В настоящей статье говорится о проблемах реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Раскрывается поэтапность работы воспитателя с детьми в рамках дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, условия формирования ЗОЖ, рациональный режим, личная гигиена, двигательная активность, валеологическое воспитание, социальное партнерство, развитие.
Проблема формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, в настоящее время является одной из наиболее актуальных и сложных для решения. Общеизвестно, что дошкольный возраст ребенка является решающим в формировании физического и психического здоровья. Ведь как известно, что до семи лет человек проходит большой путь развития, который не повторяется в его последующей жизни.
Поэтому только в этот период происходит интенсивное развитие органов и функциональных систем организма, а также закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим людям. Самое важное на этом этапе, сформировать у дошкольников базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. С этой целью воспитатели ДОО используют разнообразные методы, средства и приемы, которые входят в содержание воспитательно-образовательного процесса и соответствуют рабочей программе учреждения.
Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия [1]. Таким образом, цель воспитательной работы ДОУ, направленной на формирование ЗОЖ детей дошкольного возраста, заключается в создании у воспитанников устойчивой мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья, проявлению заботы о здоровье окружающих.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это определенный образ жизни человека, который направлен на сохранение и укрепление здоровья, а также профилактику различных заболеваний, посредством правильного питания, занятий спортом, отказом от вредных привычек и спокойной без нервных потрясений жизни.
Условия формирования ЗОЖ в дошкольной организации заключаются в в режимных моментах это:
- Рациональный (оптимальный) режим дня . Организация всех видов деятельности и отдыха в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями и возможностями детского организма. При организации рационального режима необходимо придерживаться некоторым правилам:
– Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (здоровый сон и питание очень важны для развития ребенка).
– Гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
– Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.
– Формирование культурно-гигиенических навыков.
– Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
– Учитывать потребности детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
- Правильное питание . В детском возрасте особенно велика роль питания, оно должно быть здоровым и сбалансированным, ведь когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.
- Соблюдение детьми правил личной гигиены. Гигиенические мероприятия должны стать для дошкольника обычными и необходимыми — этого можно достичь регулярностью и возможно более ранним их введением.
Приучать ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка.
Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.
Обучение организовывать не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.
- Закаливание организма. Повышает устойчивость и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, повышается выносливость организма.
- Рациональная двигательная активность . Культура здоровья и культура движения — два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка. (Физические упражнения, физкультминутки, эмоциональные разрядки, гимнастика после сна, пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая, подвижные и спортивные игры).
Для сохранения здоровья дошкольников, необходимы следующие условия:
Самой важной целью и задачей педагогов ДОО является, охрана и укрепление здоровья, а также воспитание привычки к здоровому образу жизни. Поэтому необходимо организовать разностороннюю деятельность, которая будет направленна на сохранение, укрепление здоровья детей и реализацию комплекса оздоровительных, воспитательно-образовательных и лечебно-профилактических мероприятий учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.
Реализация данного направления обеспечивается:
– направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование;
– комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;
– созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в ДОУ;
– формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства (комплексное воздействие).
Задачи работы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников
- Формировать представления о том, что быть здоровым — хорошо, а болеть — плохо;
- Есть побольше овощей и фруктов
- Соблюдать режим
- Больше бывать на свежем воздухе
- Мыть руки после каждого загрязнения
- Воспитывать навыки здорового поведения
- Быть доброжелательным
- Любить двигаться и т. д.
Родители являются самыми главными союзниками в работе воспитателя по формированию привычки к здоровому образу жизни у детей. Воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в разных формах. [1, с. 34].
Также работа воспитателя, должна быть направлена на то, чтобы доказать, что без участия родителей, работники детского сада не смогут добиться хороших результатов в области ЗОЖ, и только родители являются самым ярким примером для своих детей.
Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитании к здоровому образу жизни формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) режим доступа://www/firo.ru/? page_id=11678
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — 334с.
- Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5–6 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. — М., 2002.- 240с.