Реализация основных идей и условий современной систем образования предполагает улучшение содержания и методов работы образовательных учреждений; организацию образовательного процесса в соответствии с основными направлениями приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, их своевременное социальное развитие. Образовательный процесс пронизан комплексом педагогических условий, обращенных на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накапливание опыта общения и взаимодействия с окружающими людьми и культурой.
Субъект-субъектное взаимодействие полагает максимально возможный учет субъективных позиций участников образовательного процесса. Педагог как субъект процесса образования дошкольника — это специалист, умеющий решать проблемы и характерные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности. Одной из задач педагогов является устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса ДОО — родителями. Главный момент в контексте «дошкольное учреждение-семья» — личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье, что невозможно без «открытости» ДОО.
О. Давыдова и А. Майер рассматривают достаточно традиционные формы работы ДОУ с семьей под углом компетентностного подхода. Тем самым, считают они, обеспечивается индивидуальность общения семьи с педагогом с опорой на знание как собственных прав, так и обязанностей воспитателя. Важно также и то, что это способствует проявлению активности родителей путем вносимых ими идей, поддержания деятельности педагога, ответственности за собственный вклад в процесс и результаты воспитания своего ребенка. В работе с семьей они постарались оптимизировать традиционные формы работы детского сада с учетом потенциала компетентностного подхода. Все многообразие форм было условно разделено на две большие подгруппы: а) работа с семьей внутри детского сада; б) работа с семьей за пределами детского сада. Реализацию компетентностного подхода О. Давыдова и А. Майер иллюстрируют на примере использования конкретных форм работы с семьей [3].
В соответствии с ФГОС ДО необходимо обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи; содействовать повышению компетентности родителей; помочь семье в воспитании и образовании ребенка; создать условия для участия родителей в образовательной деятельности ДОО.
Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой «открытой» системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя добрый взгляд на ребенка: видеть в развитии его личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Отношение родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но главное — на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливости, внимания, доброты, чуткости).
Современные родители грамотны, информированы, но очень заняты, и ограничены во времени для получения большого объема информацию о детях и работе детского сада. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия с детским садом и поэтому воспитательные функции семьи были сдвинуты на второе место. Поэтому актуальными будут такие формы взаимодействия семьи и детского сада, которые позволят информировать родителей об успехах и проблемах воспитания детей, а также позволят эффективно реализовывать основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, зависящие от отношений людей, от положения взаимодействующих. При этом, если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений [4, с.85].
Существуют разнообразные формы включения родителей в жизнь детского сада:
− устное и письменное информирование родителей обо всем, что происходит или будет происходить в группе и в детском саду;
− предоставление еженедельных и ежемесячных отчетов о достижениях ребенка;
− приглашение к обсуждению текущей ситуации в развитии ребенка и принятию решения о дальнейших совместных действиях педагогов, специалистов и родителей, способных обеспечить успешное развитие воспитанников.
Содержание сотрудничества ДОО с семьями воспитанников включает три основных направления:
− психолого-педагогическое просвещение родителей;
− вовлечение родителей в деятельность дошкольной образовательной организаций;
− участие семей воспитанников в управлении воспитательно-образовательным процессом в ДОО.
Для включения семьи в образовательное пространство ДОО, необходимо создавать ситуативные условия:
− социально-правовые: построение всей работы должно основываться на нормативно-правовых документах, письмах, рекомендациях, а также в соответствии с Уставом ДОО, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности сторон;
− перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнейшею перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для сотрудников и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов, планов, программ и выборе точек пересечения семьи и ДОО в интересах развития ребенка;
− информационно-коммуникативные: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОО и т. д.;
− потребностно-стимулирующие: взаимодействие ДОО и семьи будет более эффективным, если оно опирается на результаты изучения: потребностей и интересов семей; стилей семейного воспитания; ребёнка во всех его сферах развития.
Важным этапом в работе ДОО с родителями является развитие у родителей рефлексии собственных воспитательных приемов, что может быть достигнуто с помощью таких методов, как обсуждение разных точек зрения на проблему, решение проблемных задач семейного воспитания, ролевое проигрывание семейных ситуаций, тренинговые игровые упражнения и задания, анализ родителями поведения ребенка, обращение к опыту родителей, игровое взаимодействие родителей и детей.
Обсуждение разных точек зрения на проблему настроит родителей на размышление.
Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта.
Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает опыт родительского поведения и взаимодействия с ребенком.
Вовремя тренинговых игровых упражнений и заданий родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему.
Анализ родителями поведения ребенка помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.
Обращение к опыту родителей . Педагог вопросами или высказываниями побуждает родителей к обмену опытом, активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.
Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений. Перечисленные формы деятельности предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке.
Сегодня педагоги вынуждены искать новые пути взаимодействия с семьями воспитанников. И на помощь им приходят новые технические, информационные, аудиовизуальные средства и специфические педагогические технологии, основанные на применении современных информационно-компьютерных средств.
Компьютер становится инструментом для обработки информации, передачи информации, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов и родителей.
Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).
Анализируя деятельность ДОО «Палермо», хочется отметить, что использование педагогами ИКТ в работе с детьми и родителями находится на низком уровне.
Работа педагогического коллектива характеризуется целостностью и предусматривает взаимосвязь между различными видами деятельности. Педагоги ДОО активно внедряют новые образовательные технологии в образовательный процесс, такие как метод проектов, портфолио, игровые технологии и т. д. Данные получены на основе опроса показали, что 60 % педагогического коллектива владеют персональным компьютером. Из них: 40 % — начинающих пользователей; 40 %- пользователь; 20 % — продвинутый пользователь.
Несмотря на то, что в последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают включение родителей в активное участие в педагогический процесс детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.
В тоже время информационные и особенно телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников. Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОО, группы, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.
Создание сайтов для взаимодействия с родителями нашли своё отражение в ряде нормативно-правовых документах. ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [ст. 28, п. 3.21] указывает на «обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет»». Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 обязывает образовательные учреждения иметь официальный сайт и размещать на нём определённую информацию.
Одним из видов такого взаимодействия служит блог, расположенный на сайте ДОО, и группа, созданная родителями и педагогом, через сотовую связь, для мгновенной передачи информации друг другу.
Наличие блога и группы (в сотовой связи) расширяют возможности педагогов, и родителей, повысить эффективность социального взаимодействия при обучении и воспитании дошкольников. Их удобства и преимущества заключаются в информировании об особенностях развития ребенка, рекомендации логопедов и психологов. Посредством блога можно рассказывать родителям о новостях или предстоящих мероприятиях. Просмотреть сетку занятий, меню на день, фотоотчёт, касающийся жизни ребёнка в ДОО. Просмотреть методики воспитания детей дошкольного возраста, опираясь на их возрастные особенности. Выйти на полезные ссылки, статьи. Ознакомиться с текстами стихотворений, песен для заучивания. Так же родители могут оставить свои предложения и комментарии. Ну и конечно происходит незамедлительно обратная связь между воспитателем и родителем.
Однако существует большое количество нерешенных вопросов в данной области и отсюда возникают проблемы:
− каково внедрение нового подхода социального взаимодействия;
− заменит ли существующие традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия педагога с семьёй;
− какое содержание и методы нужно и можно использовать, применяя блог, группу как средство взаимодействия с родителями;
− как повысить компетентность педагога в области использования блога.
Наши исследования показали, что информационное взаимодействие с родителями в ДОО будет эффективным при соблюдении следующих условий:
− компетентности педагогов при использовании информационно компьютерных технологий;
− учете актуальных образовательных потребностей родителей; их интересов и запросов; при отборе содержания методических материалов;
− возможности установления оптимальной «обратной связи» педагогов с родителями.
Таким образом, телекоммуникации позволяют родителям в реальном режиме времени отслеживать воспитательно-образовательный процесс своих детей, получать информацию о проблемах, возникающих в обучении и советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с педагогом. В то же время, поскольку взаимодействие семьи и ДОО играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия. Работа сайта дошкольного учреждения позволит создать условия для открытости образования и формирования новых форм взаимодействия всех участников образовательного процесса в дошкольной организации; внедрить информационные технологии в процессы воспитания и обучения; повысит заинтересованность родителей во взаимодействии их с ДОО.
Семья и дошкольная организация — два важных социальных института. Без родительского участия процесс воспитания неполноценен и положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива ДО и членов семей воспитанников.
Литература:
- Андреева Н. А. Оптимизация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. — Шадринск: Шадр. Дом Печати, 2008. -106 с.
- Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. — 2015. — № 6.
- Давыдова О., Майер, А. Детский сад — семья: инновационный потенциал традиционных форм работы с позиций компетентностного подхода // Дошкольное воспитание. — 2011. — № 5.
- ИвшинаЗ. И. Инновационные формы воспитательной работы / З. И. Ившина // Дошкольное воспитание. — 2001. — № 8.
- Майер А. А. Организация взаимодействия субъектов в ДОУ. — СПб.: Детство-Пресс, 2012. -175 с.
- Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. -СПб.: Детство-Пресс, 2013. — 78 с.