Создание среды развития инжиниринговой одаренности детей. Программа летней каникулярной площадки научно-технической направленности «Инженерные каникулы» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Создание среды развития инжиниринговой одаренности детей. Программа летней каникулярной площадки научно-технической направленности «Инженерные каникулы» / Д. А. Кальницкий, В. И. Кунцев, Е. П. Полухина [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 38-41. — URL: https://moluch.ru/archive/332/74238/ (дата обращения: 18.12.2024).



В настоящее время система дополнительного образования Валуйского городского округа работает в новых организационных и нормативно-правовых условиях, определенных приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации и Белгородской области.

В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик, обучаясь в МУ ДО ВГСЮТ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях дополнительное образование становится не только ступенью подготовки к взрослой жизни или подготовкой к получению будущей профессии, а выступает как основа непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования личности, как субъекта культуры и деятельности.

Раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире- именно так определены цели современного образования в ФГОС II поколения: от признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности успешно решать жизненные задачи.

Дополнительное образование направлено на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся в контексте их социокультурного образования как «здесь и сейчас», так и в плане их социально-профессионального самоопределения, реализации личных жизненных планов. Потребности семей в дополнительных образовательных услугах расширяются, становятся более дифференцированными. Дополнительное образование ориентировано на удовлетворение индивидуально-групповых потребностей, которые должны быть учтены и в летнее каникулярное время. Поэтому в МУ ДО ВГСЮТ была разработана и апробирована программа летней каникулярной площадки научно- технического направления «Инженерные каникулы».

Актуальность создания программы — организация содержательного досуга и проектной деятельности обучающихся во время летних каникул на высокотехнологичных площадках Технопарка, в настоящее время, является устойчивым механизмом формирования творческой личности, живущей в современном мире, умеющей пользоваться современными технологиями и работать в команде. Не менее важным является организация деятельности по повышению уровня технологической компетентности педагогов дополнительного образования.

Разработка программы была вызвана: повышением спроса обучающихся и их родителей на организованный летний отдых, обеспечением преемственности в работе площадки и образовательной организации дополнительного образования детей, созданием мотивирующей интерактивной среды для развития технологической компетенции.

В основу разработки программы заложены краткосрочные образовательные программы «Виртуальная реальность и 3Dмоделирование» и «Аэрокосмическая инженерия», построенные с использованием интерактивных и проектных технологий, носящие динамические характер и ориентированные на системно — деятельностный подход. Они направлены на то, чтобы обучающиеся прошли творческий путь от «идеи» до ее «реализации». Обучающиеся получат возможность превратить свою творческую интуицию в идею, эффективно организовать сборку модели, модернизировать и улучшить модель. Как итог- получение знаний основ механики и конструирования, автоматического управления, программирования и многих других компетенций.

Данные программы разработаны на основе авторской общеобразовательной программы «Ракетомоделирование» и модифицированных «Я и компьютер», «Авиамоделирование».

Программа направлена на внедрение и распространение лучших практик по профориентации талантливой молодежи на инженерно-конструкторские специальности, привития интереса к технике, программированию, высоким технологиям в таких областях как проектирование и моделирование, робототехника

При разработке программы «Инженерные каникулы» сделан акцент на:

  1. Комплексный подход к содержанию в области технического творчества.
  2. Повышение мотивации к занятиям, посредством включения детей в творческую техническую деятельность.
  3. Формирование у обучающихся специальных знаний в области технического конструирования и моделирования.
  4. Пробуждение у обучающихся интереса к науке и технике, развитию у них конструкторских задатков и способностей, творческих технических решений.

Целью данной программы является: развитие технологической компетентности обучающихся и педагогов, формирования мотивации к выбору инженерных профессий, личностного и профессионального самоопределения, проектного мышления.

Для достижения поставленной цели необходимо решение целого комплекса задач: создание образовательной площадки, сочетающей в себе изучение технологических компетенций (программирование, робототехника), проектную деятельность и комплекс культурно-досуговых мероприятий.

Программа опирается на следующие принципы:

  1. Принцип гуманизации отношений.
  2. Принцип сотрудничества.
  3. Принцип демократичности.
  4. Принцип системно-деятельностного подхода, который предполагает:

– отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

– активное и добровольное участие обучающихся во всех видах деятельности;

– принцип творческой индивидуальности;

– принцип доступности выбранных форм работы.

На занятиях педагоги способствуют созданию ситуации успеха для повышения результатов обучающихся в процессе обучения. Заключается это в использовании «положительного подкрепления»: оказания помощи при подготовке к мероприятиям, одобрение, похвала, проявление доверия.

Сочетание теории с практикой при проведении занятий в процессе освоения краткосрочных образовательных программ позволяет успешно усвоить обучающимися изучаемый материал. Планирование и организация занятий осуществляется с опрей на нестандартные формы, методы и приемы работы, развивающие творческое мышление, повышающие уровень технической грамотности, политехнического кругозора, технологические умения и навыки, формирующие проектную, исследовательскую культуру, гражданское самосознание, лидерские качества.

Методы и приемы обучения

– словесные;

– наглядно- демонстрационные;

– практические;

– проблемно-аналитические;

– частично-поисковые;

– игровые;

– методы исследования;

– проектные и проектно-конструкторские;

– метод информационной поддержки.

Педагогические технологии.

Наиболее эффективными в реализации краткосрочных образовательных программ являются следующие технологии:

– технология проблемного обучения (проектная деятельность, частично-поисковая деятельность);

– эвристические (индивидуальная творческая работа);

– информационно-коммуникационные технологии;

– диалоговая технология;

– технология интерактивного обучения;

– технология создания ситуации успеха для повышения результатов обучающихся в процессе обучения.

Реализация программы образовательной площадки «Инженерные каникулы» состоит из 3 этапов.

  1. Ознакомительный: 1–2 день пребывания (формирование детского коллектива, ознакомление с правилами и режимом пребывания на площадке, проявление диагностики по выявлению способностей и интересов, лидерских, организаторских и коммуникативных способностей; запуск программы, тематические мероприятия, познавательные викторины, стендовые презентации).
  2. Практический: 3–13 день пребывания (реализация образовательных программ, мероприятия воспитательного характера, конкурсы, соревнования)
  3. Обобщающий: 14–15 день пребывания (итоговые мероприятия: мониторинг качества реализации образовательных программ, выставки, презентации о проделанной работе, выработка перспектив деятельности площадки, анализ предложений детей, родителей, педагогов, внесенных в организацию деятельности площадки на следующий год).

Участники программы летней каникулярной площадки.

Тридцать обучающихся в возрасте от 10 до 17 лет (зачисление детей и подростков производится на основании заявления родителей или лиц, их заменяющих).

Директор площадки.

Педагоги дополнительного образования.

Методист.

Структура площадки. Режим работы

Площадка «Инженерные каникулы» предназначена функционировать в течение 15 дней с 10.00 ч до 14 часов ежедневно, кроме воскресенья для тридцати обучающихся среднего и старшего школьного возраста г. Валуйки, которые будут погружены в творческую техническую деятельность через участие в работе учебных объединений «Виртуальная реальность и 3Dмоделирование», «Аэрокосмическая инженерия» и участие в воспитательных мероприятиях познавательного и досугового характера. Для двух групп детей предоставится возможность участвовать в реализации 2 краткосрочных дополнительных образовательных (общеразвивающих) программ «Виртуальная реальность и 3Dмоделирование», «Аэрокосмическая инженерия». Все действия будут проходить в лабораториях (конструкторских бюро) в технопарке «Перспектива».

Каждую лабораторию возглавит педагог дополнительного образования. Содержание работы каждой лаборатории выделено в отдельный раздел программы. В содержании разделов определено оптимальное соотношение лекционных и практических занятий.

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

  1. Четкое представление целей и постановка задач
  2. Конкретное планирование деятельности
  3. Кадровое обеспечение программы.

– директор;

– педагоги дополнительного образования;

– методист.

Методическое обеспечение программы

– программа образовательной площадки «Инженерные каникулы»;

– должностные инструкции;

– программно-методическое обеспечение программы;

– методические разработки, сценарии внеклассных мероприятий;

– методический материал для педагогических работников площадки;

– краткосрочные образовательные программы педагогических работников площадки с учебно-методическим комплексом соответственно тематики и направлению площадки;

– документация для осуществления деятельности площадки.

Мониторинговая система отслеживания результатов и подведения итогов.

Педагогические условия

Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных способностей, способствующих успешной самореализации детей.

Организация различных видов деятельности.

Создание ситуации успеха.

Организация различных видов стимулирования.

Материально- техническое обеспечение площадки:

– привлечение средств материально- технической базы МУ ДО ВГСЮТ для оптимального функционирования образовательной площадки «Инженерные каникулы»;

– кабинеты для ведения образовательной и досуговой деятельности: авиамоделирование, ракетомоделирование, компьютерный класс, технопарк.

– аудио и видеотехника, мультимедийный проектор, 3 D принтер, компьютеры.

Ожидаемые результаты реализации программы.

Обучение по программам научно-технической направленности призвано обеспечить:

– становление у учащихся целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;

– развитие личности учащихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

– формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;

– приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Оценка результативности проекта для учащихся объединений научно-технической направленности выстраивается на основе показателей социального развития личности учащегося и показателей развития компетентности учащегося.

Литература:

  1. Тришина С. В. Информационная компетентность как педагогическая категория [Электронный ресурс]. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ЭЙДОС» –www.eidos.ru.
  2. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс]. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ЭЙДОС» — www.eidos.ru.
  3. Материалы авторской мастерской Л. П. Босовой [Электронный ресурс]. — http://metodist.lbz.ru/avt_masterskaya_BosovaLL.html
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Электронный ресурс]. — http://www.ug.ru/02.31/t45.htm
  5. «Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Издательство «Москва». 2000 г.
  6. Комплект методических материалов «Перворобот». Институт новых технологий.
  7. Чехлова А. В., Якушкин П. А.«Конструкторы LEGO DAKTA в курсе информационных технологий. Введение в робототехнику». — М.: ИНТ, 2001 г.
  8. http://lego.rkc-74.ru/
  9. http://www.lego.com/education/
  10. http://www.wroboto.org/
  11. http://learning.9151394.ru/
  12. http://www.roboclub.ru/
  13. http://robosport.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, программа, образовательная площадка, Виртуальная реальность, обучающийся, летняя каникулярная площадка, научно-техническая направленность, проектная деятельность, современный мир, творческая техническая деятельность.


Похожие статьи

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Семинар-практикум «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития»

Взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса в развитии художественно-творческих способностей дошкольников, через организацию проектной деятельности «Музыкальные картины. Времена года»

Формирование личностных результатов школьников в процессе преподавания русского языка по программе «Гармония»

Семинар-практикум для родителей «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»

Педагогические условия формирования компетентности родителей в области здоровьесбережения дошкольников (из опыта работы)

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся направления «Прикладная механика» в контексте реализации приоритетного образовательного проекта «5-100»

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Дикие животные нашего края» (ознакомление с миром природы)

Работа по ранней профориентации младших дошкольников в сфере «Сельскохозяйственные профессии»

Проект «Создание предметно-развивающей среды под свои интересы детьми старшего дошкольного возраста»

Похожие статьи

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Семинар-практикум «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития»

Взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса в развитии художественно-творческих способностей дошкольников, через организацию проектной деятельности «Музыкальные картины. Времена года»

Формирование личностных результатов школьников в процессе преподавания русского языка по программе «Гармония»

Семинар-практикум для родителей «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»

Педагогические условия формирования компетентности родителей в области здоровьесбережения дошкольников (из опыта работы)

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся направления «Прикладная механика» в контексте реализации приоритетного образовательного проекта «5-100»

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Дикие животные нашего края» (ознакомление с миром природы)

Работа по ранней профориентации младших дошкольников в сфере «Сельскохозяйственные профессии»

Проект «Создание предметно-развивающей среды под свои интересы детьми старшего дошкольного возраста»

Задать вопрос