Азиатская система землепользования в Китае | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Регионоведение

Опубликовано в Молодой учёный №42 (332) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 18.10.2020

Статья просмотрена: 319 раз

Библиографическое описание:

Шадрина, С. В. Азиатская система землепользования в Китае / С. В. Шадрина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 158-159. — URL: https://moluch.ru/archive/332/74225/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье рассмотрена азиатская система землепользования и ее развитие в земельной политике Китая.

Ключевые слова: земельные отношения, азиатская система, землепользование, политика, государственное ограничение, династия.

В Китайской Народной Республике исключается собственность на землю, земли предоставляются исключительно в аренду на конкурсной основе или являются государственной собственностью. Плата за аренду земель, поступающие на счет государственного органа используются исключительно для социального благоустройства проживающих в провинциях Китая. Азиатская форма землепользования начала развиваться в Китае по направлению коллективных форм ведения сельскохозяйственной деятельности, формирования кооперации и социалистических производственных отношений.

Крупные земельные владения контролировались великими семьями во времена поздней династии Хань (206 до н. э.-220 до н. э.). Эта концентрация земель способствовала крушению режима. Понимая, что неравномерное распределение земель является основной причиной упадка династии, режимы, последовавшие за Хань, проводили политику, направленную на решение этой проблемы. Одним из решений было национализировать землю, а затем раздать ее крестьянам-налогоплательщикам [1]. Правительство впервые решило эту проблему в 485 году, когда оно установило систему “равных полей” (или азиатская система землепользования), которая распределяла сельскохозяйственные земли в равных количествах между всеми взрослыми крестьянами. После смерти крестьянина или по достижении им шестидесятилетнего возраста земля должна была быть возвращена правительству. Система равных полей, хотя и применялась только к свободным крестьянам, способствовала замедлению притока земли и крестьян под защиту великой семьи и стабилизировала финансовое положение центрального правительства. Династия Суй продолжала практиковать эту систему и применила ее ко всей стране. Они заставили великие семьи стать, частью системы, присвоив своим владениям статус «ранговых земель», участков, которые не должны были превышать максимальную сумму в 1370 акров для самого высокого ранга [2].

Во времена династии Тан система равных полей получила дальнейшее развитие. Земля обычно делилась на четыре категории. Во-первых, земли ранга, были присвоены великим семьям. Во-вторых, “официальные земли” предоставлялись государственным чиновникам, эти участки варьировались по размеру в зависимости от конкретной государственной должности, которую занимал получатель. Третья категория, «официальные поля», использовалась для поддержки органов местного самоуправления. Основная часть земли, четвертый уровень, была поделена поровну между мужчинами-крестьянами в возрасте от восьмидесяти до пятидесяти девяти лет, причем каждый мужчина получал около 13,7 акров [3]. Только около одной пятой этой земли можно было постоянно владеть как «тутовой» землей, на которой выращивались тутовые деревья для кормления шелкопрядов или других древесных культур.

Крестьянин, получивший равную полевую землю, платил государству налоги трех видов-2 Пикуля зерна, 20 футов шелка или конопли и двадцать дней в году барщины для центрального правительства, а также другие периоды труда для местного правительства. Барщина может быть оплачена текстилем или деньгами [1]. Кроме того, крестьяне, отобранные для прохождения военной службы, освобождались от других налогов и сборов. Для обеспечения эффективной работы этой системы правительство династии довольно систематически проводило перепись населения и земельный регистр по всей стране. Сохранившиеся записи этих землеустроительных обследований свидетельствуют о том, что отдельные категории земель были выделены отдельным налогоплательщикам [2]. Система равных полей работала хорошо, в значительной степени, в течение примерно столетия; налоги, собранные с помощью этой системы, поддерживали правительство Тан в блестящий период китайской имперской истории.

Теоретически система равных полей зависела от периодического перераспределения земли между фермерами-налогоплательщиками. Однако сомнительно, чтобы земля когда-либо была справедливо перераспределена [4]. Длительный период мира привел к росту населения, который превысил прирост природных ресурсов, что привело к нарушению соотношения населения и земли. Кроме того, большая часть земли, обрабатываемой крестьянами, была зарегистрирована как постоянные посевы. Между тем, императорские пожалования собственности еще больше уменьшили общее количество земли, доступной для перераспределения. После полутора столетий работы cистема начала разрушаться [2].

Система равных полей привела к значительному сельскохозяйственному производству; огромные площади залежных земель были переведены под обработку. В ранний период династии Тан центральное правительство получало стабильный и достаточный доход, гораздо больший пропорционально, чем при любой предыдущей династии [3]. Согласно одной правительственной записи, налоговые поступления центрального правительства составили более 52 миллионов серебряных единиц. Кроме того, правительство использовало также бесплатную рабочую силу и военную службу, предоставляемую крестьянами-налогоплательщиками.

Экономическое процветание династии Тан было результатом нескольких факторов. Во-первых, прогресс в области сельскохозяйственных технологий способствовал повышению производительности труда. Были усовершенствованы ирригационные системы, использованы лучшие семена и удобрения. Во-вторых, администрация, по крайней мере в ранний период правления династии, была эффективной. Страна была централизована и разделена на единую

систему Дао (провинций), Чжоу (префектур)и Сиань (округов). Бюрократия была укомплектована чиновниками, которые отбирались на основе заслуг гражданской службы экзаменационная система. В-третьих, значительный рост населения в долине Янцзы способствовал процветанию [4]. Основная житница страны недолго оставалась на засушливых просяных и пшеничных землях Северо-Китайской равнины, но переместилась на влажные рисовые поля Нижнего Янцзы. В-четвертых, Великий канал, построенный во времена династии Суй (589–618), обеспечивал эффективную транспортную систему, которая связывала богатый сельским хозяйством Юг со столицей и пограничными районами на севере. Применение данной системы землепользования в Китае привело к подорожание аренды земли почти в 4 раза за последние годы. Отличительной чертой китайской системы является ограниченность земельных ресурсов. Население Китая не обеспечено землей. Можно сделать вывод, что принцип государственного ограничения прав частного собственника на землю снижает социальную напряженность в обществе между богатыми и бедными.

Литература:

  1. Научная электронная библиотека «Киберленинка»//- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-aspekty-izyatiya-zemelnyh-uchastkov-v-kitae.
  2. Свободная энциклопедия Википедия // Земельное право Китая — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Китайское_право.
  3. Студенческие статьи и материалы// Земельное право Китая// — Режим доступа: https://studref.com/395117/pravo/pravo_drevnego_kitaya.
  4. Информационно-аналитический портал//Бизнес в Китае// Режим доступа: https://asia-business.ru/law/law3/property/#4/.
Основные термины (генерируются автоматически): земля, система, центральное правительство, поле, азиатская система землепользования, военная служба, время династии, государственное ограничение, Китай, крестьянин.


Ключевые слова

политика, земельные отношения, землепользование, династия, азиатская система, государственное ограничение

Похожие статьи

Арктическая политика Китая

Данная статья посвящена становлению и современному состоянию арктической политики Китая, ее институциональным и нормативным основам.

Межэтнические отношения в Казахстане: особенности и тенденции

В статье автор изучает основные проблемы отношений между этносами и тенденции к их регулированию.

Особенности менеджмента в компаниях США

В данной статье рассматривается особенности американской модели управления на примере компаний, а также ее существенное различие с российской системой управления.

Зарубежный опыт регулирования и стимулирования инвестиционной деятельности

В статье рассмотрены регулирование инвестиционной деятельности на примере западных стран.

Инвестиционная политика: движение на Восток

Данная статья посвящена вопросам национальной и региональной инвестиционной политики. Рассмотрены основные проблемы инвестирования и подходы к проведению политики стимулирования инвестиций.

Проблемы системы управления рисками в таможенном деле РФ. Отечественный и зарубежный опыт

В данной работе рассматривается система управления рисками в таможенном деле в РФ с учетом нововведений на 2021 год. Также анализируется зарубежный опыт применения системы управления рисками на примере Японии.

Региональное сотрудничество стран Центральной Азии: взгляд из Казахстана

В статье анализируется регионально сотрудничество стран Центральной Азии, история сотрудничества, перспективы, а также факторы, влияющие на политику регионального сотрудничества.

Зеленое строительство в Российской Федерации и за рубежом

В данной статье анализируются тенденции в применении зеленых стандартов, перспективы и проблемы внедрения их в России. А также рассмотрены основные подходы к оценке экологичности проектов жилищного строительства.

Политика Японии в Арктике: институциональные и нормативные основы

Данная статья посвящена истории формирования арктической политики Японии, а также становлению институциональных и нормативных основ ее реализации.

Естественная монополия в России: проблемы государственного регулирования

В данной статье приведены результаты исследования на тему: «Проблемы государственного регулирования естественных монополий в России». В ходе работы были рассмотрены проблемы регулирования и возможные пути их решения.

Похожие статьи

Арктическая политика Китая

Данная статья посвящена становлению и современному состоянию арктической политики Китая, ее институциональным и нормативным основам.

Межэтнические отношения в Казахстане: особенности и тенденции

В статье автор изучает основные проблемы отношений между этносами и тенденции к их регулированию.

Особенности менеджмента в компаниях США

В данной статье рассматривается особенности американской модели управления на примере компаний, а также ее существенное различие с российской системой управления.

Зарубежный опыт регулирования и стимулирования инвестиционной деятельности

В статье рассмотрены регулирование инвестиционной деятельности на примере западных стран.

Инвестиционная политика: движение на Восток

Данная статья посвящена вопросам национальной и региональной инвестиционной политики. Рассмотрены основные проблемы инвестирования и подходы к проведению политики стимулирования инвестиций.

Проблемы системы управления рисками в таможенном деле РФ. Отечественный и зарубежный опыт

В данной работе рассматривается система управления рисками в таможенном деле в РФ с учетом нововведений на 2021 год. Также анализируется зарубежный опыт применения системы управления рисками на примере Японии.

Региональное сотрудничество стран Центральной Азии: взгляд из Казахстана

В статье анализируется регионально сотрудничество стран Центральной Азии, история сотрудничества, перспективы, а также факторы, влияющие на политику регионального сотрудничества.

Зеленое строительство в Российской Федерации и за рубежом

В данной статье анализируются тенденции в применении зеленых стандартов, перспективы и проблемы внедрения их в России. А также рассмотрены основные подходы к оценке экологичности проектов жилищного строительства.

Политика Японии в Арктике: институциональные и нормативные основы

Данная статья посвящена истории формирования арктической политики Японии, а также становлению институциональных и нормативных основ ее реализации.

Естественная монополия в России: проблемы государственного регулирования

В данной статье приведены результаты исследования на тему: «Проблемы государственного регулирования естественных монополий в России». В ходе работы были рассмотрены проблемы регулирования и возможные пути их решения.

Задать вопрос