Важным направлением бюджетного анализа является анализ структуры доходов бюджетов и определение уровня их устойчивости. Результаты такого анализа представляются важными для региональных и местных властей, поскольку дают информацию о состоянии их финансовой базы, тенденциях ее формирования [1, 25].
Расчет бюджетных коэффициентов позволит обосновать размеры выделяемой финансовой помощи, а также более прозрачно предоставить финансовую ситуацию в субъектах. Благодаря данным коэффициентам можно наглядно отследить изменение ситуации в динамике.
Планирование и прогнозирование выступают необходимыми компонентами научно обоснованного бюджетного процесса, без которых действия государства будут носить преимущественно характер реагирования на изменения в экономике и общественной жизни. Задачи бюджетного и налогового планирования состоят в обеспечении возможности рассмотрения и оценки альтернативных вариантов достижения экономических и социальных целей, проведении эффективной бюджетно-налоговой политики [2, 88].
Таблица 1
Структура доходной части бюджета сельского поселения «Хохотуйское» за 2017–2019 гг.
Наименование показателя |
2017 факт |
2018 факт |
2019 план |
|||||
Сумма, тыс.руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, тыс.руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, тыс.руб. |
Уд. вес, % |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
||
Доходы бюджета, всего |
4191,6 |
100 |
6228,5 |
100 |
8865,4 |
100 |
||
1. Налоговые доходы, в том числе: |
737,9 |
17,6 |
786,1 |
12,0 |
780,0 |
8,7 |
||
1.1 Налоги на прибыль, доходы |
245,9 |
5,9 |
289,4 |
4,6 |
286,7 |
3,2 |
||
1.2. Налоги на имущество |
492,0 |
11,7 |
496,7 |
7,9 |
493,3 |
5,5 |
||
1.2.1. Налоги на имущество физических лиц |
68,7 |
1,6 |
57,1 |
0,9 |
70,0 |
0,7 |
||
1.2.2. Земельный налог |
423,3 |
10,1 |
439,6 |
7,1 |
423,3 |
3,7 |
||
2. Неналоговые доходы |
25,6 |
0,6 |
58,9 |
0,9 |
50,0 |
0,5 |
||
Итого налоговые неналоговые доходы |
763,5 |
18,2 |
845,0 |
13,5 |
946,9 |
10,7 |
||
Безвозмездные перечисления из бюджетов другого уровня |
3428,1 |
81,8 |
5383,5 |
86,5 |
7918,5 |
89,3 |
||
Таблица 2
Структура расходной части бюджета сельского поселения «Хохотуйское» за 2017–2019 гг.
Наименование показателя |
2017 факт |
2018 факт |
2019 план |
|||
Сумма, тыс.руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, тыс.руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, тыс.руб. |
Уд. вес, % |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
ВСЕГО расходов |
3831,5 |
100 |
6723,1 |
100 |
8881,9 |
100 |
Общегосударственные вопросы |
3218,6 |
82,0 |
4900,1 |
72,8 |
5282,6 |
59,5 |
Национальная оборона |
78,9 |
2,1 |
100,3 |
1,5 |
116,5 |
1,3 |
Национальная экономика |
144,0 |
3,7 |
831,6 |
12,4 |
1298,7 |
14,8 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
- |
- |
- |
- |
6,3 |
0,1 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
195,4 |
5,0 |
72,0 |
1,0 |
455,7 |
5,1 |
Охрана окружающей среды |
- |
- |
- |
- |
448,1 |
5,1 |
Культура, кинематография |
157,5 |
3,1 |
64,4 |
1,0 |
13,5 |
0,1 |
Социальная политика |
54,1 |
1,4 |
161,4 |
2,5 |
379,2 |
4,7 |
Межбюджетные трансферты |
178,4 |
3,7 |
593,3 |
8,8 |
881,3 |
9,9 |
Бюджетные коэффициенты, используемые в качестве нормативов состояния:
1 Коэффициент соотношения перераспределяемых и собственных бюджетных доходов:
Д п / Д с = К рс , где Д п — сумма средств, поступающих в доходы территориальных бюджетов, в виде финансовой помощи (безвозмездных и безвозвратных перечислений); отчислений в процентах от налогов вышестоящих бюджетов, передаваемых на кратковременной основе (на срок один-три года).
Д с — собственные доходы бюджета.
К рс 2017 = 3428,1 / (737,9 + 25,6) = 4,49.
К рс 2018 = 5383,5 / (786,1+ 58,9) = 6,37.
К рс 2019 = 7918,5 / (50,0+ 780,0) = 9,54.
2 Коэффициент автономии:
Д с / Д = К а , где Д — общая сумма бюджетных расходов.
К а 2017 = (737,9 + 25,6) / 4191,6 = 0,1821.
К а 2018 = (786,1+ 58,9) / 6228,5 = 0,1356.
К а 2019 = (50,0+ 780,0) / 8865,4 = 0,0936.
3 Коэффициент внешнего финансирования:
Д п /Д = К вф
К вф 2017 = 3428,1 / 4191,6 = 0,8178.
К вф 2018 = 5383,5 / 6228,5 = 0,8643.
К вф 2019 = 7918,5 / 8865,4 = 0,8931.
4 Коэффициент дефицитности бюджета:
БД/ Р = К д , где БД — бюджетный дефицит,
Р — общая сумма бюджетных расходов.
К д 2017 = (4191,6–3831,5) / 3831,5 = 0,0939.
К д 2018 = (6228,5–6723,1) / 6723,1 = — 0,0736.
К д 2019 = (8865,4–8881,9) / 8881,9 = — 0,0019.
5 Коэффициент бюджетной задолженности:
З/ Р = К бз , где З — бюджетная задолженность (разница между расходами и полученными доходами бюджетов. Если З<0, то К бз принимается равным нулю).
К бз 2017 = (3831,5–4191,6) / 3831,5 = 0.
К бз 2018 = (6723,1–6228,5) / 6723,1 = 0,0736.
К бз 2019 = (8881,9–8865,4) / 8881,9 = 0,0019.
6 Коэффициент бюджетной результативности:
Д т / Ч = К бр , где Д т — общая сумма бюджетных доходов, созданных на соответствующей территории и поступившие во все звенья бюджетной системы.
Ч — среднегодовая численность населения, которую рассчитаем по формуле средней арифметической и по данным сайта Забайкалкрайстата:
Ч 2017 = (1452 + 1460)/2 = 1456 чел.
Ч 2018 = (1460 + 1473)/ 2 = 1467 чел.
Ч 2019 = (1473 + 1490) /2 = 1482 чел.
К бр 2017 = 4191,6/ 1456 = 2,879.
К бр 2018 = 6228,5/ 1467 = 4,2457.
К бр 2019 = 8865,4/ 1482 = 5,9821.
7 Коэффициент бюджетной обеспеченности населения:
Р/Ч = К бр
К бр 2015 = 3831,5 / 1456 =2,6315.
К бр 2016 = 6723,1 / 1467 = 4,5828.
К бр 2017 = 8881,9 / 1482 = 5,9932.
Бюджетные коэффициенты, используемые в качестве нормативов состояния за период с 2017 по 2019 гг., представлены в таблице 3.
Таблица 3
Бюджетные коэффициенты, используемые в качестве нормативов состояния за период с 2015 по 2017 гг.*
Показатель |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
Коэффициент соотношения перераспределяемых и собственных бюджетных доходов |
4,49 |
6,37 |
9,54 |
Коэффициент автономии |
0,1821 |
0,1356 |
0,0936 |
Коэффициент внешнего финансирования |
0,8187 |
0,8643 |
0,8931 |
Коэффициент дефицитности бюджета |
0,0939 |
- 0,0736 |
- 0,0019 |
Коэффициент бюджетной задолженности |
0 |
0,0736 |
0,0019 |
Коэффициент бюджетной результативности поселения |
2,879 |
4,2457 |
5,9821 |
Коэффициент бюджетной обеспеченности населения |
2,6315 |
4,5828 |
5,9932 |
*Таблица 3 составлена автором по данным отчета об исполнении бюджета сельского поселения «Хохотуйское» за 2017–2019 гг.
По данным таблицы можно сделать следующие выводы:
— уровень бюджетной самостоятельности поселения в рассматриваемый период является недостаточно высоким. Об этом свидетельствуют коэффициент автономии и коэффициент соотношения перераспределяемых и собственных доходов. Можно заметить, что в период с 2017 по 2019 гг. коэффициент соотношения перераспределяемых и собственных бюджетных доходов увеличился, а коэффициент автономии сначала уменьшается (в 2018 г.), а в 2019 г. планируется его увеличение, что говорит о положительной тенденции развития поселения, но, к сожалению, изменение коэффициентов недостаточно для того, чтобы поселению достичь необходимого уровня самостоятельности;
— коэффициент внешнего финансирования в рассматриваемом периоде увеличивается, что во многом связано с доходами регионального бюджета и это говорит о том, что бюджет поселения во многом зависим от финансирования из поселения бюджета;
— дефицит бюджета наблюдался в 2018 и в 2019 гг., об этом свидетельствует отрицательное значение коэффициента. В 2017 гг. имеет место бюджетный профицит;
— коэффициент бюджетной результативности поселения с каждым годом повышается, что также является положительной тенденцией и влияет на соотношения перераспределяемых и собственных бюджетных доходов, коэффициент бюджетной обеспеченности населения также имеет тенденцию к увеличению, что в основном связано с уменьшение численности населения поселения.
Все рассчитанные показатели имеют большое значение при планировании и прогнозировании бюджета и поэтому должны учитываться при принятии бюджета и разработке бюджетной политики в последующие годы.
Литература:
- Сумская Т. В. Использование бюджетных коэффициентов для оценки устойчивости бюджетов муниципальных образований Новосибирской области // Основы ЭУП. — 2014. — № 2 (14). — С. 25–29.
- Грушина О. В. Бюджетирование: методологическое осмысление и проблемы практической постановки. — Иркутск: БГУЭП, 2006. — 245 с.
- Официальный портал Забайкальского края. — URL: http://www.забайкальскийкрай.рф/documentation/ (дата обращения: 11.10.2020).