Использование бюджетных коэффициентов в исследовании местного бюджета (на примере бюджета муниципального образования сельского поселения «Хохотуйское») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №42 (332) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 17.10.2020

Статья просмотрена: 964 раза

Библиографическое описание:

Елизова, Е. В. Использование бюджетных коэффициентов в исследовании местного бюджета (на примере бюджета муниципального образования сельского поселения «Хохотуйское») / Е. В. Елизова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 100-103. — URL: https://moluch.ru/archive/332/74144/ (дата обращения: 16.11.2024).



Важным направлением бюджетного анализа является анализ структуры доходов бюджетов и определение уровня их устойчивости. Результаты такого анализа представляются важными для региональных и местных властей, поскольку дают информацию о состоянии их финансовой базы, тенденциях ее формирования [1, 25].

Расчет бюджетных коэффициентов позволит обосновать размеры выделяемой финансовой помощи, а также более прозрачно предоставить финансовую ситуацию в субъектах. Благодаря данным коэффициентам можно наглядно отследить изменение ситуации в динамике.

Планирование и прогнозирование выступают необходимыми компонентами научно обоснованного бюджетного процесса, без которых действия государства будут носить преимущественно характер реагирования на изменения в экономике и общественной жизни. Задачи бюджетного и налогового планирования состоят в обеспечении возможности рассмотрения и оценки альтернативных вариантов достижения экономических и социальных целей, проведении эффективной бюджетно-налоговой политики [2, 88].

Таблица 1

Структура доходной части бюджета сельского поселения «Хохотуйское» за 2017–2019 гг.

Наименование показателя

2017 факт

2018 факт

2019 план

Сумма, тыс.руб.

Уд. вес, %

Сумма, тыс.руб.

Уд. вес, %

Сумма, тыс.руб.

Уд. вес, %

1

2

3

4

5

6

7

Доходы бюджета, всего

4191,6

100

6228,5

100

8865,4

100

1. Налоговые доходы,

в том числе:

737,9

17,6

786,1

12,0

780,0

8,7

1.1 Налоги на прибыль, доходы

245,9

5,9

289,4

4,6

286,7

3,2

1.2. Налоги на имущество

492,0

11,7

496,7

7,9

493,3

5,5

1.2.1. Налоги на имущество физических лиц

68,7

1,6

57,1

0,9

70,0

0,7

1.2.2. Земельный налог

423,3

10,1

439,6

7,1

423,3

3,7

2. Неналоговые доходы

25,6

0,6

58,9

0,9

50,0

0,5

Итого налоговые неналоговые доходы

763,5

18,2

845,0

13,5

946,9

10,7

Безвозмездные перечисления из бюджетов другого уровня

3428,1

81,8

5383,5

86,5

7918,5

89,3

Таблица 2

Структура расходной части бюджета сельского поселения «Хохотуйское» за 2017–2019 гг.

Наименование показателя

2017 факт

2018 факт

2019 план

Сумма, тыс.руб.

Уд. вес, %

Сумма, тыс.руб.

Уд. вес, %

Сумма, тыс.руб.

Уд. вес, %

1

2

3

4

5

6

7

ВСЕГО расходов

3831,5

100

6723,1

100

8881,9

100

Общегосударственные вопросы

3218,6

82,0

4900,1

72,8

5282,6

59,5

Национальная оборона

78,9

2,1

100,3

1,5

116,5

1,3

Национальная экономика

144,0

3,7

831,6

12,4

1298,7

14,8

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

-

-

-

-

6,3

0,1

Жилищно-коммунальное хозяйство

195,4

5,0

72,0

1,0

455,7

5,1

Охрана окружающей среды

-

-

-

-

448,1

5,1

Культура, кинематография

157,5

3,1

64,4

1,0

13,5

0,1

Социальная политика

54,1

1,4

161,4

2,5

379,2

4,7

Межбюджетные трансферты

178,4

3,7

593,3

8,8

881,3

9,9

Бюджетные коэффициенты, используемые в качестве нормативов состояния:

1 Коэффициент соотношения перераспределяемых и собственных бюджетных доходов:

Д п / Д с = К рс , где Д п сумма средств, поступающих в доходы территориальных бюджетов, в виде финансовой помощи (безвозмездных и безвозвратных перечислений); отчислений в процентах от налогов вышестоящих бюджетов, передаваемых на кратковременной основе (на срок один-три года).

Д с собственные доходы бюджета.

К рс 2017 = 3428,1 / (737,9 + 25,6) = 4,49.

К рс 2018 = 5383,5 / (786,1+ 58,9) = 6,37.

К рс 2019 = 7918,5 / (50,0+ 780,0) = 9,54.

2 Коэффициент автономии:

Д с / Д = К а , где Д — общая сумма бюджетных расходов.

К а 2017 = (737,9 + 25,6) / 4191,6 = 0,1821.

К а 2018 = (786,1+ 58,9) / 6228,5 = 0,1356.

К а 2019 = (50,0+ 780,0) / 8865,4 = 0,0936.

3 Коэффициент внешнего финансирования:

Д п /Д = К вф

К вф 2017 = 3428,1 / 4191,6 = 0,8178.

К вф 2018 = 5383,5 / 6228,5 = 0,8643.

К вф 2019 = 7918,5 / 8865,4 = 0,8931.

4 Коэффициент дефицитности бюджета:

БД/ Р = К д , где БД — бюджетный дефицит,

Р — общая сумма бюджетных расходов.

К д 2017 = (4191,6–3831,5) / 3831,5 = 0,0939.

К д 2018 = (6228,5–6723,1) / 6723,1 = — 0,0736.

К д 2019 = (8865,4–8881,9) / 8881,9 = — 0,0019.

5 Коэффициент бюджетной задолженности:

З/ Р = К бз , где З — бюджетная задолженность (разница между расходами и полученными доходами бюджетов. Если З<0, то К бз принимается равным нулю).

К бз 2017 = (3831,5–4191,6) / 3831,5 = 0.

К бз 2018 = (6723,1–6228,5) / 6723,1 = 0,0736.

К бз 2019 = (8881,9–8865,4) / 8881,9 = 0,0019.

6 Коэффициент бюджетной результативности:

Д т / Ч = К бр , где Д т — общая сумма бюджетных доходов, созданных на соответствующей территории и поступившие во все звенья бюджетной системы.

Ч — среднегодовая численность населения, которую рассчитаем по формуле средней арифметической и по данным сайта Забайкалкрайстата:

Ч 2017 = (1452 + 1460)/2 = 1456 чел.

Ч 2018 = (1460 + 1473)/ 2 = 1467 чел.

Ч 2019 = (1473 + 1490) /2 = 1482 чел.

К бр 2017 = 4191,6/ 1456 = 2,879.

К бр 2018 = 6228,5/ 1467 = 4,2457.

К бр 2019 = 8865,4/ 1482 = 5,9821.

7 Коэффициент бюджетной обеспеченности населения:

Р/Ч = К бр

К бр 2015 = 3831,5 / 1456 =2,6315.

К бр 2016 = 6723,1 / 1467 = 4,5828.

К бр 2017 = 8881,9 / 1482 = 5,9932.

Бюджетные коэффициенты, используемые в качестве нормативов состояния за период с 2017 по 2019 гг., представлены в таблице 3.

Таблица 3

Бюджетные коэффициенты, используемые в качестве нормативов состояния за период с 2015 по 2017 гг.*

Показатель

2017 год

2018 год

2019 год

1

2

3

4

Коэффициент соотношения перераспределяемых и собственных бюджетных доходов

4,49

6,37

9,54

Коэффициент автономии

0,1821

0,1356

0,0936

Коэффициент внешнего финансирования

0,8187

0,8643

0,8931

Коэффициент дефицитности бюджета

0,0939

- 0,0736

- 0,0019

Коэффициент бюджетной задолженности

0

0,0736

0,0019

Коэффициент бюджетной результативности поселения

2,879

4,2457

5,9821

Коэффициент бюджетной обеспеченности населения

2,6315

4,5828

5,9932

*Таблица 3 составлена автором по данным отчета об исполнении бюджета сельского поселения «Хохотуйское» за 2017–2019 гг.

По данным таблицы можно сделать следующие выводы:

уровень бюджетной самостоятельности поселения в рассматриваемый период является недостаточно высоким. Об этом свидетельствуют коэффициент автономии и коэффициент соотношения перераспределяемых и собственных доходов. Можно заметить, что в период с 2017 по 2019 гг. коэффициент соотношения перераспределяемых и собственных бюджетных доходов увеличился, а коэффициент автономии сначала уменьшается (в 2018 г.), а в 2019 г. планируется его увеличение, что говорит о положительной тенденции развития поселения, но, к сожалению, изменение коэффициентов недостаточно для того, чтобы поселению достичь необходимого уровня самостоятельности;

коэффициент внешнего финансирования в рассматриваемом периоде увеличивается, что во многом связано с доходами регионального бюджета и это говорит о том, что бюджет поселения во многом зависим от финансирования из поселения бюджета;

дефицит бюджета наблюдался в 2018 и в 2019 гг., об этом свидетельствует отрицательное значение коэффициента. В 2017 гг. имеет место бюджетный профицит;

коэффициент бюджетной результативности поселения с каждым годом повышается, что также является положительной тенденцией и влияет на соотношения перераспределяемых и собственных бюджетных доходов, коэффициент бюджетной обеспеченности населения также имеет тенденцию к увеличению, что в основном связано с уменьшение численности населения поселения.

Все рассчитанные показатели имеют большое значение при планировании и прогнозировании бюджета и поэтому должны учитываться при принятии бюджета и разработке бюджетной политики в последующие годы.

Литература:

  1. Сумская Т. В. Использование бюджетных коэффициентов для оценки устойчивости бюджетов муниципальных образований Новосибирской области // Основы ЭУП. — 2014. — № 2 (14). — С. 25–29.
  2. Грушина О. В. Бюджетирование: методологическое осмысление и проблемы практической постановки. — Иркутск: БГУЭП, 2006. — 245 с.
  3. Официальный портал Забайкальского края. — URL: http://www.забайкальскийкрай.рф/documentation/ (дата обращения: 11.10.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): уды, коэффициент, доход, коэффициент автономии, коэффициент соотношения, бюджетная задолженность, бюджетная обеспеченность населения, внешнее финансирование, общая сумма, сельское поселение.


Похожие статьи

Исследование местного бюджета с помощью вертикального и горизонтального анализа (на примере бюджета муниципального образования сельского поселения «Хохотуйское»)

Налоговое регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения на муниципальном уровне (на примере МО ГО «Усинск»)

Территориальное общественное самоуправление как источник пополнения кадров для органов местного самоуправления.(на примере муниципального образования сельского поселения «Чикойское» Кяхтинского района Республики Бурятия)

Анализ эффективности использования оборотных средств (на примере АО «Аэропорт Якутск»)

Организация деятельности средней общеобразовательной школы в муниципальном районе РФ (на примере МАОУ СОШ с. Бердюжье Тюменской области)

Особенности оценки эффективности использования бюджетных средств в некоммерческой организации на примере государственного бюджетного учреждения города Москвы «Автомобильные дороги Центрального административного округа»

Организационно-технический аспект учетной политики при построении рациональной организации бухгалтерского учета организации (на примере АО «Грачевское»)

Анализ современного состояния и тенденции развития финансового контроля (на примере Департамента финансов Администрации муниципального образования Приуральский район)

Финансовая самостоятельность региональных и местных бюджетов (на примере Брянской области)

Муниципальный служащий: понятие, статус, профессиональная подготовка (на примере администрации Находкинского городского округа, г. Находка)

Похожие статьи

Исследование местного бюджета с помощью вертикального и горизонтального анализа (на примере бюджета муниципального образования сельского поселения «Хохотуйское»)

Налоговое регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения на муниципальном уровне (на примере МО ГО «Усинск»)

Территориальное общественное самоуправление как источник пополнения кадров для органов местного самоуправления.(на примере муниципального образования сельского поселения «Чикойское» Кяхтинского района Республики Бурятия)

Анализ эффективности использования оборотных средств (на примере АО «Аэропорт Якутск»)

Организация деятельности средней общеобразовательной школы в муниципальном районе РФ (на примере МАОУ СОШ с. Бердюжье Тюменской области)

Особенности оценки эффективности использования бюджетных средств в некоммерческой организации на примере государственного бюджетного учреждения города Москвы «Автомобильные дороги Центрального административного округа»

Организационно-технический аспект учетной политики при построении рациональной организации бухгалтерского учета организации (на примере АО «Грачевское»)

Анализ современного состояния и тенденции развития финансового контроля (на примере Департамента финансов Администрации муниципального образования Приуральский район)

Финансовая самостоятельность региональных и местных бюджетов (на примере Брянской области)

Муниципальный служащий: понятие, статус, профессиональная подготовка (на примере администрации Находкинского городского округа, г. Находка)

Задать вопрос