Государственный бюджет является важным инструментом реализации экономической политики государства . Это обеспечит централизацию необходимых средств для решения основных направлений научно - технического прогресса , формирование резервов в общегосударственном масштабе . Основной задачей бюджетной политики является обеспечение наиболее эффективного и прозрачного использования средств для достижения конечных , измеримых , социально значимых результатов , которые , в свою очередь , ведут к дальнейшему повышению финансовых возможностей государства при сохранении макроэкономической стабильности , сбалансированности и устойчивости бюджетной системы. В статье рассматриваются такие вопросы как государственный бюджет Республики Казахстан, доходы и расходы государственного бюджета и, конечно же, влияние пандемии на поступление налогов в бюджет Республики
Ключевые слова: бюджет, государственный бюджет, налог, план, доход бюджета, расход бюджета, пандемия
Государственный бюджет — это финансовый план государственных доходов и расходов на определенный период времени, преимущественно на год. В нем указываются источники государственных доходов, а также направления и каналы расходования средств. Государственный бюджет разрабатывается правительством, принимается и утверждается высшими законодательными органами. В ходе исполнения бюджета он может быть частично пересмотрен. Принятие государственного бюджета во всех демократических государствах является одним из важнейших полномочий парламента [1].
В огромном разнообразии финансовых отношений можно выделить изолированные сферы, отличающиеся некоторыми общими чертами. Таким образом, финансовые отношения государства с хозяйствующими субъектами и населением образуют особую отрасль стоимостного распределения валового общественного продукта и связаны с формированием и использованием централизованного денежного фонда для удовлетворения общественных потребностей. Эта совокупность финансовых отношений и составляет экономическое содержание понятия «государственный бюджет». Государственный бюджет-это экономические отношения, возникающие между государством и другими участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения стоимости общественных продуктов путем создания централизованного денежного фонда государства и использования его в целях воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Государственный бюджет как определенная совокупность финансовых отношений характеризуется, прежде всего, отличительными чертами от общей финансовой категории: бюджетные отношения носят обособленный характер, всегда осуществляются в денежной форме и сопровождаются формированием и использованием целевых денежных средств. Государственный бюджет, как и любая другая экономическая категория, является производственным отношением и представляет собой соответствующие ему конкретные материальные и материальные формы: бюджетные отношения помещаются в централизованный денежный фонд государства-бюджетный фонд. Учитывая многогранное значение государственного бюджета, его можно рассматривать не только как экономическую категорию и централизованный денежный фонд государства, но и как основной финансовый план, совокупную концепцию механизма регулирования социально-экономических процессов. Поскольку государственный бюджет отражает все экономические процессы в обществе, а также все основные финансовые институты — налоги, государственные расходы, государственный кредит, государственные займы и т. д. бюджет характеризуется как основной финансовый план государства, поскольку он находит свое консолидированное видение. Признание бюджета главным финансовым планом определяет его важное место в перераспределении национального дохода, его приоритетное положение в системе финансовых планов, а также его исключительную роль в общественном воспроизводстве. Государственный бюджет-финансовый план государства, представляющий собой баланс доходов и расходов государства. Он состоит из входной и выходной частей [2].
Доходы бюджета формируются на основе:
− налоговых поступлений, около 85 % доходов от эмиссии, монетизации и других доходов государственных ценных бумаг в виде облигационных займов и др.
Расходы бюджета осуществляются по следующим направлениям:
− промышленности (растениеводство и др.), финансирование отраслей народного хозяйства, расходы на
− оборону народного хозяйства, судебную власть и др. [3].
С января по апрель 2020 года в бюджет государства поступило 3,4 трлн тенге налоговых платежей. План по доходам был исполнен на 103,9 %. В республиканский бюджет поступило 1,7 трлн тенге доходов. А также в данное время правительство реализует антикризисные меры, которые направлены на поддержку социально-экономической стабильности и занятости населения и, конечно же, поддержки отечественного бизнеса. К тому же есть налоговые преференции и послабление. Это означает сейчас применяется нулевая ставка по налогу на имущество, на земельный налог, по индивидуальному подоходному налогу, акцизам и ЭТП. Данная мера касается 134 тысяч налогоплательщиков, а сумма налога составляет около 205 млрд тенге.
Также для малого и среднего бизнеса предусмотрены меры по освобождению или применению нулевых ставок по налогам на 6 месяцев, ИНН и социальному налогу из фонда заработной платы(субъекты крупного бизнеса до 1 октября). В свою очередь эта мера охватила 70 тысяч налогоплательщиков и сумма составила около 200 млрд тенге. Государствой так же былапринета мера по снижению ставки налога на добавленную стоимость, то есть с 12 % снизился до 8 %. Здесь расчетная сумма за предыдущий период составила около 9 млрд тенге.
За один квартал в государственный бюджет поступило 2,7 трлн тенге. Выполнив план на 104 % [4]. В частности, основной суммой дефолтов являются КПН и НДС. Влияние внешних рыночных факторов приводит к невыполнению плана. Если сравнить цены основных экспортных товаров с прошлым годом, сумма снизилась на 19 % а с начала года на 15 %. Так же за эти четыре месяца уменьшились поступления от сфер услуг. А теперь рассмотрим расходы государственного бюджета, расходы бюджета исполнены на 97,7 %, республиканского — на 98,6 % и местных бюджетов — на 97,1 % [5].
Только в январе 2020 года доходы государственного бюджета увеличились на 31,7 % по сравнению с январем 2019 года и достигли 1,1 трлн тенге (когда показатель составлял 853,07 млрд тг). Если сравнивать с 2018 годом, то доход госбюджета составляли 883,29 млрд тенге.
Рис. 1. Доходы государственного бюджета Республики Казахстан
В 2020 году поступление от налогов в государственный бюджет снизился на 8 % и составила сумму 521 миллиард тенге. Сумма поступления от социального налога в 2019 году составлял 46 миллиард тенге, а в этом году увеличился на 20 %, точнее до 56 миллиарда тенге. Тем не менее налоговое поступление от международной торговли и внешних операции снизились и составила сумму 42 млрд тенге, если сравнить с 2019 годом 99,7 миллиард тенге.
Сумма от неналоговых доходов снизился за год на 1,2 % и составил19,6 миллиард тенге. В госбюджете на 12 % увеличились поступления от продажи основных средств до 7,9 млрд тенге, а сумма трансфертных поступлении увеличились в 2 раза по сравнению с 2019 годом и составил 575 млрд тенге.
Таблица 1
Структура доходов государственного бюджета
Структура доходов государственного бюджета |
|||
2020/01 |
2019/01 |
Прирост, % |
|
Казахстан |
11233 |
3531 |
31,7 |
Налоговые поступления |
520,9 |
566,3 |
-8 |
Подоходный налог |
241,3 |
221,1 |
9,1 |
Внутренние налоги на товары, работы и услуги |
170,9 |
188 |
-9,1 |
Социальный налог |
55,9 |
46,5 |
20,1 |
Налоги на международную торговлю и внешние операции |
41,8 |
99,8 |
-58,1 |
Налоги на собственность |
6,6 |
6,7 |
-2,5 |
Прочие налоги |
0,1 |
0,01 |
-26,8 |
Обязательные платежи, взимаемые за совершение юридически значимых действий и/или выдачу документов уполномоченными государственными органами или должностными лицами |
4,4 |
4 |
9,6 |
Неналоговые поступления |
19,6 |
19,8 |
-1,2 |
Доходы от государственной собственности |
12 |
12,4 |
-3,5 |
Штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета и бюджета НБ РК |
3,8 |
3,3 |
13,9 |
Поступления от реализации товаров и услуг государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета |
0,2 |
0,2 |
1,9 |
Поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета |
0,01 |
0,035 |
-71,2 |
Прочие неналоговые поступления |
3,6 |
3,9 |
6,5 |
Поступления от продажи основного капитала |
7,8 |
7 |
11,9 |
Продажа государственного имущества, закреплённого за государственными учреждениями |
6,1 |
5,7 |
6,8 |
Продажа земли и нематериальных активов |
1,7 |
1,2 |
37,1 |
Продажа товаров из государственного материального резерва |
-0,0155 |
-0,0002 |
7070,8 |
Поступления трансфертов |
575 |
260 |
121,2 |
Трансферт из Национального фонда |
575 |
260 |
121,2 |
В этом году ситуация на мировом товарном и финансовом рынке начала восстанавливаться с учетом крупного денежного и бюджетного стимула. Потому что некоторые страны начали медленно выходить из режима карантин, с такими показателями площадь фонда начала расти в положительную сторону. Фондовый рынок восстановился после значительного падения в марте, увеличившись на 11,5 %.
После введения чрезвычайных и карантинных мер снизился мировой рост и цены на нефть, так же повлияло на показатели экономической активности РК. По статистике национального комитета Министерства экономики Республики Казахстан, высоким спадом за первый квартал этого года проявился на транспортные услуги и услуги торговли.
В государственной казне продолжаются спад денег. Во время пандемии приостановление деловых активностей повлияло на поступления денег в республиканский бюджет: по официальным данным Министерства финансов, с января по июль план по доходам бюджета был выполнен на 17 % ниже и составила сумму 543,9 млрд тенге.
По сравнению с крупнейшими налогоплательщиками горнодобывающих отраслей на невыполнение КСС превышает сумму на 120 млрд тенге. Оно и повлияло на среднее снижение цен основных экспортных товаров на 16 %.
Авансовые платежи объявленных специально для 830 крупнейших налогоплательщиков, если смотреть на показатели прошлого года сумма снизилась на 39 % и составила 184 млрд тенге.
Основной причиной невыполненных планов по НДС: Возврат НДС за счет наличия перечисления дебетового баланса увеличился на 84,4 % или 218,3 млрд тенге по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [5].
Во- первых, за счет наличия перечисления дебетового баланса выплаты НДС увеличились на 84 % или 218 млрд тенге по сравнению с 2019 года;
Во-вторых, снижение продажи оборотов по ИС «Электронные счета» на 12 %. На главное сокращение горнодобывающих промышленностей влияет товарооборот, который уменьшился на 34 % и составила сумму 3,5 трлн тенге; введение карантинного режима повлияло на понижение деловой активности: 19 тысяч налогоплательщиков были вынуждены снизить выплаты на 187 млрд тенге;
В таких ситуациях доходы местных бюджетов повышаются: приход от местных бюджетов были исполнены на 120 % и показало наилучшие результаты, а сумма составила 1,7 трлн тенге. План был выполнен на 294 млрд тенге, включительно сумма налогов на 277 млрд тенге.
Осуществление затраты республиканского бюджета был проведен: расход выполнен на 99 %, а расходы местных бюджетов — на 98,5 %.
Главные причины невыплаты: долгосрочные тендерные процедуры, контрактные процедуры, непредставление актов завершения, непоставка товаров из-за карантинных ограничений, оплата фактического объема оказанных услуг.
Литература:
- Омирбаев, С. М. Государственный бюджет / С. М. Омирбаев. —:, 2011.
- Купешова, Б. К. Бюджет и бюджетная система I часть / Б. К. Купешова, Р. Д. Досжан. — Алматы, 2016.
- Афанасьев, М. П. Бюджет и бюджетная система / М. П. Афанасьев, И. В. Кривогов, А. А. Беленчук. —: Юрайт, 2011 г.. — 777 c.
- Республиканский бюджет. — Текст: электронный // budget.kz: [сайт]. — URL: http://budget.kz/respublikanckiy-byudzhet/ (дата обращения: 28.09.2020).
- По итогам 8 месяцев 2020 года в государственный бюджет поступило 5,5 трлн тенге доходов — Минфин. — Текст: электронный // primeminister.kz: [сайт]. — URL: https://primeminister.kz/ru/news/po-itogam-8-mesyacev-2020-goda-v-gosudarstvennyy-byudzhet-postupilo-55-trln-tenge-dohodov-minfin-981746 (дата обращения: 28.09.2020).