Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (332) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 16.10.2020

Статья просмотрена: 722 раза

Библиографическое описание:

Ленская, Т. А. Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста / Т. А. Ленская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 54-55. — URL: https://moluch.ru/archive/332/74149/ (дата обращения: 16.10.2024).



Статья посвящена значению музыкально-ритмической и танцевальной видам деятельности в процессе формирования творческих способностей детей дошкольного возраста; осуществлен анализ методики обучения движениям ребят согласно этапам их формирования, а также определена роль музыкального педагога в учебно-воспитательном процессе.

Ключевые слова: музыкально-ритмическая деятельность, танец, дошкольное воспитание.

The article is devoted to the significance of musical-rhythmic and dance activities in the process of forming the creative abilities of preschool children; an analysis of the methodology for teaching children’s movements according to the stages of their formation, as well as the role of a music teacher in the educational process.

Keywords: musical rhythmic activity, dance, preschool education.

В современном социокультурном пространстве возросла потребность в обновлении методик, приемов и средств воспитания личности ребенка в дошкольных учреждениях. Это связано с тем, что данный период является стержневым для последующего развития и эффективной социализации детей. Именно в эти годы закладываются основы умственного, нравственного и физического развития. В настоящее время работа в дошкольных образовательных учреждениях направлена на «поддержку разнообразия детства, уважение личности ребенка, носит развивающий и гуманистический характер» [6].

Основной целью музыкального педагога является формирование творческих способностей ребенка, развитие индивидуальных качеств, всестороннее развитие личности.

Особое место в процессе формирования гармонично-успешной личности ребенка занимает музыкально-ритмическая и танцевальная виды деятельности.

Музыкально-ритмическая деятельность — это «один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер и образы передаются в движении» [3, с.204].

Необходимость музыкально-ритмических занятий не требует доказательств. Они благотворно влияют на психоэмоциональное состояние ребенка, способствуют формированию многих социально-значимых качеств, широко используются для лечения различных патологий и их коррекции [8, с. 103].

Общеизвестно, что дошкольный возраст — самый благоприятный период для развития любых способностей, в том числе творческих. Большой потенциал в их формировании содержат музыкальные движения.

Музыкальные движения — это «продуктивный вид деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности» [7, с. 88].

Обучение музыкально-ритмическим движениям на занятиях включает несколько этапов. Целью первого этапа является раскрепощение детей посредством образных музыкально-двигательных упражнений.

Методика обучения на данной стадии традиционна: педагог прослушивает вместе с детьми произведение, показывает движения и предлагает выполнить его ребятам. Такой показ движений позволяет воспитанникам своевременно переводить зрительное восприятие движений в двигательную реакцию, совпадающую с музыкальным ритмом.

На следующем этапе дети стараются овладеть различными движениями (прыжки, бег, ходьба, пляска, хоровод и др.). Основной задачей данного этапа является осознанное выполнение движений.

Третья стадия заключается в закреплении движений, создании целостного образа и ориентировки в пространстве. Методика совершенствования танцевальных движений направлена, в первую очередь, на качественное исполнение [5, с.67].

Следует отметить, что на всех этапах формирования музыкально-ритмических способностей детей большую роль играет позиция педагога, который должен поддерживать детей при разучивании движений, отмечать удачное исполнение, создавать условия для эмоционального выполнения дошкольниками музыкально-ритмических и танцевальных движений и развития у них на этой основе творческих способностей.

Процесс формирования у детей музыкально-ритмических навыков должен быть привлекательным, игровым и творческим, тогда разнообразные движения будут осваиваться легко, непринужденно и естественно.

Примером формирования и развития творческих способностей является сюжетный танец. Привлекательность данного вида детской художественной деятельности обусловлена его особенностями: перевоплощение в различные образы, разнохарактерность персонажей, их общение между собой [1, с.56].

Благодаря данным характеристикам танец позволяет создать игровую ситуацию, побуждающую детей к творческой активности, основой которой может стать импровизация.

В процессе работы для повышения интереса к музыкально-ритмическому творчеству, которое содействует успешному развитию творческих способностей и достижению результатов в ходе музыкально-ритмической деятельности необходимо изменять формы, методы, способы и приемы. Это способствует активизации деятельности воспитанников, оживлению их интереса к занятиям и повышению мотивации овладеть различными умениями и усовершенствовать навыки.

Таким образом, развивая в детях музыкально-ритмические навыки и творческие способности, можно заметить, что дети становятся музыкальнее, ритмичнее, увереннее в себе. Они хорошо слышат характер, темп, форму музыкальных произведений, средства музыкальной выразительности, растет интерес к танцевальному искусству, музыке. Стать людьми творческими и активными выпускникам помогают знания, умения и навыки, приобретенные в дошкольном образовательном учреждении.

Во время занятий очень важно воспитывать внимательное и уважительное отношение детей друг к другу, формировать умение радоваться успехам товарищей и желание помочь в трудной ситуации. Эти факторы также важны при создании творческой атмосферы на музыкальных занятиях, без которых невозможно развитие творческих способностей.

Последовательная, систематическая работа в области музыкально-ритмической и танцевальной деятельности развивает воображение детей, их творческую активность, открывает для детей мир добра, света, красоты и направляет к преобразовательной деятельности.

Литература:

  1. Ветлугина Н. А. Методика музыкального занятия в детском саду. М.: Просвещение, 1982. — 271 с.
  2. Ветлугина Н. А. Музыкальные занятия в детском саду. М.: Просвещение, 1984. — 208 с.
  3. Попова Н. Л. Организация музыкально-ритмической деятельности старших дошкольников в условиях ДОУ / Н. Л. Попова // Современные проблемы художественно-эстетического образования периода детства. — 2017. — С. 204–212.
  4. Смольникова Н. А. Методические рекомендации по развитию музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста при организации непосредственно образовательной деятельности детей /
  5. Н. А. Смольникова // Наука и образование: Новое время. — 2015 — № 6(11). – С. 132–137.
  6. Тимченко О. В. Развитие музыкальных способностей дошкольников через музыкально-ритмическую деятельность / О. В. Тимченко // Педагогика и современность. — 2014. — № 2. — С. 66–69.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 12.02.2020).
  8. Черепанова Е. П. Развивающий потенциал музыкально-ритмической деятельности детей дошкольного возраста / Е. П. Черепанова // VIII Всероссийская научно-практическая конференция в области художественного образования детей «Арт-Екатеринбург». — 2015. — С. 88–89.
  9. Щепенко А. Н. Значения музыкально-ритмических движений в музыкальном развитии детей дошкольного возраста / А. Н. Щепенко // Проблемы современной науки и образования. — 2016. — № 30. — С. 102–104.
Основные термины (генерируются автоматически): движение, музыкально-ритмическая деятельность, процесс формирования, вид деятельности, дошкольный возраст, музыкальный педагог, ребенок, способность, творческая активность, формирование.


Похожие статьи

Музыкально-ритмическое развитие детей дошкольного возраста и его особенности в процессе игровой деятельности

В статье рассматриваются особенности музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. Сформулированы задачи музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста.

Развитие творческих способностей обучающихся на основе хореографической импровизации

В статье рассматриваются вопросы формирования творческих способностей подростков на уроках хореографии. Раскрыта роль импровизации, как основного метода воспитания творческих умений детей.

Организация музыкально-ритмической деятельности с детьми групп компенсирующей направленности

В статье рассматриваются проблемы, посвященные организации музыкально-ритмических упражнений с детьми групп компенсирующей направленности. Автор обозначает основные виды музыкальных игр и исследует их влияние на развитие определенных навыков детей.

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлено определение понятия театрализованной игры и результаты исследования формирования коммуникативных навыков детей посредством театрально-игровой деятельности.

Этапы построения занятия по народной хореографии у учащихся фольклорных отделений детской школы искусств

В статье дается характеристика основных этапов построения занятия, по народно-бытовой хореографии у учащихся ДШИ. Данная разработка создана на основе личного опыта, а так же с использованием теоретических и практических разработок выдающихся преподав...

Музыкальная игра как средство развития творческих способностей дошкольников

В статье рассматриваются проблемы, посвященные значению музыкальной игры как средству развития творческих способностей дошкольников. Автор обозначает основные виды музыкальных игр и исследует их влияние на развитие творческих навыков детей дошкольног...

Значение дисциплины «историко-бытовой танец» в формировании профессионально-значимых качеств в процессе подготовки педагога дополнительного образования

В статье рассматривается историко- бытовой танец, как один из основных предметов в подготовке педагога дополнительного образования в области хореографии; особенности ее преподавания для формирования профессионально- значимых качества педагога дополни...

Методические аспекты коррекционной работы на музыкальных уроках с детьми, имеющими тяжёлые множественные нарушения развития

В статье изложены методы обучения детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития средствами музыкального искусства. Освещение обозначенной актуальной темы имеет практическую и научную значимость для реализации коррекционных задач образования.

Развитие чувства ритма и координации у дошкольников средствами хореографического искусства

В исследовании актуализированы проблемы в развитии ритмического чувства и координации у детей, связанные с гиподинамией, отсутствием потребности в многообразных координирующих усилиях. Выявлены педагогические возможности и условия развития чувства ри...

Методика организации занятий по ритмопластике в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье раскрывается сущность методики организации занятий по ритмопластике с детьми дошкольного возраста. Более подробно описана структура проведения занятий по ритмопластике и значение данных занятий в физическом и художественно-эстетическо...

Похожие статьи

Музыкально-ритмическое развитие детей дошкольного возраста и его особенности в процессе игровой деятельности

В статье рассматриваются особенности музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. Сформулированы задачи музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста.

Развитие творческих способностей обучающихся на основе хореографической импровизации

В статье рассматриваются вопросы формирования творческих способностей подростков на уроках хореографии. Раскрыта роль импровизации, как основного метода воспитания творческих умений детей.

Организация музыкально-ритмической деятельности с детьми групп компенсирующей направленности

В статье рассматриваются проблемы, посвященные организации музыкально-ритмических упражнений с детьми групп компенсирующей направленности. Автор обозначает основные виды музыкальных игр и исследует их влияние на развитие определенных навыков детей.

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлено определение понятия театрализованной игры и результаты исследования формирования коммуникативных навыков детей посредством театрально-игровой деятельности.

Этапы построения занятия по народной хореографии у учащихся фольклорных отделений детской школы искусств

В статье дается характеристика основных этапов построения занятия, по народно-бытовой хореографии у учащихся ДШИ. Данная разработка создана на основе личного опыта, а так же с использованием теоретических и практических разработок выдающихся преподав...

Музыкальная игра как средство развития творческих способностей дошкольников

В статье рассматриваются проблемы, посвященные значению музыкальной игры как средству развития творческих способностей дошкольников. Автор обозначает основные виды музыкальных игр и исследует их влияние на развитие творческих навыков детей дошкольног...

Значение дисциплины «историко-бытовой танец» в формировании профессионально-значимых качеств в процессе подготовки педагога дополнительного образования

В статье рассматривается историко- бытовой танец, как один из основных предметов в подготовке педагога дополнительного образования в области хореографии; особенности ее преподавания для формирования профессионально- значимых качества педагога дополни...

Методические аспекты коррекционной работы на музыкальных уроках с детьми, имеющими тяжёлые множественные нарушения развития

В статье изложены методы обучения детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития средствами музыкального искусства. Освещение обозначенной актуальной темы имеет практическую и научную значимость для реализации коррекционных задач образования.

Развитие чувства ритма и координации у дошкольников средствами хореографического искусства

В исследовании актуализированы проблемы в развитии ритмического чувства и координации у детей, связанные с гиподинамией, отсутствием потребности в многообразных координирующих усилиях. Выявлены педагогические возможности и условия развития чувства ри...

Методика организации занятий по ритмопластике в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье раскрывается сущность методики организации занятий по ритмопластике с детьми дошкольного возраста. Более подробно описана структура проведения занятий по ритмопластике и значение данных занятий в физическом и художественно-эстетическо...

Задать вопрос