Особая сфера воспитательной работы-ограждение детей, подростков и юношества от одной из самых больших бед- пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…
В. А. Сухомлинский. [8]
Духовно-нравственное воспитание является одним из приоритетных направлений в сфере дополнительного образования детей, оно имеет широкие возможности приобщения детей к духовно-нравственным ценностям. Дополнительное образование детей более активно привлекает к духовно-нравственному воспитанию детей их родителей, а также общественные объединения граждан. Важная роль при этом отводится педагогу дополнительного образования детей. Ведь только разумный, добродетельный педагог способен воспитать будущее поколение, полезное обществу.
Основными принципами организации духовно-нравственного развития и воспитания являются:
– нравственный пример педагога;
– индивидуально-личностное развитие;
– социально-педагогическое партнерство;
– социальная востребованность воспитания.
Рис. 1. Основные направления духовно — нравственного развития и воспитания обучающихся
Среди задач, которые стоят перед учреждениями дополнительного образования детей, важной является духовно-нравственное воспитание.
Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, — являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Поэтому духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения — одно из приоритетных направлений современного образования.
Особую роль в духовно — нравственном воспитании ребенка можно отдать музыке, так как музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Основная задача наших педагогов — средствами искусства учить мыслить, сопереживать, чувствовать, чтобы у учащихся развивался не только интеллект, но и душа.
Танцевальное искусство является одной из своеобразных форм духовной культуры народа. Оно занимает ведущее место среди других форм дополнительного образования детей по своей доступности, распространенности и охвату большого количества детей. Велико значение танцевального искусства в формировании вкусов, эстетических, этических запросов подрастающего поколения.
В хореографическом искусстве соединяются воедино и оздоровительное направления развития ребенка и художественно-эстетическое. Концертные номера коллектива объединяют в себе классический танец и элементы акробатики, народные тенденции и современные ритмы, большое значение приобретает психологический настрой и индивидуальность исполнения, что очень важно для обогащения эмоционально-эстетического опыта воспитанников в хореографической деятельности.
Подводя итог можно отметить, что главной целью воспитательной деятельности учащихся является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек — это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе духовно-нравственные ценности семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением.
Л. Н. Толстой очень высоко оценивал духовно-нравственное воспитание: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России. [9]
Литература:
- Андреев А. А. Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,1991.
- Байбородова Л. В. Формы взаимодействия педагогов, учащихся и родителей. — Ярославль: ЯГПИ. — 2002.
- Воспитание и социализация личности: Материалы областных педагогических чтений. — Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. — 2011.
- Николина В. В. Воспитание духовных ценностей личности в современных условиях. //Церковь и общество на пороге третьего тысячелетия: Х Рождественские православно-философские чтения /Под ред. Л. Е. Шапошникова. — Н. Новгород: НГЦ. — 2001.
- Щуркова. Н.Е. «Программа воспитания школьника». — М., 1998.
- Агалакова, Е. В. Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в системе дополнительного образования в контексте требований нормативно-правовых актов / Е. В. Агалакова // Право и образование. — 2014. — № 2
- 2. Гудкова, И. С. Духовные ценности в процессе воспитания личности современного ребенка и традиции отечественного духовно-нравственного воспитания / И. С. Гудкова // Проблемы духовно нравственного воспитания в современном мире: сб.статей. — Коломна, 2016.
- Соколова, С. И. Духовно-нравственное воспитание молодого поколения / С. И. Соколова // Теоретические и методические проблемы современного образования. — 2016. — № 1.
- Сухомлинский, В. А. В. А. Сухомлинский. О воспитании/ В. А. Сухомлинский. — Москва: Высшая школа, 2014.
- Проблемы эстетического воспитания в педагогике и творчестве Л. Н. Толстого. — искусство и эстетическое воспитание молодежи. — Петрозаводск, 1981