В статье анализируется опыт стратегического планирования в Китайской Народной Республике. В работе представлена региональная концепция разработки стратегических планов, подходы стратегического планирования в Китайской Народной Республике.
Ключевые слова: анализ, менеджмент, Китайская Народная Республика, стратегическое планирование, управление.
The article analyzes the experience of strategic planning in the People's Republic of China. The paper presents a regional concept for the development of strategic plans, approaches to strategic planning in the People's Republic of China.
Keywords: analysis, management, People's Republic of China, strategic planning, management.
С основания Китайской Народной Республики в далеком 1949 году, система стратегического планирования страны претерпела ряд серьезных изменений.
В период с 1950 по 1956 год в стране были утверждены базовые документы о централизации управления экономикой, объединяющей в себе распоряжение поступлениями и расходами не только государственных, но и частных предприятий. Период быстрого роста 1958–1960 годов был отмечен попытками разработки правового поля экономических отношений, что однако сошло на нет в период «культурной революции» 1965–1976 годов. Неблагоприятные для экономического развития страны последствия культурной революции были нивелированы решениям пленума Центрального Комитета Коммунистической партии Китая от 1978 года, в котором подчеркивалась необходимость принятие новых законов.
Переломным для Китайской Народной Республики стал 1982 год, когда была принята новая редакция Конституции Китайской Народной Республики в дальнейшем, создавшая характерную социалистическую систему государственного планирования. В общих чертах, суть данной системы можно охарактеризовать как отход от директивного характера к прогнозным и индикативным формам, акцентирование в вопросах построение эффективной экономической структуры и социальные ориентиры. Еще более важные шаги руководство страны совершило в 1993 году закрепив в положении Центрального Комитета Коммунистической партии Китая нормы о построении в Китайской Народной Республике системы социалистической рыночной экономики, в 1993 году утвердив план мероприятий Всекитайского собрания народных представителей по улучшению деятельности правительства, а также в 1996 году, утвердив долгосрочную программу Всекитайского собрания народных представителей по реформированию госаппарата. Целью данного документа было создание административной системы соответствующей развитой рыночной экономике, имеющей эффективное косвенные управление и контроль, поддерживающий баланс в экономике страны.
За последние двадцать лет, формирование государственных планов в Китайской Народной Республике стало все больше ориентированно на стратегическое регулирование. Большая часть этих изменений была принята в 2000–2005 во время подготовки десятого по счету пятилетнего плана развития. В связи со вступлением Китая в ВТО. Данная линия стратегического поведения поддерживается руководством Китайской Народной Республики и по сей день, рынок имеет решающее значение при распределении ресурсов. С 2013 года также была утверждена программа реформирования всех сфер китайского общества, основной целью которой является разделение правительства и рынка, а также создание всех условий для развития свободных рыночных отношений. В общем виде система стратегического планирования в КНР включает в себя долгосрочное планирование, среднесрочное планирование и краткосрочное планирование.
В разработке долгосрочных прогнозов Китайской Народной Республики принимают участие Академия наук, а также исследовательские центры Госсовета и Комитета по делам развития и реформ страны. Прогнозы составляются с учетом оценки развития спроса и предложения на рынке, а также учета мнений заинтересованных ведомств и регионов страны.
Долгосрочная программа развития формируется на основании предложений Государственного совета Китайской Народной Республики, учитывая разработанные ранее прогнозы от внутренних специалистов, а также с учетом оценки прогнозов зарубежных компаний и международных экономических организаций. Ответственным органом за разработку долгосрочной программы развития является государственный комитет по делам развития и реформы, а Всекитайское Собрание Народных Представителей ответственно за утверждение программы. Долгосрочная программа развития является нормативным документом, определяющим долгосрочную стратегию страны, утверждает основные цели и задачи, стоящие перед китайским обществом, а также ведомства ответственные за их выполнение, указывает приоритетные области развития. Долгосрочная программа является основой для составления среднесрочных пятилетних планов развития и краткосрочных годовых планов. Одну из ключевых ролей для формирования и реализации планов отраслевого и регионального развития страны занимает долгосрочная Программа развития науки и техники, реализуемая до конца 2020 года вот уже почти 14 лет. Программа включает в себя два основных аспекта:
—Традиционный аспект подразумевает поддержку государством крупных научных проектов.
—Инновационный аспект предполагает ориентацию на рынок, развитие промышленных инноваций и их коммертизацию.
Особое место занимают долгосрочные программы территориального развития относительно конкретных регионов страны, например «Национальная Программа развития западных провинций Китая» рассчитанная до 2050 года. В содержание программы входит развитие таких приоритетных направлений как добывающая промышленность, энергетика, развитие транспортной инфраструктуры и охрана окружающей среды. В рамках данной программы был успешно реализован проект “Go west” (2000–2010 годы), посвященный ликвидации отставания западных регионов от приморских провинций. Основными инструментами проекта были крупные государственные инвестиции, рационализация налоговой системы, введение экологического налога, рационализация финансовых трансфертов, стимулированию частных инвестиций, выпуск местных займов. Помимо долгосрочной программы развития западного региона Китая, в стране реализуются такие долгосрочные программы, как «Программа устойчивого и гармоничного социально-экономического развития в старых революционных районах на 2012–2020 годы» (прежде всего развитие энергетики и добычи полезных ископаемых), «Программа ускоренного возрождения центральных районов Китая на 2009–2015 годы» (ускорение экономического роста, увеличение коэффициента урбанизации до 48 %, рост ВВП на душу населения, стимулирование инновационного развития), «Программа возрождения старых промышленных баз Северо-Восточного Китая 2003 -2007 годы» и «Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока КНР 2009 2018 годы». Среднесрочное национальное планирование Ответственность за составление пятилетних региональных планов лежит на уровне провинций, за которыми следует оценка соответствия государственному плану социально-экономического развития страны. Конечный вариант программы утверждается провинциальным Собранием народных представителей. По области деятельности планы подразделяются на социально-экономические, национальные пространственные планы, а также городские и сельские планы.
Основной целью пятилетних планов является установка среднесрочных приоритетов государства. Ответственность за подготовку плана проекта несет национальная комиссия по развитию и реформам. Основой для формирования пятилетних планов служат предложения от Правительства, а финальное утверждение находится в зоне ответственности Всекитайского Собрания Народных Представителей.
Среднесрочные пятилетние планы подразделяются на три типа:
—Отраслевые пятилетние планы;
—Пятилетние планы регионального развития;
—Пятилетние планы развития муниципального уровня.
Перечень основных объектов для включения в пятилетний план выявляют региональные органы и ведомства на основании результатов прогноза развития спроса и предложения. Составленный пятилетний план проходит проверку со стороны заинтересованных сторон, проводится совещание при участии членов от Госсовета страны, а также центральных органов исполнительной власти и провинций.
На сегодняшний день в Китайской Народной Республике реализуется тринадцатый по счету пятилетний план (2016– 2020 годы). Данный план утверждает основной своей целью всестороннее построение среднезажиточного общества и переход на экономическую модель, ориентированную на внутренний спрос. Динамика национального дохода Китайской Народной Республики в течение прошедших двенадцати пятилеток можно увидеть на таблице ниже.
Таблица 1
Национальный доход в Китайской Народной Республики за период с первого по двенадцатый пятилетний план
Год |
Национальный Доход (млрд. юаней) |
Темп прироста в процентах |
1952 |
58,9 |
- |
1957 |
90,8 |
54 |
1962 |
92,4 |
2 |
1965 |
138,7 |
50 |
1978 |
301 |
117 |
1980 |
366,7 |
22 |
1985 |
906,5 |
147 |
1990 |
1882,5 |
108 |
1995 |
6014,6 |
220 |
2000 |
9856,2 |
64 |
2005 |
18457,6 |
87 |
2010 |
40713,8 |
121 |
2014 |
63436,7 |
56 |
Годовые планы являются основным документом при формировании ежегодных планов развития отраслей, провинций и муниципальных образований. Формируются годовые планы на государственном, отраслевом, провинциальном и муниципальных уровнях.
Краткосрочные планы в Китайской Народной Республики включают в себя:
– Годовой план развития;
– Годовой баланс доходов и расходов;
– Ежегодные планы развития отраслей, провинций и муниципальных образований.
Государственный комитет по делам развития и реформ наряду с Госсоветом и Всекитайским Собранием Народных Представителей следят за выполнением плана за истекший и плана на текущий годы.
В заключение стоит выделить такую характерную черту системы стратегического планирования Китайской Народной Республики наших дней, как:
– общая направленность на сокращение государственного вмешательства в управление экономическим развитием;
– активное использование западных концепций и методов государственного регулирования и стимулирования бизнеса, с сохранением социалистической риторики и руководящей роли партийного руководства при утверждении приоритетных областей развития Китайской Народной Республики;
– сочетание долгосрочных программ и их реализация в пятилетних и годовых планах развития страны.
Литература:
1. Андрюшкевич О. А. Индикативное планирование в экономиках разного типа, 2012, С. 56–74.
2. Коротаев Е. А. Региональное управление и территориальное планирование, учебно-методическое пособие, Ижевск, 2019, С. 23–47.
3. Логвинов С. А., Павлова Е. Г. Макроэкономическое планирование и прогнозирование. Учебное пособие. Москва, 2011, С. 110–136.
4. Запольских А. А. Тринадцатая пятилетка, или Большой разворот КНР [Электронный ресурс]. URL: https://aftershock.news/?q=node/380075 (07.10.2020)
5. Statistics of China socio-economic development. [Electronic resource]. — URL: http://www.stats.gov.cn/ tjsj/zxfb/201502/t20150226_685799. Html. [Reference date: 07.06.2020].
6. Kamilova P. D. Comparative analysis of state regulation of agrarian and industrial complex developed foreign countries / // Regional problems of economic transformation. 2014. No.10. P. 90.
7. The Russian-Chinese investment fund (RKIF). — URL: www.rcif.com.
8. Report on the work of the government, read out by Chinese Premier Li Keqiang at the 3rd session of allChina meeting of national representatives /VSNP/ 12th convocation March 17, 2015 [electronic resource]. — URL: http://russian.people.com.cn/n/2015/0317/c31521–8863978.html [Reference date: 06.10.2020].
9. Report of the Chinese government [electronic resource]. — URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/ txt/2015–3/17/. [Reference date: 06.10.2020].
10. Salzman V. A. Economy and Agriculture of China / // Russian Niva. No. 7 (140). 29.08.2016.
11. Statistics of China socio-economic development in 2019) [Electronic resource]. — URL: http:// www.stats.gov.cn/tjsj/zxfb/201502/t20150226_685799. Html. [Treatment date: 03.10.2020].