Введение. Здоровье — основная ценность в жизни человека, которую необходимо оберегать и сохранять. Его состояние находится в прямой зависимости от ряда факторов. Согласно данным многочисленных исследований 50 % состояния здоровья населения определяется здоровым образом жизни человека, 20 % состоянием экологической среды, еще 20 % зависит от наследственных факторов и 10 % от влияния медицины [1].
Одним из основных приоритетов в нашей стране на сегодняшний день является здоровое молодое поколение, с правильным, ответственным отношением к собственному здоровью. Сохранение и укрепление здоровья каждого индивидуума безусловно сказывается на здоровье нации в целом.
Однако, состояние здоровья детей, подростков и студенческой молодежи вызывает обоснованную тревогу.
Укрепление здоровья студентов на фоне финансовых противоречий, недостатка медицинских кадров, крайне актуально для общества. Студенты максимально подвержены воздействию неблагоприятных факторов, связанных с экономической ситуацией.
Студенты высших медицинских заведений являются кадровым резервом здравоохранения, поэтому одной из основных задач обучения является подготовка здоровых специалистов, способных сохранять работоспособность и активную жизненную позицию.
Несмотря на активную пропаганду здорового образа жизни, у современной молодежи отношение к нему больше «теоретическое», чем «прикладное». Осознавая всю значимость ЗОЖ, молодежь не всегда считает необходимым следовать основным принципам его формирования [2,3,4].
Формирование здорового образа жизни на сегодняшний день остается актуальным для любого человека. В настоящее время возросла нагрузка на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, которое негативно влияет на состояние здоровья. Современное обучение в высших учебных заведениях неизменно предъявляет высокие требования к студентам, в том числе к их здоровью [5,6].
О социальной значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что снижение показателей здоровья молодого поколения, обусловленное высокой распространенностью вредных привычек, безусловно отрицательно отразится на состоянии здоровья в последующие периоды жизни данного поколения, так как здоровье является необходимым условием успешности профессионального становления и социализации, также высока вероятность негативного влияния на здоровье последующих поколений [7,8].
Целью настоящего исследования явилось изучение представления молодежи о здоровом образе жизни и реализации ими этих представлений. Была разработана анкета, которая включала вопросы о понятии здорового образа жизни, его компонентах и как следуют понятию «ЗОЖ» студенты Ростова-на-Дону. Особый интерес представлял сравнительный анализ полученных данных анкетирования студентов медицинского и технического ВУЗа.
Материал и методы исследования. В исследовании приняли участие 200 студентов, обучающихся в РостГМУ и ДГТУ факультет физической культуры 1 и 4 курс. В первой группе (РостГМУ) 70 девушек и 30 юношей. Во второй группе (ДГТУ) 57 девушек и 43 юноши. Методом анонимного анкетирования участников, оценивали актуальные проблемы современной молодежи, а именно их приверженность к здоровому образу жизни, наличии у них пагубных привычек и причин, приведших к их появлению. Анкеты заполнялись опрашиваемыми анонимно в спокойной обстановке. Статистическую обработку полученных материалов проводили с использованием программного пакета «Microsoft Excel».
Результаты исследования. По данным анкетирования 64 студента медицинского университета употребляют алкоголь, во второй группе опрошенных, учащихся ДГТУ 1-го курса-35 человек из 50, 4-го курса — 49 человек из 50. Соответственно дальнейшее исследование будем вести в расчете на данное количество. Понять мотив столь пагубной привычки помог пункт 2 «цели употребления спиртных напитков». Перед нами не стоял вопрос о злоупотреблении, мы исследовали сам факт вредной привычки среди контингента людей, которые якобы должны вести максимально здоровый образ жизни (таблица 1).
Таблица 1
Причины употребления алкоголя студенческой молодежью
Причины группы |
1-я группа, (%) |
2-я группа, (%) |
3-я группа, (%) |
Снять напряжение |
17,2 |
— |
— |
Поднять настроение |
32,8 |
28,6 |
14,3 |
Поддержать компанию |
50 |
16 |
63,3 |
11 студентов медицинского вуза ответило, что принимают алкоголь, чтобы снять напряжение, 21 человек- поднять настроение, 32- поддержать компанию. Так как группа ДГТУ была разбита на 2 подгруппы — 1 и 4 курс, то результаты оцениваем на 50 человек в каждой группе, не забывая, что расчет в данной ситуации не идет на тех, кто не употребляет алкоголь. Четверо студентов первого курса и одиннадцать — четвертого курса также, как и студенты медицинского вуза принимали алкоголь, чтобы снять напряжение; 10 студентов первого курса и 7 четвертого курса — поднять настроение; 21 студент первого курса и 31 четвертого курса — поддержать компанию.
Следующий пункт анкеты включал вопрос: могут ли студенты отказаться от предложения выпить. Студенты медицинского вуза — 79 человек ответили, что могут 22 студента первого курса ДГТУ и 31 четвертого дали аналогичный ответ. Удалось так же выявить, насколько часто студенты употребляют алкогольные напитки (таблица 2).
Таблица 2
Кратность приема алкоголя студенческой молодежью
Группа Кратность |
Группа 1 |
Группа 2 |
|
1-я подгруппа |
2-я подгруппа |
||
Ежедневно |
3,1 % |
2,9 % |
8,2 % |
Не более 3-х раз в неделю |
20,3 % |
37,1 % |
77,1 % |
Не чаще 2-х раз в месяц |
45,3 % |
54,3 % |
34,7 |
Один раз в полгода |
15,6 % |
2,9 % |
4 % |
Ежедневно алкоголь принимали два человека из первой группы, 1 человек из второй группы первой подгруппы и 4 человека из второй подгруппы; не более 3 раз в неделю-13 первой группы и первой подгруппы 13, 27 человек второй подгруппы; не более двух раз в месяц-29 первой группы, 19 человек из второй группы первой подгруппы и 17 человек второй подгруппы; раз в полгода-10 первой группы, 1 человек из второй группы первой подгруппы и 2 человека второй подгруппы.
Немаловажное значение имеет возраст, когда впервые попробовали алкогольные напитки (таблица 3).
Таблица 3
Возраст начала приема алкоголя студенческой молодежью
Возраст начала приема алкоголя студентами |
Студенты медицинского ВУЗа |
Студенты технического ВУЗа |
||
Количество |
% от общего числа употреблявших алкоголь |
Количество |
% от общего числа употреблявших алкоголь |
|
16 лет |
8 |
12,5 |
7 |
8,3 |
17 лет |
19 |
29,6 |
11 |
13,1 |
18 лет |
10 |
1,6 |
59 |
70,2 |
19 лет |
20 |
31,3 |
— |
— |
20 лет |
7 |
10,9 |
— |
— |
Средний возраст в обеих группах одинаков 16–20 лет: в 16 лет впервые попробовали алкоголь 8 студентов медицинского вуза и 7 студентов ДГТУ, в 17лет-19 студентов РостГМУ и по 11 человек из второй группы, в 18 лет — 10 из опрошенных студентов-медиков, из первой подгруппы — 22 и второй 37, в 19 лет -20, в 20 лет — 7 опрошенных студентов первой группы соответственно.
Курение — не безобидное занятие… рак, ХОБЛ, эмфизема, хронические заболевания легких, инсульт и т. д., список можно продолжать до бесконечности. Курение — это медленное самоубийство.
Эту позицию разделяют все студенты двух вузов, но, несмотря на это, было выявлено, что 66 студентов медицинского из 100 курят. Данное количество в разы превышает количество курящих студентов ДГТУ: в первой подгруппе их 13 человек, во второй 15. Количество выкуриваемых сигарет также разнится: от 1–10 сигарет в сутки выкуривает 52 студента мед вуза, 9 в сутки из первой подгруппы ДГТУ и 7 из второй; 10–20 сигарет в сутки -11 учащихся медицинского вуза, 3 из первой подгруппы и 12 из второй, и более пачки-3 студента медика, 1 из первой подгруппы и 2 из второй. Каковы же причины курения у молодых, осознающих пагубность данной привычки людей? Итак, по опросу больше всего курят студенты медицинского образовательного учреждения (таблица 4), обосновывая это стрессом — 38 человек, в ДГТУ данную позицию поддержали 1 из первой подгруппы и 4 из второй.
Таблица 4
Причины курения, выявленные при опросе студенческой молодежи
Причины группы |
1-я группа, (%) |
2-я группа, (%) |
3-я группа, (%) |
Снять напряжение |
58 |
7,6 |
26,7 |
Влияние компании |
18 |
7,6 |
93,3 |
Желание казаться взрослым |
9 |
61,5 |
6,7 |
Влияние компании вторая по значимости причина, так считают 12 студентов медиков, 1 студент из первой и 14 из второй подгруппы второй группы анкетируемых. Желанием казаться более взрослыми объяснили свое курение 6 студентов медицинского ВУЗа и 8 студентов первой подгруппы 2-е второй подгруппы ДГТУ. Хотели попробовать курить, но не поддались данному порыву 10 студентов-медиков и 13 студентов ДГТУ.
Сразу напрашивается вопрос: хотят ли бросить курить? 48 из 66 курящих медицинского дали положительный ответ, 11 из первой подгруппы ДГТУ и 8 из второй разделяют их мнение. О курении на постоянной основе признались 26 студентов медицинского и 13 студентов ДГТУ.
Наркомания затрагивает все сферы деятельности человека. В настоящее время употребляют наркотические вещества молодежь, принадлежащая к привилегированным группам, а не как раньше с низким социально-экономическим положением. Наше исследование направлено, чтобы выяснить насколько две таких информированных группы, как студенты медицинского университета и физического факультета, ответят на вопросы о болезни 21 века.
В употреблении хотя бы раз любого наркотического вещества положительный ответ дали 18 студентов из 100 медицинского ВУЗа, 13 студентов из 50 1-го курса ДГТУ и 24 студента из 50 четвертого курса ДГТУ. На постоянной основе употребляющих любой природы наркотические вещества не оказалось, но есть те, кто ежемесячно пробует из них 8 человек медицинского вуза и 8 студентов четвертого курса ДГТУ и 9 — первого курса. Остальные ответили, что могут употребить слабые наркотические средства за компанию, но проследить частоту употребления не удалось. Скорее всего, это связано с тем, что общение с людьми, употребляющими запрещенные вещества не редкое явление, а точнее, если в перерасчете на всех 200 человек получается половина. Из всех опрошенных только 4 человека из медицинского вуза и 8 человек из ДГТУ не хотят откорректировать эту пагубную привычку. Большинство анкетируемых ответили, что впервые попробовали наркотик под воздействием компании -10 человек из медицинского университета, 20 студентов ДГТУ. Шестеро студентов медиков, а также трое студентов из первой подгруппы и 8 со второй подгруппы ДГТУ, в употреблении наркотиков искали новых ощущений и лишь по 2 человека из 3 исследуемых групп ответили, что искали решения проблем.
Очевидно, что более полное и глубокое осознание последствий от факторов риска значительно изменили отношение студентов-медиков к употреблению алкоголя и наркотиков, включенных в перечень исследуемых вредных привычек. Однако, распространённость курения среди них несколько выше, чем у студентов ДГТУ, что может свидетельствовать о более высоком уровне стресса.
Обсуждение. В ходе проведенного исследования была выявлена высокая распространенность употребления алкоголя среди студенческой молодежи. Средний возраст начала употребления алкогольных напитков составил 16–20 лет. Самым частым мотивом являлась возможность снять психологическое напряжение, поднять настроение и поддержать компанию. При этом большинство опрошенных заявляют о возможности безболезненного отказа от данной пагубной привычки.
Анализ полученных результатов показал более высокую распространенность курения среди студентов-медиков. В ходе анкетирования основной причиной, побудившей к курению, являлась возможность снять стресс и подержать компанию. При этом, стоит отметить, что большинство курящих студентов-медиков хотят бросить курить, осознавая, что курение является фактором риска развития большинства заболеваний и патологических состояний.
В ходе проведенного анкетного опроса была выявлена низкая частота употребления студентами наркотических препаратов. Те опрошенные, которые их употребляли, акцентировали внимание на том, что принимали препараты однократно за компанию и не допускают постоянного приема, осознавая последствия действия наркотических препаратов на здоровье и психику.
Заключение. Результаты исследования позволяют оценить сложившуюся сегодня ситуацию со здоровьем студенческой молодежи. Система формирования навыков здорового образа жизни, функционирующая в образовательных учреждениях различного уровня, является недостаточной для обеспеченности детского и юношеского населения самосохранительно значимой информацией, необходимым уровнем мотивирования и навыками применения на практике имеющихся знаний. Полученные данные позволяют обосновать обязательность введения мероприятий, направленных мотивирования ЗОЖ у студенческой молодежи, что в конечном итоге, будет способствовать улучшению качества жизни молодого поколения и отразится на процессе профессионального становления.
Литература:
1. Тихонова В. А. Формирование здорового образа жизни средствами физической культуры: на примере формирования здорового образа жизни студента / В. А. Тихонова, А. М. Данилова // наука через призму времени. — 2019. — № 6 (27). — с. 169–172
2. Лысенко А. В., Таютина Т. В., Недоруба Е. А., Егоров В. Н., Степаненко А. Ф. Влияние возрастных особенностей на степень выраженности тревожно-депрессивных расстройств у спортсменов // Валеология. — 2015. — № 2. — с.59–65.
3. Лысенко А. В., Таютина Т. В., Лысенко Д. С., Арутюнов В.А Оценка влияния физической нагрузки на выраженность тревожно-депрессивных состояний // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2014. — 11 (117). — с. 219–224.
4. Лыженков Р. С. Здоровый образ жизни и его отношение студентов на современном этапе жизни / Р. С. Лыженкова // Научный электронный журнал меридиан. — 2019. — № 13(31). — с. 243–245
5. Дмитриева А. С., Рябова В. С. Физическая культура как средство формирования здорового образа жизни студентов // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(22). — 2017. URL: https://sibac.info/archive/meghdis/11(22).pdf (дата обращения: 09.04.2019).
6. Демидова И. Ф. Изучение представлений молодежи о здоровом образе жизни / И. Ф. Демидова // Новая наука: стратегии и векторы развития. — 2016. — № 118–3. — с. 65–67
7. Юровская, К. А. Здоровый образ жизни современного студента / К. А. Юровская // Научный форум. — 2016. — № 11. — С. 140–145
8. Федоров В. В. Вопросы теоретического осмысления категорий «образ жизни» и «здоровый образ жизни» / В. В. Федоров // Современный ученый. — 2019. — № 3. — с. 174–180