Благодаря наличию бюджета местные органы власти могут выполнять свои расходные обязательства, прописанные в законодательстве, в полном объеме, не имея кредиторской задолженности. Кроме того, это позволит улучшать и поддерживать необходимый уровень социально-экономического развития местного образования, и, как следствие, повысить качество жизни граждан, что является стратегической целью, прописанной в Указе Президента РФ от 31. 12. 2015г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [1, 21].
Существенно урезают объем местного бюджета следующие факторы: уменьшение доходной части местных бюджетов, сокращение местных налогов и сборов, в том числе недобросовестность налогоплательщиков, федеральные дотации, в свою очередь, не могут восполнить утраченный объем. Следовательно, возникает вопрос эффективности использования собственного потенциала развития. В этой связи, органы местного самоуправления нуждаются в инструментарии самоконтроля эффективности управленческой деятельности [2, 86].
Горизонтальный и вертикальный анализ необходимы для сравнения текущих показателей бюджета с показателями за текущие периоды или сравнения плановых показателей с фактическими, выявления структуры бюджета или доли отдельных бюджетных показателей в итоговом бюджетном показателе и их влияние на общие результаты.
Проведем вертикальный анализ доходной части бюджета сельского поселения «Хохотуйское» (таблица 1).
Таблица 1
Анализ структуры доходной части бюджета сельского поселения «Хохотуйское» за 2017–2019 гг.
Наименование показателя |
2017 факт |
2018 факт |
2019 план |
|||
Сумма, тыс.руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, тыс.руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, тыс.руб. |
Уд. вес, % |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Доходы бюджета, всего |
4191,6 |
100 |
6228,5 |
100 |
8865,4 |
100 |
1. Налоговые доходы, в том числе: |
737,9 |
17,6 |
786,1 |
12,0 |
780,0 |
8,7 |
1.1 Налоги на прибыль, доходы |
245,9 |
5,9 |
289,4 |
4,6 |
286,7 |
3,2 |
1.2. Налоги на имущество |
492,0 |
11,7 |
496,7 |
7,9 |
493,3 |
5,5 |
1.2.1. Налоги на имущество физических лиц |
68,7 |
1,6 |
57,1 |
0,9 |
70,0 |
0,7 |
1.2.2. Земельный налог |
423,3 |
10,1 |
439,6 |
7,1 |
423,3 |
3,7 |
2. Неналоговые доходы |
25,6 |
0,6 |
58,9 |
0,9 |
50,0 |
0,5 |
Итого налоговые неналоговые доходы |
763,5 |
18,2 |
845,0 |
13,5 |
946,9 |
10,7 |
Безвозмездные перечисления из бюджетов другого уровня |
3428,1 |
81,8 |
5383,5 |
86,5 |
7918,5 |
89,3 |
По данным таблицы 1 видно, что за период с 2017 по 2019 годы в доходах местного бюджета сельского поселения «Хохотуйское» преобладает значительная доля финансовой безвозмездной помощи с вышестоящего бюджет — более 80 % бюджета формируется за счет безвозмездных поступлений. При этом доля безвозмездных поступлений постоянно увеличивается: в 2018 г. на 57,04 % (1955,4 тыс. руб.) по сравнению с 2017 г., в плановом 2019 г. на 47 % (2535,0 тыс. руб.) по сравнению с 2018 г. Это говорит о том, что собственных доходов сельского поселения «Хохотуйское» не достаточно для осуществления ряда полномочий. В течение финансового года возможны повышения тарифов и, как следствие этого, лимитов, предусмотренных по бюджету, может быть недостаточно.
Доходность бюджета растет за счет субвенций, субсидий и дотаций в местный бюджет, что говорит о низкой доходности собственного бюджета.
Проведем вертикальный анализ расходной части бюджета. Результаты анализа представлены в таблице 2.
Таблица 2
Анализ структуры расходной части бюджета сельского поселения «Хохотуйское» за 2017–2019 гг.
Наименование показателя |
2017 факт |
2018 факт |
2019 план |
|||
Сумма, тыс.руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, тыс.руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, тыс.руб. |
Уд. вес, % |
|
ВСЕГО расходов |
3831,5 |
100 |
6723,1 |
100 |
8881,9 |
100 |
Общегосударственные вопросы |
3218,6 |
82,0 |
4900,1 |
72,8 |
5282,6 |
59,5 |
Национальная оборона |
78,9 |
2,1 |
100,3 |
1,5 |
116,5 |
1,3 |
Национальная экономика |
144,0 |
3,7 |
831,6 |
12,4 |
1298,7 |
14,8 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
- |
- |
- |
- |
6,3 |
0,1 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
195,4 |
5,0 |
72,0 |
1,0 |
455,7 |
5,1 |
Охрана окружающей среды |
- |
- |
- |
- |
448,1 |
5,1 |
Культура, кинематография |
157,5 |
3,1 |
64,4 |
1,0 |
13,5 |
0,1 |
Социальная политика |
54,1 |
1,4 |
161,4 |
2,5 |
379,2 |
4,7 |
Межбюджетные трансферты |
178,4 |
3,7 |
593,3 |
8,8 |
881,3 |
9,9 |
Лидирующими статьями расходов являются расходы на общегосударственные расходы (больше 50 %), ЖКХ и межбюджетные трансферты. Удельный вес остальных статей в несколько раз меньше, наименьшую долю составили такие расходы, как расходы на национальную оборону, социальную политику. А такие расходы, как национальная безопасность и правоохранительная деятельность и охрана окружающей среды, появились лишь в 2019 г. в качестве плановых.
В 2017 году лидером расходных статей были расходы на ЖКХ. На втором месте были межбюджетные трансферты и национальная экономика. Доля межбюджетных трансфертов составила 3,7 %.
В 2018 году резко возросла доля расходов на национальную экономику — до 12,4 % (на 8,7 %), а также межбюджетные трансферты на 5,1 %.
В планируемом 2019 г. включили такие статьи расходов как национальная безопасность и правоохранительная деятельность и охрана окружающей среды, которые заняли 0,1 % и 5,1 % соответственно.
Доля расходов на социальную политику имеет устойчивую тенденцию к повышению: в 2017 г. она составляла 1,4 %, в 2018 г. — 2,5 %. На плановый 2019 г. ее доля стала еще больше и составила 4,7 %. Расходы на социальную политику включают в себя расходы на пенсионное обеспечение, социальное обслуживание населения, социальное обеспечение население и охрану семьи и детства. Больше половины статьи «Социальная политика» приходится на пенсионное обеспечение населения.
Доля расходов на ЖКХ резко снизилась в 2018 г. по сравнению с 2017 г. Если в 2017 г. она составила 5,0 %, то в 2018 г. всего лишь 1,0 %.
В целом, бюджет сельского поселения «Хохотуйское» попадает в общую тенденцию местных бюджетов — он является дотационным, сам в свою очередь финансово помогает нижестоящим бюджетам.
Проанализируем динамику общей суммы доходов и расходов бюджета рассматриваемого муниципального района (таблица 3).
Таблица 3
Динамика доходов и расходов бюджета сельского поселения «Хохотуйское» за 2017–2019 гг.
Наименование показателя |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г |
Темпы роста, % |
||
2017/2018 |
2018/2019 |
|||||
Доходы бюджета, всего |
4191,6 |
6228,5 |
8865,4 |
148,6 |
142,3 |
|
Расходы бюджета, всего |
3831,5 |
6723,1 |
8881,9 |
175,5 |
132,1 |
|
И доходы, и расходы бюджета сельского поселения «Хохотуйское» имеют тенденцию к увеличению. Значительное увеличение доходов и расходов в 2018 г. на 48,6 % (2 036,9 тыс. руб.) было обусловлено тем, что бюджет сельского поселения «Хохотуйское» получил больше денежных средств в виде безвозмездных поступлений. Необходимо отметить, что в 2018 бюджет был дефицитным: дефицит составил 44,6 тыс. руб. В 2019 г. дефицит бюджета запланирован на уровне 16,5 тыс. руб. В 2017 г. был профицит бюджета размере 360,1 тыс. руб.
Проведем горизонтальный анализ доходной части бюджета сельского поселения «Хохотуйское» за 2017–2019 гг., т. е. рассчитаем показатели динамики, характеризующие изменение статей бюджета во времени. Темпы роста показывают, сколько процентов составляет каждая статья бюджета в анализируемом году по отношению к предыдущему.
Таблица 4
Горизонтальный анализ доходной части бюджета сельского поселения «Хохотуйское» за 2017–2019 гг.
Наименование показателя |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Темпы роста, % |
|
2017/2018 |
2018/2019 |
||||
Доходы бюджета, всего |
4191,6 |
6228,5 |
8865,4 |
148,6 |
142,3 |
1. Налоговые доходы, в том числе: |
737,9 |
786,1 |
780,0 |
106,5 |
99,2 |
1.1 Налоги на прибыль, доходы |
245,9 |
289,4 |
286,7 |
117,7 |
99,07 |
1.2. Налоги на имущество |
492,0 |
496,7 |
493,3 |
100,9 |
99,3 |
1.2.1 Налоги на имущество физических лиц |
68,7 |
57,1 |
70,0 |
83,1 |
122,6 |
1.2.2 Земельный налог |
423,3 |
439,6 |
423,3 |
103,9 |
96,3 |
2. Неналоговые доходы |
25,6 |
58,9 |
50,0 |
230,1 |
84,9 |
2.1 Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
25,0 |
58,9 |
50,0 |
235,6 |
88,3 |
2.2 Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
0,6 |
– |
– |
– |
– |
Итого налоговые неналоговые доходы |
763,5 |
845,0 |
946,9 |
110,7 |
112,06 |
Безвозмездные перечисления из бюджетов другого уровня, в т. ч. |
3428,1 |
5383,5 |
7918,5 |
157,04 |
147,1 |
Дотации |
2846,2 |
4865,0 |
3998,0 |
170,9 |
82,1 |
Субвенции |
78,9 |
100,3 |
2246,3 |
127,1 |
223,9 |
Межбюджетные трансферты |
503,0 |
418,2 |
6,3 |
83,1 |
1,5 |
Как уже указывалось выше, доходы бюджета с 2017 г. регулярно увеличиваются, в основном за счет увеличения безвозмездных поступлений. Положительная динамика наблюдается в 2018 г., за исключением налогов на имущество физических лиц: в 2018 г. уменьшаются на 16,9 % (9,8тыс. руб.). Это говорит о недостаточной работе органов местного самоуправления в данном направлении. В 2019 г. этот показатель наоборот, характеризуется положительной динамикой: запланировано увеличение на 47,5 % (39,5 тыс. руб.). Налоговые и неналоговые доходы планировалось увеличить на 1,3 %, а безвозмездные поступления сократить на 6,3 %.
Проанализируем динамику доходов бюджета сельского поселения «Хохотуйское» подробнее.
Налоговые и неналоговые доходы наиболее низкими были в 2017 г. в основном за счет низких поступлений от налога на доходы физических лиц, а также неналоговой части бюджета. Часть статей, входящих в налоговые и неналоговые доходы показали в 2019г. по сравнению с 2018г. положительную динамику.
Рост денежных поступлений в бюджет в 2018 г. по сравнению с 2017 г. был обусловлен ростом практически всех доходных статей бюджета: налог на прибыль и доходы (темп прироста — 17,7 %); налог на имущество (темп прироста — 0,9 %); земельный налог (темп прироста — 3,9 %); доходы от использования имущества (темп прироста — 35,6 %); безвозмездные перечисления (темп прироста — 57,04 %).
Доходы бюджета сельского поселения «Хохотуйское» планировалось увеличить в 2019 г. по отношению к 2018 г. на 42,3 %.
Проведем горизонтальный анализ расходной части бюджета сельского поселения «Хохотуйское» за 2017–2019 гг. (таблица 5). В результате данного анализа можно будет сказать, как в относительном выражении изменились доходные статьи бюджета с течением времени. Как и при расчете показателей динамики расходов бюджета, будет рассчитывать цепные темпы роста, т. е. сравнивать соседние года.
Таблица 5
Горизонтальный анализ расходной части бюджета сельского поселения «Хохотуйское» за 2017–2019 гг.
Наименование показателя |
2017 факт |
2018 план |
2019 план |
Темпы роста |
||
2018/2017 |
2019/2018 |
|||||
Расходы бюджета, всего |
3831,5 |
6723,1 |
8881,9 |
175,5 |
132,1 |
|
1. Общегосударственные вопросы |
3218,6 |
4900,1 |
5282,6 |
152,2 |
107,8 |
|
2. Национальная оборона |
78,9 |
100,3 |
116,5 |
127,1 |
116,2 |
|
3. Национальная экономика |
144,0 |
831,6 |
1298,7 |
577,5 |
156,2 |
|
4. Жилищно-коммунальное хозяйство |
195,4 |
72,0 |
455,7 |
36,8 |
632,9 |
|
5. Культура, кинематография |
157,5 |
64,4 |
13,5 |
41,01 |
20,9 |
|
6. Социальная политика |
54,1 |
161,4 |
379,2 |
298,3 |
234,9 |
|
7. Межбюджетные трансферты |
178,4 |
593,3 |
881,3 |
332,6 |
148,5 |
|
Динамика расходов бюджета сельского поселения «Хохотуйское» аналогична динамике его доходов. Увеличение расходов в 2017–2019 гг. обусловлено увеличением межбюджетных трансфертов.
В 2018 г. по сравнению с 2017 г. расходы бюджета незначительно возросли на 75,5 %. Увеличение коснулось следующих статей: общегосударственные вопросы (темп прироста — 52,2 %); национальная оборона (темп прироста — 27,1 %); национальная экономика (темп прироста — 477,5 %); социальная политика (темп прироста — 198,3 %); межбюджетные трансферты (темп прироста — 232,6 %).
В 2019 г. планируется увеличение расходной части бюджета на 32,1 %. Произойдет это в основном за счет увеличения расходов на национальную экономику (56,2 %) и ЖКХ (532,9 %).
В результате проведения горизонтального анализа было выявлено, что увеличиваются как безвозмездные поступления в бюджет сельского поселения «Хохотуйское», так и межбюджетные трансферты. Налоговые и неналоговые доходы также имеют тенденцию к повышению, что положительно характеризует анализируемый бюджет.
Литература:
- Макарова С. Н. Совершенствование методики финансового анализа программных расходов бюджета // Финансы и кредит. –2014. — № 26 (602) — С. 19–30.
- Ломакина Е. А. Анализ доходов и расходов бюджета муниципального образования (на примере городского округа Лыткарино) // Интернет-журнал «Мир науки» 2015 № 2 http://mir-nauki.com/PDF/09EMN215.pdf (дата обращения: 11.10.2020).
- Петрушина О. В., Свиридова М. С. К вопросу о роли местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований // Молодой ученый. — 2017. — № 32. — С. 55–58. — URL https://moluch.ru/archive/166/45357/ (дата обращения: 11.10.2020).
- Официальный портал Забайкальского края. — URL: http://www.забайкальскийкрай.рф/documentation/ (дата обращения: 25.04.2019).