Цель занятия : создание условий для систематизации знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о черепахах.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением черепах. Беседа о черепахах. Просмотр видеофильмов. Чтение стихов и познавательной литературы о черепахах.
Материал: иллюстрации с изображением черепах, картон, клей ПВА, фасоль, горошек, скорлупки от фисташек, косточки от хурмы.
Образовательная деятельность
Добрый день, рада Вас всех сегодня видеть.
— Ребята, сегодня у нас очень необычное интересное занятие, мы узнаем много нового. А о чем пойдет речь, узнаете, когда отгадаете загадку:
Быстро по воде плывет,
Но очень медленно ползет.
Носит дом с собой всегда,
Не страшна ей с ним беда!
На ней панцирь — не рубашка,
Кто же это? (черепашка).
— Педагог демонстрирует черепаху.
Ребята, а знаете, что есть даже такой праздник — Всемирный день черепах, и именно поэтому сегодняшнее наше занятие мы посвятим этим интересным животным. Вы узнаете много нового и интересного о черепахах и даже сможете каждый себе сделать черепашку!
— Ребята, а что вы знаете о черепахах? (ответы детей)
— Посмотрите на рисунок (изображение черепахи), какая она?
(дети дают характеристику внешних данных черепахи: цвет, части тела)
Тело покрыто панцирем, голова заостренная, зубы отсутствуют. Для чего черепахе нужен панцирь? Правильно, панцирь защищает черепаху. А по кольцам на панцире можно определить возраст черепахи? Кольца на панцире появляются по одному каждый год.
Кожа на конечностях и шее сухая. Существует очень много видов черепах. Они живут везде: пустыни, горы, тропические леса, степи, реки, озера, моря, океаны.
Существует три типа черепах: морские, сухопутные, болотные черепахи. А также бывают маленькие черепашки (например, болотная европейская — 10 см), и настоящие гиганты (длина тела 2,5 м.)
Показ слайдов
— А знаете ли вы, что черепаха — самое древнее животное на Земле, черепахи появились больше 100 млн. лет назад. Черепахи — еще и долгожители. Они живут намного дольше людей. Как вы думаете, сколько лет они могут жить? (ответы детей). Более 100 лет!
— А что еще вы знаете о черепахах? Все знают, что черепахи очень медлительные. Но медлительны они только на суше, а вот в воде они плавают быстро. Кроме того, водные черепахи могут нырять на большую глубину.
А у кого-нибудь из вас дома живет черепаха? Что вы можете рассказать об уходе за этим животным в домашних условиях?
Да, очень часто черепахи являются домашними животными, и они, как кошки и собаки, тоже привыкают к своим хозяевам. У них хорошие зрение, слух и обоняние, и если она живет с людьми, то узнает их по внешнему виду и запаху!
— А как вы думаете, какой характер у черепашки, какие они, добрые, злые или вообще никаких эмоций не испытывают.
Хочу рассказать вам одну историю, которая произошла много лет назад в Карибском море. Однажды черепаха спасла жизнь человеку, оказавшемуся в результате шторма за бортом корабля в открытом море. На его счастье рядом оказалась черепаха, за панцирь которой он зацепился. А черепаха, спасая человека, 15 часов не погружалась в воду, пока не пришла помощь.
— Ребята, о каких качествах черепах нам рассказала эта история? (ответы детей).
Эта история говорит о том, что черепахи — умные и добрые животные!
Но, к сожалению, за свою доброту, некоторые виды черепах постепенно исчезают, и поэтому занесены в Красную книгу.
— Как вы думаете, почему исчезают черепахи?
— Это связано с тем, что в некоторых странах мясо черепах употребляют в пищу. Или, из-за панциря, некоторые делают из его лекарства.
— Сегодня мы с вами узнали много нового и интересного о черепахах. А теперь, прежде чем мы приступим к изготовлению поделки «Черепашка», предлагаю вам немного отдохнуть.
Физ. минутка
Черепашка утром рано (дети открывают и закрывают глаза)
Встала с мягкого дивана. (встают рядом со своим стульчиком)
Черепашка потянулась, (потягиваются)
Солнцу в небе улыбнулась!(улыбаются)
И надела черепашка (изображают, что одеваются)
Свою в клеточку рубашку. (руками в воздухе рисуют клетку)
И, позавтракав немного, (изображают, что жуют)
Собралась она в дорогу. (изображают, что кладут что-то в сумку)
По тропиночке пошла (шагают на месте)
Медленно и не спеша. (переходят на очень медленный шаг)
То направо повернет, (поворачивают голову направо)
То налево, то вперед. (поворачивают голову налево и в исходное)
Ох, нелегок длинный путь! (изображают, что вытирают пот со лба)
Хорошо бы отдохнуть. (садятся на корточки)
Черепашка вдруг зевнула, (зевают)
Безмятежным сном уснула. (руки под голову и закрывают глаза)
И, поспав часок-другой (изображают, что спят)
Медленно пришла домой. (открывают глаза и садятся на свои места)
— А теперь предлагаю сесть за столы и сделать себе настоящую черепашку.
— Давайте попробуем сами догадаться, как же нам с вами можно сделать себе черепашку, чтобы она была очень похожа на настоящую? Что нам для этого может пригодиться?
— Правильно, нам поможет картон, ножницы, клей, горошек, скорлупки фасоли.
— изготавливать черепаху мы будем поэтапно:
1. Выбираем лист цветного картона, обводим шаблон, вырезаем.
2. Затем необходимо фломастером нарисовать панцирь, лапки, глазки, рот, как на образце.
3. Придумываем узор и выкладываем его с помощью фасоли, горошка, скорлупки от фисташек, косточек от хурмы. Сначала мажем клей, затем приклеиваем крупу.
Давайте вспомним, как надо сидеть, работать. А чтобы ваши работы получились красивые, надо работать аккуратно.
Дети выбирают картон, крупу, вырезают черепаху, декорируют ее.
— Получились настоящие черепашки!
— Ребята, получилось волшебство! У вас у всех получились необыкновенно красивые работы, черепашки как настоящие!
— Скажите, пожалуйста, трудно было делать черепаху?
—А что вам понравилось больше всего?
— Я очень рада, что вам все понравилось.