Бытовая культура татарского народа во второй половине 19 века. Аспекты духовной жизни. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №42 (332) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 14.10.2020

Статья просмотрена: 1108 раз

Библиографическое описание:

Гизатуллина, Д. Н. Бытовая культура татарского народа во второй половине 19 века. Аспекты духовной жизни. / Д. Н. Гизатуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 279-282. — URL: https://moluch.ru/archive/332/74207/ (дата обращения: 18.12.2024).



В значительной мере морально-нравственные устои у подрастающих поколений — в том числе и у татарского народа– формировались в раннем возрасте посредством мифов, легенд и сказок. Однако, возрастающий уровень глобализации, масштабы распространения средств массовой коммуникации и феноменов поп-культуры, рост урбанизации, привели к постепенной трансформации подходов и методов воспитания, неотъемлемо связанных с национальной культурой.

Ключевые слова: этнология, этнография, сказки, легенды, волшебные животные, народоведение, регионоведение

To a large extent, the moral foundations of the younger generations — including the Tatar people-were formed at an early age through myths, legends and fairy tales. However, the increasing level of globalization, the spread of mass communication media and pop culture phenomena, and the growth of urbanization have led to a gradual transformation of approaches and methods of education that are inherently linked to the national culture.

Keywords: Ethnology, Ethnography, fairy tales, legends, magical animals, folk studies, regional studies

Распорядок дня деревенского человека. Будни

Утро крестьянина в деревне начинается с восхода солнца (около 3 часов утра). До завтрака он кормил скотину и только лишь после этого садился завтракать. Завтракали обычно всей семьей. Бывало, что женщина вставала раньше, если скот был мелким (птица или баран), если скот крупнорогатый, то мужчина просыпался пораньше. После завтрака крестьяне шли работать в поле. Как заметил Карл Фукс, не у всех татар была при дворе лошадь. Поэтому многие крестьяне сами занимались пахотными работами. Еще нужно отметить, что в поле обычно работали мужчины. Но это было не единственное их занятие, если они не пахали в поле, то торговали. Сразу возникает вопрос: чем можно торговать в селе, где у каждого есть свой огород и своя скотина? Некоторые мужчины довольно часто ездили в город и оттуда привозили всякие женские безделушки, которых не было в деревни: мыло, белила, румяна, маленькие зеркальца, украшения. Этими вещами и приторговывали.

Чем же занимались женщины?

Женщины оставались дома. Они целыми днями занимались домашним хозяйством: кормили животных, убирали дом и двор, воспитывали детей, а летом ходили в лес (прогуляться, а также собрать мед или ягоды), выходили по надобности на рынок, но только, если переделали всю работу в доме. Один или два раза в неделю татарка ходила в гости к подруге. Один раз в неделю (пятницу) женщина могла посещать мечеть. Она должна быть максимально незаметной, а точнее быть в не яркой и не облегающей одежде, голова должна быть прикрыта платком. Открытыми могут остаться лицо, кисти рук и ступни ног (так как в мечеть необходимо заходить разутым). Женщинам нельзя молиться рядом с мужчинами. Обычно они молились на отдельных балконах, которые были закрыты от чужого взора ширмой или же молебна в отдельных помещениях.

У мужчин был более свободный график. Если днем они пахали в поле, после чего приходили домой обедать, то ближе к вечеру после окончания работ они могли прогуляться по селу, сходить на рынок, в мечеть, зайти в гости или местный кабачок, если таковой имелся.

Вечером вся семья ужинала, снова кормили скотину и с закатом солнца ложились спать, однако с учетом того, что летом день был длиннее, то оставалось время для досуга (если работа была выполнена своевременно). Дети долго могли играть на улице, мужчины, как уже говорилось выше, гуляли или пили, а женщины занимались либо собой, либо рукоделием. Но это было летнее время.

Что же татары делали зимой?

Зимой, когда не было пахотных работ и женщины, и мужчины в основном сидели дома. Вставали позже (так как день укорачивался), а если и вставали рано, чтобы накормить животных и потом снова ложились спать, пока не встанет солнце. Зимой обычно жили тем, что удалось вырастить и заработать за лето. Но если денег не хватало, то мужчины нанимались кому-нибудь на работу (чаще всего уезжали), а женщины оставались дома. Их зимние занятия были похожими на летние. Они также смотрели за домашним хозяйством, но при этом активнее занимались рукоделием (вышивали и пряли), весной больше времени уделяли ткачеству.

Праздники

А теперь рассмотрим жизнь сельского жителя во время праздников. Для этого выделим несколько этапов:

1) какие праздники отмечали

2) как одевались

3) как готовились к праздникам

4) как праздновали

Общепринятыми праздниками, которые отмечали и в городе, и в деревне были Рамазан, Курбан, Сабантуй (главные татарские праздники). Но был еще один праздник, который отмечали только в деревне — это праздник Джиен[1]. На него не приезжали городские татары. Праздник это татарский народный, но с языческими элементами. Кстати, нужно отметить, что большинство татарских праздников с элементами язычества, несмотря на то, что ислам был принят татарами еще в 15 веке.

С 7–15 века это было праздничное собрание старейшин, которое проходило несколько раз в год. На этом собрании решались проблемы войны, мира, устанавливались границы территории, принадлежавшие татарским деревням, улаживание споров особенно касающиеся мест кочевок.

В работе собрания обычно участвовали мужчины, а решал все один или несколько старейшин. В 16 веке с ведением волостей Джиен потерял функции органа управления. Если раньше этот праздник проводился в любое время года, то с 18 века стал проводиться в определенное время года. Наряжали площадь, готовили угощения, чтобы потом в знак единства потребить их всей деревней, устраивали разные соревнования. Победа в них поднимала победителя на новый социальный уровень. Вечернее время молодежь устраивала «вечерние игры», где они пели и танцевали.

Повседневная жизнь у городских татар

В отличие от деревенских татар, у которых была относительная свобода в действиях, у городских татар не было такой привилегии. Особенно это касалось обеспеченных женщин. Когда муж (торговый крестьянин, обеспеченный мещанин, купец) уходил в свою лавку, мечеть или по другим рабочим делам, то жена оставалась дома. Хозяйством обеспеченные купчихи, мещанки и жены разночинцев не занимались. За них это делали мужья, свекрови и прислуга.

День татарки начинался обычно в девять-десять утра. Она просыпалась, умывалась, одевалась. Надевала золотые украшения, мерила и выбирала самое красивое платье. Ставила самовар, а пока он закипал, она белила лицо и румянела его так, что становилась похожа на куклу [8, с.31]. Как закипал самовар, татарка садилась за стол и пила чай с пермечами. Так она пила чай до тех пор, пока не кончится чай в самоваре или с нее не стекут белила и румяна. Так она пила чай и белила лицо до завтрака (около одиннадцати часов утра). Дальше был обед в полдень, на который собиралась вся семья (в том числе и муж), поэтому татарка заново красилась, одевалась и выходила в лучшем виде. После обеда был «тихий час» до двух. Далее снова пили чай. Татарка толком не выходила на улицу, так как сада в усадьбе обычно не было, а в город выходить одной ей не разрешалось. Могла прийти в гости подруга, тогда они садились, кушали, пили чай, обсуждали соседей и просто болтали. К вечеру подруга уезжала, а в пять часов был ужин. После ужина татарка пила чай и укладывалась спать.

Мужчина вставал рано (около семи-восьми утра). С самого утра он работал: следил, как исполняет приказания прислуга, договаривался с покупателями и перекупщиками о цене товара, ухаживал и наблюдал за всеми «домашними». После завтрака отправлялся на работу и целый день проводил там. В полуденное время мог сходить в мечеть или на рынок. После ужина мог пойти в кабачок и выпить с друзьями (несмотря на строгий запрет распития алкоголя).

Своих жен баловали, но материально (не свободой). Покупали красивые платья, золотые украшения, разные безделушки.

Праздничная жизнь городских и сельских татар

какие праздники отмечали?

как готовились?

как праздновали?

Во-первых, как отмечал Карл Фукс, татарки делятся на три группы (это разделение проявляется как в будничной, так и в праздничной жизни):

  1. Первый тип — это богатые татарки, которые постоянно сидят дома, хозяйством не занимаются, на улицу не выходят и вообще чтят все мусульманские и татарские каноны, предполагая, что европейские женщины никогда (из-за их нравов и другой религии) не попадут в рай. Они не приезжают на праздники в деревню, как другие татары, ибо считают это дело недостойным и греховным для истинных мусульманок (так как на праздниках обычно проходят танцы, состязания, песни, а татарская женщина должна быть скромной).
  2. Второй тип — это тоже обеспеченные татарки, но они «не так важничают». Они спокойно выходят на улицу и во двор, не покрываясь платком от мужчин, сидят у окна, могут готовить, а иногда и заниматься хозяйством. Они любительницы европейской моды. На праздники они приезжают в ярких и нарядных кибитках, одевают самые лучшие платья, золотые и жемчужные украшения. Их кибитки останавливаются в лесу на поляне, сидят в низменных местах.
  3. Третий тип — это обыкновенные сельские и городские, бедные и средние по достатку крестьянки и мещанки. Они самые свободные из всех трех групп. Сами занимаются хозяйством, детьми, рукоделием ходят в город, в лес, в гости. На праздники они тоже приезжают в кибитках (хотя кибитки их победней и не так красивы, как у богатых татарок), тоже высаживаются в лесу, но не сидят там, а идут на возвышенность (хотя из-за отдаленности праздника и оттуда не видно) или идут к своим знакомым и подсаживаются к ним.

Во-вторых, главное в татарском празднике — это пир, а не состязания или танцы.

В-третьих, есть три праздника, которые длятся по несколько дней: свадьбы, Рамазан, Курбан. Обычно татарки одевают все самое лучшее, что у них есть, чернят зубы, ресницы, брови, ногти выкрашивают хной в красный цвет и уезжают на праздник. Обычно на такие пиры собирается не меньше 100 женщин (мужчины и женщины отмечают праздники раздельно).

В-четвертых, все праздники отмечались совершенно одинаково.

Как уже говорилось женщины сидели на поляне вдалеке от мужчин. Они садились на покрывала и подушки привозили с собой гостинцы и разные кушанья. Независимо от социального положения все женщины сидели вместе кругом или полукругом. Они кушали, болтали, распивали чай. Вся процедура состояла в поедании блюд (число которых могло достигать 50 или даже 100!), необходимо было попробовать все, а также распитии чая (одна женщина за праздник могла выпить 20 чашек). Самое интересное, что с приходом каждой новой женщины самовар наполнялся и кипятился заново, то есть вся толпа снова пила чай.

Мужчины же пировали, гуляли, устраивали соревнования и состязались друг с другом. Призы были самые разные от ичигов до барана. Нужно отметить, что победитель соревнований получал не только приз, но и новое социальное положение. Он сразу представлялся в другом свете и местному совету, и жителям. С ним советовались, просили помощи или одолжения.

Молодые крестьянские девушки могли петь и танцевать, а вечером с юношами участвовали в «молодежных играх». Обычно праздники длились от 2 до 8 дней.

Суеверия и пережитки татар присутствующие в 19 веке и перекочевавшие в 21 век.

Например, одна из самых популярных у татар примет, оставшаяся еще со времен язычества — это плевок через левое плечо и постукивание по дереву, при этом произносят: «кустимясен» (не сглазить бы). Что касается обрядов захоронения, тот тут также наблюдается традиционная преемственность. После смерти человека обмывают и заворачивают в белую ткань. Правда, поминать стали реже: на 9-й, 40-й, год. Представления о душе немного изменились, но основная суть осталась такой же (причем ее модель существовала еще до принятия ислама). Это душа в сердце, душа больше как добрый и злой дух, душа в крови. Сейчас от трех составляющих осталось лишь первое. Еще один из явных примеров татарских пережитков это произнесение фразы «булсын, су белән чыгачак барлык авыру һәм хәсрәт» (чтобы с водой вышли все болезни и горести). во время умывания или мытья в бане).

Заключение

Итак, бытовая культура татар в 19 веке представляла собой устоявшийся и постоянно изменяющийся под влиянием внешних условий комплекс материальных и нематериальных явлений, сопровождающих жизненный путь каждого индивида и оказывающих существенное влияние на формирование единой общности — «казанские татары».

Литература:

  1. Амирханов.Р. М. Очерки истории татарской общественной мысли. -Казань: Татарское книжное издательство,2000. -191с.
  2. Воробьев.Н.И, Хисамутдинов.Г. М. Татары среднего Поволжья и Приуралья-Москва: НАУКА, 1967. -537с.
  3. Марджани.Ш. Истина познания и красота ее постижения. -Казань: Татарское книжное издательство,2003. -173с.
  4. Насыри.К. Избранные произведения. -Казань: Татарское книжное издательство,1977. -258с.
  5. Насыри.К. Книга о воспитании. — Москва: Смена,2015. -250с.
  6. Насыри.К. Мифология казанских татар. –Казань: Смена,2016. –132с.
  7. Уразманова.Р. К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала. Годовой цикл.19-нач.20века. Историко-этнографический атлас татарского народа. -Казань: ПИК «Дом печати»,2001. -198с.
  8. Фукс.К. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. –Казань: Университетская типография,1844. -210с.

[1] Праздник по окончания пашенных работ. Тюльп или Жыен.

Основные термины (генерируются автоматически): праздник, женщина, мужчина, день, татарин, татарка, чай, век, домашнее хозяйство, социальное положение.


Ключевые слова

сказки, легенды, этнография, регионоведение, этнология, волшебные животные, народоведение

Похожие статьи

«Этнический ренессанс» конца ХХ в.: шорский опыт этнического возрождения

В статье рассматриваются вопросы возрождения национального самосознания и шорского народа в начале 1990-х годов. Показано, что комплекс социо-культурных факторов, сложившихся в стране в это время, способствовал формированию национально-культурных объ...

Детский цикл обычаев и обрядов в традиционной культуре японцев

Статья посвящена осмыслению обрядов жизненного цикла в сфере повседневности японцев, охватывающих периоды детского развития человека. Особое значение уделяется влиянию традиционных ценностей в процессе первичной социализации ребенка в японской семье....

Свадебные обычаи и суеверия и их отражение в русской и английской культурах

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа мировых культур, а тем более межкультурной коммуникации в целом. Эти явления сложились очень давно, и, присутствуют, и по сей день, они касаются непосредственно прошлого, настоящего,...

Историко-мифологические представления как основа культурной традиции японцев

Статья посвящена вопросам, связанным с изучением процессов формирования культурной традиции японской нации, через которую представляется возможным рассмотреть специфику японского этноса. Изучены основные историко-мифологических представления древних ...

Приобщение детей к русской народной культуре с помощью культурно-досуговой деятельности

В статье рассмотрены основные тенденции и направления использования приёмов народной педагогики и форм культурно-досуговой деятельности для приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Представлен личный опыт ведения культурно-д...

Теоретические воззрения на этничность и ее связь с политикой в этнополитологии

В наше время особое значение для понимания предмета политологии имеет этнология — наука, изучающая этносы, или народы, то есть большие сообщества людей, объединенные общностью культуры, языка, самосознания и исторической судьбой. Этнология изучает ид...

Маркеры культуры в именованиях героев русской народной сказки «Звериное молоко»

В статье исследуются особенности именований героев русской народной сказки, которые, являясь маркерами культуры, дают представления о традиции называния героев, о народных, мифологических представлениях о мире, о природе, о нравственных, духовных осн...

Военно-патриотическое воспитание в школе на современном этапе: состояние, проблемы, перспективы

Современное российское общество поглотил не только кризис экономический. Оно испытывает духовно-нравственные проблемы, следствием чего явилось разрушение ценностных установок. Новые «идеалы» во многом деструктивны, разрушают личность, семью, государс...

Современное образование и воспитание личности человека

Нельзя пренебрегать опасностью растущего экстремизма среди молодежи, и разгула националистов в обществе некоторых стран в целом. Наша задача — определить процесс глобализации образования и воспитания современной молодежи, его основные характеристики....

К вопросу о взаимосвязи языка, мышления и национальной культуры на материале работ философов и писателей эпохи Просвещения

В статье анализируются тексты деятелей эпохи Просвещения с целью выявления в них концептов, раскрывающих взаимосвязь, языка, мышления и национальной культуры. Делаются выводы о том, что язык не только становится импульсом для развития духовной деятел...

Похожие статьи

«Этнический ренессанс» конца ХХ в.: шорский опыт этнического возрождения

В статье рассматриваются вопросы возрождения национального самосознания и шорского народа в начале 1990-х годов. Показано, что комплекс социо-культурных факторов, сложившихся в стране в это время, способствовал формированию национально-культурных объ...

Детский цикл обычаев и обрядов в традиционной культуре японцев

Статья посвящена осмыслению обрядов жизненного цикла в сфере повседневности японцев, охватывающих периоды детского развития человека. Особое значение уделяется влиянию традиционных ценностей в процессе первичной социализации ребенка в японской семье....

Свадебные обычаи и суеверия и их отражение в русской и английской культурах

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа мировых культур, а тем более межкультурной коммуникации в целом. Эти явления сложились очень давно, и, присутствуют, и по сей день, они касаются непосредственно прошлого, настоящего,...

Историко-мифологические представления как основа культурной традиции японцев

Статья посвящена вопросам, связанным с изучением процессов формирования культурной традиции японской нации, через которую представляется возможным рассмотреть специфику японского этноса. Изучены основные историко-мифологических представления древних ...

Приобщение детей к русской народной культуре с помощью культурно-досуговой деятельности

В статье рассмотрены основные тенденции и направления использования приёмов народной педагогики и форм культурно-досуговой деятельности для приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Представлен личный опыт ведения культурно-д...

Теоретические воззрения на этничность и ее связь с политикой в этнополитологии

В наше время особое значение для понимания предмета политологии имеет этнология — наука, изучающая этносы, или народы, то есть большие сообщества людей, объединенные общностью культуры, языка, самосознания и исторической судьбой. Этнология изучает ид...

Маркеры культуры в именованиях героев русской народной сказки «Звериное молоко»

В статье исследуются особенности именований героев русской народной сказки, которые, являясь маркерами культуры, дают представления о традиции называния героев, о народных, мифологических представлениях о мире, о природе, о нравственных, духовных осн...

Военно-патриотическое воспитание в школе на современном этапе: состояние, проблемы, перспективы

Современное российское общество поглотил не только кризис экономический. Оно испытывает духовно-нравственные проблемы, следствием чего явилось разрушение ценностных установок. Новые «идеалы» во многом деструктивны, разрушают личность, семью, государс...

Современное образование и воспитание личности человека

Нельзя пренебрегать опасностью растущего экстремизма среди молодежи, и разгула националистов в обществе некоторых стран в целом. Наша задача — определить процесс глобализации образования и воспитания современной молодежи, его основные характеристики....

К вопросу о взаимосвязи языка, мышления и национальной культуры на материале работ философов и писателей эпохи Просвещения

В статье анализируются тексты деятелей эпохи Просвещения с целью выявления в них концептов, раскрывающих взаимосвязь, языка, мышления и национальной культуры. Делаются выводы о том, что язык не только становится импульсом для развития духовной деятел...

Задать вопрос