сможете мне помочь?» (ответы детей)
Воспитатель: Вы хотите помочь Мальвине? Ребята, как мы можем помочь Мальвине? (Ответы детей — Дорисовать недостающую часть картины ).
Воспитатель : Ребята, обратите внимание, что в конверте 4 пакета. Почему? (Ответы детей — 1 часть это Дымковская роспись, 2 часть — Хохлома, 3 часть это Гжелская роспись, 4 часть это Городецкая роспись). Воспитатель вместе с детьми уточняет признаки и особенности каждого вида росписей.
Воспитатель : Ребята, чтобы помочь Мальвине, нам нужно вспомнить основные элементы, цветовую гамму каждой росписи.
1) Дымковская роспись – в основном это барыни, скоморохи, нарядные индюки и петухи. Для росписи мастера используют яркие краски, узорами служат простые геометрические фигуры.
2) Городецкая роспись – в этой росписи часто используются образ коня, который является символом богатства, и образ птицы — символ счастья.
3) Гжельская роспись – посуду покрывали белой эмалью и расписывали в синих тонах.
4) Хохлома – эта роспись выполнена чёрным и красным цветом по золотистому фону. Для хохломской росписи характерен растительный орнамент: цветы, листья и ягоды.
Воспитатель: Ребята, если мы будем рисовать каждый иллюстрацию каждой росписи, то это будет очень долго, как нам нужно поступить? (Ответы детей. Разделиться на группы, и каждая группа будет рисовать определенный вид росписи).
Воспитатель: А как же мы можем разделиться на 4 группы? (Ответы детей. Дети делятся на команды и выбирают себе картины, каждый из своей части ). Каждая пара подойдёт и выберет себе круг определенного цвета.
Воспитатель : Прежде чем приступить к восстановлению иллюстраций надо нам подготовить наши руки. ( Воспитатель показывает пальчиковую гимнастику, а дети повторяют ).
Пестрый хоровод.
Привезли мы глину с дальнего бугра.
Ну-ка, за работу, чудо-мастера!
Красно-алые бутоны
В изумрудах листьях тонут
Незабудки и пионы
Обрамляют розы омут
Яркие, лучистые, узоры золотистые!
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка не спеши.
Барыни и мужики,
Поросята, индюки.
Ярко все наряжены,
Пестро разукрашены.
Воспитатель: Ребята!Чтобы узнать, какая роспись досталась каждой паре, переверните конверты и узнаете, кому какую роспись нужно отреставрировать. (Воспитатель уточняет у каждой пары, какую роспись они будут реставрировать).
После проведенной гимнастики и выбора росписи, дети принимаются восстанавливать картины. В ходе работы воспитатель действиями, словами помогает каждому ребенку. (Дети рисуют свои картины).
Художественно-продуктивная деятельность
(Дети реставрируют картины)
Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, у нас получилось восстановить работы. (Выставка работ и ответы детей). Легко это или тяжело? Ребята, послушайте пословицу: «Не то золото, что дорого и блестит, а то дорого, что руками мастера создано». Как вы понимаете смысл пословицы? Вы сегодня тоже побывали в роли мастеров. (Ответы детей).
Рефлексия: Ребята, кому мы сегодня помогали? Что вы делали? Как делали? С кем вы можете поделиться умениями, которые получили сегодня?
Воспитатель: Ребята, у нас получилось отреставрировать только несколько картин, а другие не исправлены. Как нам быть, что делать? (Ответы детей. Дети предлагают отдать другим детям дорисовать или родителям).