В статье рассматриваются проблемы становления специалистов среднего звена при реализации учебы в колледжах, особенности проведения учебной и производственной практик, престиж рабочих специальностей в сфере металлообработки, эксплуатации и обслуживания тепловых сетей, систем вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха, основные недостатки проведения учебных и производственных практик, функционал социального партнерства, взаимный контроль обучающихся.
Ключевые слова: интерес к профессии, специалисты среднего звена, рабочие специальности, учебный процесс, учебная и производственная практика, профессиональный кругозор, морально-психологическая подготовка, стрессоустойчивость, учебный план, учебная программа СПО.
Вопрос недостатка квалифицированных рабочих кадров в нашей стране активно обсуждается уже более 15 лет. Смещение акцента популярности профессий в гуманитарную направленность, появление престижных специальностей высшего образования в сфере юриспруденции, экономики и бизнеса отодвинули на задний план востребованность и престиж рабочих специальностей и профессий в сфере металлообработки, технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта, сельскохозяйственного направления, обслуживания и монтажа систем водоснабжения, водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.
Погоня за «высшим образованием» и желание работать в гуманитарном направлении создали переизбыток молодых невостребованных специалистов с определенными специальностями. В результате чего в настоящее время мы наблюдаем следующую картину: специалисты с высшим образованием пополняют ряды официантов, администраторов, охранников и работников супермаркетов, в то время как на квалифицированные рабочие места спрос в последнее время остается достаточно высоким.
На сегодняшний потребность в квалифицированных рабочих кадрах продолжает расти, поскольку руководство предприятий зачастую вынуждено заменять квалифицированную рабочую силу низкоквалифицированными рабочими — мигрантами из бывших союзных республик. Работа в этих сферах требует широкое знание рабочими основ техники и технологии, психологии, умения работать в коллективе, быть стрессоустойчивым во время проведения ответственных работ. Оплата труда квалифицированных рабочих на сегодняшний день доведена до требуемого уровня, в связи с чем возрастающие потребности конвертируются в интерес к рабочим профессиям со стороны молодежи.
От того, насколько получит квалификацию будущий рабочий, как быстро сумеет приспособиться к окружающей его обстановке, зависит от качества проведения учебного процесса, в том числе от педагогического коллектива и возможности максимально компетентно и эффективно преподавать студентам в колледжах или на курсах переподготовки содержание учебной и производственной практик, в процессе которых закрепляются практические умения будущих рабочих и специалистов среднего звена.
Производственная и учебная практики основываются на следующих нормативно-правовых документах:
– Федеральном Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.;
– Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 апреля 2013 г. № 291 г. Москва «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования»;
– Федеральными государственными образовательными стандартами по специальностям среднего профессионального образования (далее — ФГОС СПО);
– Трудовым кодексом РФ (ст. 92, 198–208).
Обычно в Положениях об организации и проведении производственной (учебной) практики, разрабатываемой для каждой организации (колледжа) в структуре СПО отмечается, что данный вид профессиональной деятельности может проводится как непрерывно, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям), однако должно соблюдаться условие обеспечения связи между содержанием практики и результатами обучения в рамках профессиональных модулей и видами профессиональной деятельности.
Именно на этот аспект, такой как условие обеспечение связи между содержанием практики и результатами обучения в рамках профессиональных модулей нам бы хотелось обратить свое внимание.
Попадая на производственную практику, студент колледжа может сталкиваться со следующими трудностями:
– Неумение работать на современном оборудовании, низкий процент охвата профессионального кругозора;
– Низкая морально — психологическая подготовка, относительно удовлетворительная дисциплина, самоконтроль и нежелание быстро осваивать профессиональные компетенции;
– Невозможность осознанного выбора работать по выбранной специальности и проходить производственную практику;
– Относительно небольшое количество часов производственной практики, пройденной по специальности, заполнение отчетной документации формального плана;
– Плохая ориентация руководителя производственной практики, неэффективное распределение студентов по направлениям деятельности.
Изучение особенностей проведения учебных и производственных практик студентов колледжа, позволило нам выделить также две основные проблемы, на которые мы хотели бы обратить внимание.
С одной стороны, в процессе обучения студентов технических профессий ощущается нехватка преподавательского состава, обладающего достаточными навыками работы на дорогостоящем оборудовании. С другой, — несоответствие имеющегося производственного оборудования заявленным техническим требованиям. Иными словами, производственное оснащение лабораторий и кабинетов специальных дисциплин может быть недостаточно эффективным, при этом, качество закупаемого оборудования не позволяет производить практические занятия в полном объеме по причине частого выхода из строя множества расходных материалов. Хочется при этом добавить, что такая ситуация с производственным обучением присутствует не повсеместно, а зависит от конкретного образовательного учреждения.
Профессиональный блок дисциплин должен являться основой при обучении в колледже. Это касается всего срока обучения вплоть до выхода студентов на производственную и преддипломную практики. В рамках профессионального блока необходимо скорректировать учебный материал, содержание которого должно самым непосредственным образом входить в основу освоения соответствующих видов профессиональной деятельности на требуемом уровне.
Как отмечается в Энциклопедии профессионального образования: «профессиональное образование ориентируется главным образом на подготовку рабочих широкого профиля, предусматривающую ряд специализаций по профессии. В этом случае профессиональный блок охватывает только то содержание обучения, которое является основой для интеграции специальностей в профессию, а содержание, специфичное для отдельных специальностей, описывается специальными блоками» (7).
Современные учебные планы и учебные программы должны разрабатываться компетентными специалистами. Для производственного обучения должны быть построены и опробованы совершенно новые мастерские, которые соответствуют не только стандартам WorldSkills, где зачастую используется дорогостоящее оборудование, но и преследующие своей целью подготовку специалистов широкого профиля.
Стандарты WorldSkills Russia 2018,2019,2020 зачастую содержат компетенции, исполнение которых требует дорогостоящего оборудования, которое на производстве или в быту при выполнении различных операций может не понадобиться. В результате многие руководители колледжа делают упор на проведение конкурса профессионального мастерства, при этом готовятся к соревнованиям один — два участника, в то время как остальные студенты группы остаются без должного внимания со стороны наставников и мастеров производственного обучения. Редко присутствует наличие отдельных мастерских для WSR и отдельных мастерских для остального курса обучения, так как зачастую администрация колледжа не видит в этом разумного смысла.
Таким образом, осознавая проблему оснащения современных мастерских колледжа, в первую очередь необходимо решать технические проблемы и задачи необходимого оснащения производственных кабинетов требуемым оборудованием.
В этой связи необходимо отметить, что программа учебной и производственных практик для студентов рабочих профессий на сегодняшний день должна учитывать следующие реалии:
– постоянные активные изменения и дополнения в Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании»;
– усложнение проведения конкурсов профессионального мастерства по стандартам WorldSkills происходящих в различное время года с целью определения сильнейших победителей в номинациях выдвигаемых профессий;
– необходимость в постоянной закупке комплектующих материалов, инструментов, соответствующих профессиям, аккредитованным на площадке образовательного учреждения;
– более рациональный и обоснованный подход руководящего состава колледжа в подборе социальных партнеров при прохождении производственной и преддипломной практики (таких как крупные промышленные предприятия, или крупные транспортные центры больших городов).
Мы со своей стороны должны отметить, что для развития и закрепления профессиональных компетенций важна помимо личностных качеств, взаимовыручка и взаимопомощь, позитивное отношение к собственной профессии, и к коллективу; умение понять преподавателя и однокурсников в группе. Немаловажное значение при подготовке кадров имеет интеллектуальный потенциал инженерно-педагогического коллектива работников колледжа. Организация инновационной деятельности, обновление педагогических технологий будет способствовать закреплению и развитию вектора профессионального развития образовательного учреждения.
Необходимость организации взаимопомощи обучающихся в процессе учебной и производственной практик вызвана различным уровнем усвояемости и компетентности студентов, находящихся в группе. При психологической совместимости обучаемых такой прием может оказать эффективное действие при разборе заданий на производственную практику, оказании помощи советом, совместного анализа выполненных работ и поиска недостатков. При организации учебных и производственной практик важно учитывать взаимный контроль учащихся, который способствует формированию у студентов способностей к качественному выполнению производственных заданий по практике.
Таким образом, в настоящее время реализация учебной и производственной практики в учреждениях среднего специального образования должна иметь основной задачей подготовку компетентных рабочих кадров с учетом правильно сформированной мотивационной составляющей учебно-познавательной и практической деятельности. Мотивация при этом представляет собой причинную обусловленность, показывающую степень освоения профессией и владение профессиональными навыками.
Литература:
- http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ -Федеральный закон об образовании в РФ;
- https://fgos.ru/ — Федеральные образовательные государственные стандарты;
- https://trud-kodeks.ru/ — Трудовой кодекс РФ;
- Профессионально — педагогические понятия. Словарь. Под ред. Г. Н. Романцева. Екатеринбург: Изд. — во Рос. гос.проф.- пед. ун- та, 2005.- 456 с.
- Краткий словарь педагогических понятий./ Е. А Коняева., Л. Н. Павлова. — Челябинск: изд.-во Челяб. гос. пед. ун- та, 2012. — 131 с.
- Развитие отечественного образования / А. М. Новиков. М.: Издательство «Эгвейс», 2005. — 176 с.
- Энциклопедия профессионального образования: в 3 томах/ под ред. С. Я. Батышева. — М.: АПО, 1998;