В данной статье рассмотрены современные экономические условия функционирования малых форм хозяйствования, объемы производства с/х продукции хозяйствами всех категорий в Пермском крае, тенденции и перспективы развития с/х производства малыми формами хозяйствования.
Ключевые слова: малые формы хозяйствования, МФХ, программы поддержки фермерского движения, рынок сельскохозяйственной продукции, нетипичное сельское хозяйство, агрофраншиза.
В ходе рыночных преобразований в структуре с/х большие объёмы с/х продукции стали производиться МФХ, к которым относятся хозяйства населения, включающие личные подсобные хозяйства (ЛПХ), хозяйства граждан, имеющих земельные участки для ведения коллективного и индивидуального садоводства, огородничества, животноводства, и крестьянское фермерское хозяйство (КФХ) и индивидуальный предприниматель (ИП) [1].
МФХ — это форма хозяйствования, функционирующая в рамках российского законодательства с учётом ограничений размеров численности и годового объёма выручки [2,3]. МФХ играют значительную роль в производстве и обеспечении населения продовольствием, формируя предложения на региональных и локальных продовольственных рынках, налаживают устойчивое развитие сельских территорий, обеспечивая занятость, сохраняют сельский образ жизни и народные традиции, участвуют в трудовом воспитании молодёжи, сохранении и передаче производственного и социального опыта от старших поколений младшим [4]. Учитывая высокую социально-экономическую значимость и существенный потенциал для дальнейшего развития, поиск перспектив МФХ в современных условиях становится особенно актуальным.
Рассмотрим основные показатели с/х [1]. Информация об объёме производства с/х продукции представлена в таблице 1.
Таблица 1
Продукция с/х Пермского края по категориям хозяйств, млн. руб .
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Хозяйства всех категорий |
||||||
Продукция сельского хозяйства |
37287,6 |
40628,3 |
40048,6 |
41560,3 |
42920,6 |
41846,0 |
в том числе: |
||||||
растениеводства |
13181,2 |
12811,1 |
12539,5 |
12922,7 |
13899,3 |
11802,8 |
животноводства |
24106,4 |
27817,2 |
27509,1 |
28637,6 |
29021,3 |
30043,2 |
Сельскохозяйственные организации |
||||||
Продукция сельского хозяйства |
21526,4 |
24385,5 |
23288,2 |
26202,0 |
26726,1 |
26619,0 |
в том числе: |
||||||
растениеводства |
4873,2 |
4285,7 |
3613,1 |
4803,3 |
4974,2 |
3821,4 |
животноводства |
16653,3 |
20099,8 |
19675,0 |
21398,7 |
21752,0 |
22797,6 |
Хозяйства населения |
||||||
Продукция сельского хозяйства |
14236,8 |
14412,2 |
14516,9 |
12993,3 |
13576,0 |
13132,0 |
в том числе: |
||||||
растениеводства |
7574,9 |
7729,4 |
8010,0 |
7051,7 |
7699,2 |
7125,5 |
животноводства |
6661,9 |
6682,8 |
6507,0 |
5941,7 |
5876,8 |
6006,5 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели |
||||||
Продукция сельского хозяйства |
1524,4 |
1830,6 |
2243,5 |
2364,9 |
2618,5 |
2095,0 |
в том числе: |
||||||
растениеводства |
733,1 |
796,0 |
916,4 |
1067,6 |
1225,9 |
855,8 |
животноводства |
791,2 |
1034,6 |
1327,1 |
1297,3 |
1392,5 |
1239,2 |
Как видно из таблицы, объём производства валовой продукции с/х в хозяйствах всех категорий увеличивается каждый год (исключение 2016 и 2019 года). Увеличение объёмов производства обусловлено увеличением объёмов производства как в с/х организациях, так и в КФХ и у ИП, при этом наблюдается сокращение объёмов продукции в хозяйствах населения.
По таблице 2 проанализируем структуру продукции с/ х по категориям хозяйств [1].
Таблица 2
Структура продукции сельского хозяйства Пермского края по категориям хозяйств, в % к итогу
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Хозяйства всех категорий |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе: |
||||||
сельскохозяйственные организации |
57,7 |
60 |
58,1 |
63 |
62,8 |
63,6 |
хозяйства населения |
38,2 |
35,5 |
36,3 |
31,3 |
31,6 |
31,4 |
крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели |
4,1 |
4,5 |
5,6 |
5,7 |
6,1 |
5,0 |
Стоит отметить, что в Пермском регионе с каждым годом наблюдается увеличение доли КФХ и ИП (исключение 2019 год), в то время как доля хозяйств населения уменьшается.
Сравним индексы производства продукции с/х Пермского края по категориям хозяйств в сопоставимых ценах в таблице 3 [1].
Таблица 3
Индексы производства продукции сельского хозяйства Пермского края по категориям хозяйств, в % к предыдущему году
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Хозяйства всех категорий |
101,0 |
96,4 |
97,4 |
101,8 |
105,6 |
95,3 |
в том числе: |
||||||
сельскохозяйственные организации |
109,3 |
100,0 |
95,1 |
105,5 |
103,1 |
98,9 |
хозяйства населения |
89,2 |
89,6 |
99,0 |
93,4 |
108,8 |
89,9 |
крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели |
131,0 |
110,4 |
115,2 |
116,7 |
114,0 |
89,3 |
Основными производителями с/х продукции в Пермском крае среди МФХ, как видно из таблицы, остаются хозяйства населения.
В с/х, в отличие от других сфер экономики, с наступлением кризиса начался рост. Наиболее эффективны в этой ситуации оказались МФХ. На данный момент в РФ насчитывается 176,3 тыс. КФХ и ИП, а в Пермском крае работают около 1,5 тыс. [5,6].
Наибольшая доля фермеров среди населения в Бардымском, Большесосновском и Еловском районах. По количеству фермеров лидируют Пермский район (130 чел.) и Кунгурский городской округ (109 чел.) В с/х есть ИП, которые успешно производят не только традиционную продукцию — молоко и мясо, перерабатывают полученную продукцию, выращивают овощи, зерно и травы на корм с/х животным, но и занимаются другими видами деятельности: разводят форель и осетровые рыбы, пчёл, коз, маралов, лошадей, кроликов, романовских овец, индеек, гусей, цесарок, раков, и даже таких экзотичных птиц и животных, как страусы, перепела или шиншиллы. Фермеры разбивают сады, выращивают ягоды, томаты, грибы вешенки, озимый чеснок, рассаду цветов. Так на зарастающих землях бывшего совхоза «Сылва» в деревне Нижняя Истекаевка Суксунского района фермер выращивает клубнику в огромных масштабах, чтобы накормить прикамцев экологически чистым отечественным продуктом. Шансы «Сладкой ягодки», несомненно, велики, ведь хозяйство не только первое в районе, но и единственное в Пермском крае. Необычное направление в фермерстве готовы поддерживать и краевые власти. Специалисты Минсельхоза и продовольствия региона предложили предпринимателям войти в возможные программы по развитию ягодного дела. В разработке находится бизнес-план «Выращивание клубники в производственных масштабах», а значит, с/х грант «Начинающий фермер» гарантированно пойдёт на развитие отрасли [5].
Хотя в Пермском крае наблюдается снижение интереса к агробизнесу, ежегодно появляется около 40 небольших хозяйств на основе агрофраншиз. Сегодня в Прикамье фермеры могут выбрать для начала собственного дела любую из технологий мелкотоварного производства (агрофраншиз). Многие из сегодняшних успешных фермеров приходили в с/х по воле случая, из других профессий, и преодолевали не только трудности при создании ферм, но и неверие своих семей в то, что с/х — прибыльное дело. Франшиза помогает упростить вхождение в бизнес новых предпринимателей, поскольку предусматривает не только субсидирование начала производства, но и его технологическое сопровождение и каналы дальнейшего сбыта.
Пермское Министерство с/х оказывает разноплановую поддержку начинающим фермерам, занятым собственным мелкотоварным производством. Программа «Развитие с/х и регулирование рынков с/х продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013–2020 годы» предусматривает поддержку МФХ [5]. Сумма гранта выделяется как за счёт средств краевого бюджета, так и за счёт средств из федерального бюджета.
Проиллюстрируем это на рис. 1.
Рис. 1. Объемы и источники финансирования Программы «Развитие с/х и регулирование рынков с/х продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013–2020 годы»
Начинающие фермеры в Пермском крае могут рассчитывать на гранты в размере 3–5 млн. рублей. Государственная поддержка позволяет им приобрести животных, оборудование, транспорт для развития хозяйства. Для поддержки семейных животноводческих ферм предусмотрены гранты до 10–15 млн. руб. Покрываются 90 % затрат. От фермера требуется лишь софинансирование в размере 10 % от суммы всех расходов, но не меньше 100 тыс. руб. и создание как минимум одного рабочего места. Выдача грантов осуществляется на конкурсной основе. Грант на развитие семейной животноводческой фермы может быть направлен на строительство или модернизацию фермы, в том числе ее проектирование, возведение, ремонт, комплектацию оборудованием и с/х животными. Для с/х потребительских кооперативов гранты до 4 млн. руб. предусмотрены на создание, расширение или модернизацию материально-технической базы [5]. В таблице 4 можно видеть грантовую поддержку.
Таблица 4
Предоставление с/х потребительским кооперативам грантов на развитие материально-технической базы, млн. руб.
Источники финансирования |
2018 |
2019 |
2020 |
Всего за 2018–2020 |
Бюджет Пермского края |
24,3 |
16,2 |
16,2 |
56,7 |
Федеральный бюджет |
66,7 |
43,8 |
43,8 |
153,5 |
Внебюджетные средства |
36,0 |
24,0 |
24,0 |
84,0 |
Всего |
126,0 |
84,0 |
84,0 |
294,0 |
По проекту «Агростартап», проводимому в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», инициированного президентом России В. Путиным в 2019 году в Пермском крае предоставили 19 грантов на общую сумму более 60 млн. рублей и было создано около 40 рабочих мест [5].
Фермерам предоставляются как финансовые, так и нефинасовые меры поддержки. Финансовые меры предусматривают субсидии и гранты, льготное кредитование и специальный налоговый режим. В 2020 году общий объем средств, направленных на реализацию мероприятий по поддержке МФХ почти 300 млн. руб. Это на 24 % больше, чем в прошлом году. По гранту «Поддержка начинающих фермеров» — почти 127 млн. руб., на поддержку семейных животноводческих ферм — 61,6 млн. руб., на развитие кооперативов — 60 млн. руб. и еще порядка 51 млн. руб. по нацпроекту «Агростартап»: 33 млн. руб. в форме гранта «Агростартап», 18 млн руб. — с/х потребительским кооперативам. Для всех начинающих фермеров, кто в результате конкурса не получит в этом году гранты, предусмотрены субсидии от Министерства социального развития и возможность получить льготный кредит. Еще одно важное направление — помощь фермерам в реализации продукции. В Пермском крае в определенные дни и во время сезонных ярмарок работают 136 торговых площадок. Также в этом году по поручению Д. Махонина концептуально изменили порядок проведения госзакупок — теперь даже у небольших фермерских хозяйств есть возможность поставлять молоко, мясо и овощи в местные детские сады, школы и больницы. Также региональному Минсельхозу поручено разработать реестр типовых проектов ферм на 200–400 голов скота, которые фермеры Прикамья смогут использовать без лишних вложений [5].
Глава Прикамья обозначил, что развитие МФХ имеет важное значение для региона. В целом, в 2020 году на развитие с/х Пермского края запланировано свыше 3,5 млрд. руб. Средства должны пойти на поддержку объёмов производства с/х продукции, на обновление техники, закупку удобрений, кредитование, страхование, а также поддержку фермеров. В первом полугодии 2020 года сельхозпроизводителям уже было предоставлено 1,4 млрд. руб. Доля продукции в общем объеме 5 % — небольшая, но очень значимая. Фермеры производят качественный, натуральный продукт и создают рабочие места в небольших населенных пунктах. За 3 года Правительство Пермского края поддержало 124 проекта фермеров, при этом создано порядка 300 новых рабочих мест на селе.
В современных условиях значимость определения факторов и путей развития МФХ возрастает в связи с тем, что это одно из важнейших направлений Государственной программы развития с/х и регулирования рынков с/х продукции, сырья и продовольствия. Но несмотря на высокую значимость МФХ в обеспечении продовольствием, до конца не решены вопросы эффективного использования их производственного и социального потенциала. Владельцы хозяйств, ИП испытывают ряд существенных правовых, экономических и социальных проблем.
Во-первых, не сформирована достаточная правовая основа для развития индивидуально-семейного с/х производства и с/х кооперации, должным образом не прописаны правовые условия государственной поддержки малого аграрного предпринимательства. Отсутствует эффективная защита земельных прав граждан.
Во-вторых, фермеры испытывают дефицит финансово-кредитных ресурсов в силу недостаточной гос.поддержки этого сектора экономики, слабой доступности для малого бизнеса рынка коммерческого кредита, недостаточного развития (несмотря на положительную динамику) сельской кредитной кооперации.
В-третьих, не налажена эффективная система сбыта продукции, материально-технического и производственного обслуживания. В большинстве семейных хозяйств используются низко механизированные технологии, велики затраты ручного труда.
В-четвертых, сельское население испытывает существенные трудности в получении рыночной информации, консультационных услуг правового, экономического и технологического характера, в повышении квалификации.
В-пятых, отсутствует механизм регулярного взаимодействия между органами государственной и муниципальной власти, с одной стороны, и союзами, ассоциациями КФХ и ЛПХ, предпринимателей, с другой. Это приводит к недостаточно полному учету интересов и потребностей субъектов малого предпринимательства при разработке мер аграрной и сельской политики, снижает ее эффективность.
Литература:
- Белянин В. А. Пермский край в цифрах. 2019: Краткий статистический сборник /Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. — Пермь, 2019–200 c.
- О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации № 209: принят Гос. Думой 24 июля 2007 г. Статья 1 [Электронный ресурс]: (с изм. и доп.) // ГАРАНТ: [Информационно-правовой портал]. — Режим доступа: http://base.garant.ru..
- О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: Постановление Правительства Рос. Федерации № 556: принят Гос. Думой 22 июля 2008 г. [Электронный ресурс]: (с изм. и доп.) //ГАРАНТ: [Информационно-правовой портал]. — Режим доступа: http://base.garant.ru.
- Мичурина, Ф. З. Устойчивое развитие сельских территорий: учебное пособие / Ф. З. Мичурина, Л. И. Теньковская, С. Б. Мичурин; под ред. проф. Ф. З. Мичуриной; М-во с.-х. РФ, федеральное гос. бюджетное образов.учреждение высшего образования «Пермская гос. с.-х. акад. им. акад. Д. Н. Прянишникова». — Пермь: ИПЦ «Прокростъ», 2016–293 с.
- Министерство сельского хозяйства и продовольствия https://agro.permkrai.ru/
- Министерство сельского хозяйства Российской Федерации https://mcx.gov.ru/