В статье обоснована значимость налога на доходы физических лиц в Российской Федерации, представлен анализ структуры консолидированного бюджета и динамики исследуемого налога. Дана оценка текущих тенденций экономического роста в применении пропорционального и прогрессивного налогообложения.
Ключевые слова : консолидированный бюджет, налогообложение, ставка налога, неравенство доходов.
The article substantiates the importance of the tax on personal income in the Russian Federation, presents an analysis of the structure of the consolidated budget and the dynamics of the tax under study. An assessment of the current trends in economic growth in the application of proportional and progressive taxation is given.
Keywords : consolidated budget, taxation, tax rate, income inequality.
В настоящее время налогообложение доходов физических лиц (далее — НДФЛ) представляет собой сложное явление, которое необходимо рассматривать не только с правовой точки зрения, но также с социальной, культурной, экономической и политико-конституционной точек зрения [1]. Сфера экономики не может быть изолирована от сферы налогообложения, поскольку налоги напрямую влияют на функционирование налогоплательщиков, их покупательную способность и, таким образом, оказывают значительное влияние на рост ВВП.
На рисунке 1 представлена структура консолидированного бюджета Российской Федерации по видам налогов.
Рис. 1. Структура консолидированного бюджета Российской Федерации по видам налогов, % [5]
Данные рисунка показывают, что НДФЛ составляет 19 % поступлений консолидированного бюджета России, что подтверждает значимость данного налога в системе налогообложения. Объем и динамика НДФЛ является одним из важнейших индикаторов финансового состояния граждан. На рисунке 2 представлены данные о поступлении НДФЛ в консолидированный бюджет Российской Федерации.
Рис. 2. Динамика поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет Российской Федерации, млрд руб. [5]
Как мы видим, в 2018 году объем НДФЛ увеличился на 12,4 % (в 2017 году — на 7,7 %), такие темпы роста превышают темпы роста номинальной начисленной заработной платы — 109,9 %, а также уровня потребительских цен — 102,9 % [5].
В соответствии со статьей 210 Налогового кодекса РФ в процессе определения налоговой базы учитывают все доходы налогоплательщиков, полученные ими в денежной и в натуральной форме доходы в форме материальной выгоды. В структуру доходов российских граждан входят доходы от предпринимательской деятельности; оплата труда; доходы от собственности; социальные выплаты; иные доходы. Наибольшей долей в структуре является оплата труда, а так как базой для исчисления НДФЛ является оплата труда, поэтому среди научного сообщества, политиков и общественных деятелей уже давно поднимается вопрос о необходимости введения прогрессивной шкалы налогообложения.
Можно согласиться с исследователями, считающими, что как специфическая структура общего характера, НДФЛ выполняет две экономические функции: предоставление финансовых ресурсов для покрытия части государственных расходов (фискальная функция), сокращение — через свою структуру — неравенства в доходах населения (перераспределительная функция) и выполнение социальных функций налогообложение с помощью различных налоговых льгот или структуры налоговой шкалы [2, 4]. При этом налоги должны быть разработаны таким образом, чтобы они никоим образом не мешали существованию и функционированию налогоплательщиков, но также не содержали никаких преференций для отдельных групп налогоплательщиков.
В Российской Федерации НДФЛ в полной мере выполняет только фискальную функцию [2]: у нас зафиксировано пропорциональное налогообложение доходов с низкой налоговой ставкой — 13 %, хотя в нашей стране остро стоит необходимость расширения перераспределительной и социальной функций, поскольку наблюдается существенная дифференциация доходов населения. Кроме того, в России существует «теневая» экономика, когда заработную плату платят в «конвертах», не официально.
Полагаем, что применение прогрессивного или пропорционального налогообложения связано как с положительными, так и с отрицательными аспектами. Нет такого положения, которое в одностороннем порядке предопределяет только преимущества. В данном конкретном случае особенно важно, как налогообложение может стимулировать экономический рост и сохранить благосостояние налогоплательщиков. Это необходимость, которая беспристрастно доказала свою важность для построения справедливой налоговой системы. Автор приходит к выводу, что хорошим решением в этом направлении является применение прогрессивного налогообложения доходов как фактора экономического роста и одновременно как прерогатива сохранения социальной функции в обществе.
Снижение налогового бремени при налоге на доходы с физических лиц направлено на достижение более быстрого развития экономики, на увеличение бюджетных доходов, привлечение инвестиций, увеличение занятости, увеличение доходов, ограничение размеров теневой экономики. Предполагается, что снижение налоговых ставок положительно скажется на динамике внутреннего спроса. Эта реформа должна иметь необходимый стимулирующий эффект для более высоких темпов роста ВВП. На этом фоне очевидно, что НДФЛ важен не только как адекватный метод фискального вмешательства, но и как эффективный рычаг макроэкономической политики. Можно считать, что установление социального баланса между людьми и проведение экономической политики, благоприятствующей развитию, является явным признаком существования эффективного налогообложения в каждой стране [3].
Рассмотрим зарубежный опыт по данному вопросу. Особенность европейской системы налогообложения заключается в том, что в ее основе лежит прогрессивная шкала налогообложения. Так, во Франции, которая имеет прогрессивную налоговую систему, существует нижняя граница доходов, за которые взимается налог, а дальше постепенно ставка налога увеличивается, в зависимости от сумм полученного дохода, выше указанного уровня. В Германии традиционно существует классовая система налогообложения, где в основу распределения плательщиков на классы положен их социально-гражданский статус. Всего насчитывается шесть налоговых классов; самые большие налоги платят представители первого класса. Налог на доходы в Германии является прогрессивным: ставки налога на прибыль начинаются от 14 %, затем возрастают до 42 % (для доходов выше 55 961 евро); наконец, очень высокий уровень доходов (превышает 265 327 евро) облагается на уровне 45 %. При этом существует минимальная ставка налога, составляет 0 %. В Италии в зависимости от источников поступлений все доходы плательщиков разделяют на пять групп. Доходы каждой из групп облагаются отдельно, шкала ставок колеблется от 23 до 43 %. В Испании налог рассчитывается по ставке от 24 до 45 %, максимальная ставка применяется, если доход превышает 300 тыс. евро.
Таким образом страны Европейского союза используют перераспределительную и социальную функцию НДФЛ. Само по себе налогообложение доходов физических лиц предполагает рассмотрение социальной функции как фактора, влияющего на уровень жизни человека, путем регулирования суммы располагаемого дохода после налогообложения. Это обстоятельство объективно требует учета рыночных перекосов, возникающих в результате налогообложения, с учетом также влияния на динамику валового внутреннего продукта. Исходя из экономической сущности налогообложения доходов, формируются возможности для макроэкономического воздействия, причем не только фискального. Кризисный период, в котором мы находимся, ставит вопрос о четком определении выгод от введения пропорционального налогообложения.
Структурирование налогообложения должно основываться на выбранных критериях оптимальности, исходя из приоритетов справедливости и эффективности. Можно с полным основанием утверждать, что оптимальное налогообложение состоит в нахождении правильного баланса между этими приоритетами. Что касается этих отношений, современное государство делает выбор, вводя справедливые, но искажающие правила, что ведет к потере эффективности налогов на доход, собственность и потребление. Другими словами, если желаемый эффект заключается в формировании общества с широкой поляризацией, это подразумевает введение пропорционального налогообложения, но, если государство стремится к перераспределению ресурсов с учетом общего социального благополучия в обществе, это требует прогрессивного налогообложения.
Литература:
- Величко С. С. Налог на доходы физических лиц как источник бюджетных доходов РФ // АНИ: экономика и управление. 2018. № 2 (23). С.86–88.
- Драненко Л. П., Питиляк Д. А., Лысковец А. Е. Налог на доходы физических лиц: развитие и роль в налоговой системе РФ // Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. № 4. С.82–88.
- Заволокина Д. О. Особенности механизма исчисления налога на доходы физических лиц // Colloquium-journal. 2019. № 19 (43). С. 131–133. doi: 10.24411/2520–6990–2019–10631.
- Колесникова О. С. Налог на доходы физических лиц: современные тенденции и факторы, их определяющие // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2018. № 8 (440). С.30–40.
- Налоговая аналитика. URL: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm