Статья посвящена проблеме принципов обучения, при формировании предпосылок письма у детей дошкольного возраста.Встатье автор указывает на принципы, которые способствуют формированию графомоторного навыка.
Ключевые слова : дошкольники, графомоторный навык, графический навык, принцип
Графомоторные навыки являются конечным звеном в цепочке формирования предпосылок письма. Поэтому, они играют большую роль в процессе всего письма.
Графомоторный навык заключает в себе установленные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Писать буквы красиво, разборчиво, четко, быстро позволяет только правильно сформированный графический навык. Неправильно выработанный графический навык приводит к ряду трудностей письма: небрежный и неразборчивый почерк, медленный темп. Поэтому на формирование предпосылок письма следуем обратить внимание в дошкольном возрасте ребёнка [2].
Формирование графического навыка письма строится на определенных принципах обучения: это общедидактические принципы и принципы, вытекающие из специфики формирования графомоторных навыков письма. принципы, как сознательность в обучении, доступность, постепенный переход от простого к более сложному, повторность, наглядность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, находят свое специфическое воплощение в коррекционной работе [1].
- Принцип наглядности. Заключается в демонстрации процесса письма на доске и в тетрадях воспитанников [3]. На занятиях возможно применение карточек с элементами узоров, таблиц, трафаретов и т. д. Основной путь в формировании графического навыка у дошкольников — это подражание и копирование узоров, проверка по образцу.
Формирование привычек, приёмов и навыков в овладении письма, должно проходить осмысленно у детей дошкольного возраста. Так отмечает О. С. Попова, это означает, что каждый элемент должен быть разъяснен понятен детям. Сознательному усвоению графических навыков способствует умение детей замечать и исправлять свои, и чужие ошибки (работа в парах, взаимопроверка, работа по образцу) [5].
- Принцип доступности. Все задания должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей.
- Принцип интеграции. Работая с дошкольниками, важно совмещение основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов [6].
- Принцип личностно — ориентированного обучения. Обучая детей графическим навыкам, необходимо учитывать особенности зрения детей (дальнозоркие, близорукие), учитывать рукость дошкольника, отмечать отклонения в моторике (дрожание пальцев, подергивание руки во время письма и др.) [4]. Такое знание возможностей воспитанников позволит правильно организовать работу, подбирая индивидуальные задания и давать конкретные рекомендации родителям.
- Принцип повторности. В этом принципе разумно использовать упражнения, на выработку автоматизации графомоторных навыков. При этом упражнения должны быть эффективными, сознательными и разнообразными. Повторение узоров и элементов, особенно важно на первых этапах обучения навыку, так как за время отсутствия занятий, дети довольно часто забывают правила при письме отдельных элементов [6]. Планирование материала и обучение графическим навыкам обязательно с учетом особенностей детей: уровня развития восприятия, скорости движений анатомического аппарата движений (кисти) и нервно-мышечного управления движениями со стороны центральной нервной системы.
- Принцип систематичности — постепенно обучать детей новым приемам, упражнениям, способствующим развитию графомоторных навыков, переходя от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний.
- Принцип комфортности — атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха [1].
Таким образом, формируя графические навыки, необходимо следовать принципам, описанным выше. При их использовании мы вырабатываем воспитательную функцию у дошкольников. Приучая детей дошкольного возраста к аккуратному и четкому выполнению узоров и элементов, в них воспитываются такие качества, как аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к выполнению любой работы. При формировании графомоторных навыков можно использовать такие упражнения, как штриховка, или графический диктант. При оценке работ детей дошкольного возраста необходимо обращать внимание на наиболее аккуратные, точные, красивые и правильные. Важно проводить данные упражнения и задания в игровой форме с учетом конкретных условий обучения и индивидуальных особенностей детей, в том числе уровня их подготовки. Необходимо помнить, что работа по формированию графического навыка детей оказывается эффективной лишь в том случае, если она носит целенаправленных, систематический, последовательных характер.
Литература:
- Кашканова, Л. З. Методы и приёмы коррекции нарушений письма у учащихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Л. З. Кашканова. –// Молодой ученый. — 2012. — № 10. — С. 336–339.
- Копрова, Т. П. Проблемы дисграфии в психолого-педагогической литературе [Текст] / Т. П. Копрова // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — С. 103–108.
- Логинова, Е. А. Предпосылки овладения детьми процессом письма [Текст] / Е. А. Логинова // Специальное образование. — 2016. — Выпуск № XII. — том II. — С.90–95.
- Миронова Н. А. Консультации для воспитателей. Теоретические аспекты изучения профилактики нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи [Электронный ресурс] // Всё для детского сада.
- Попова О. С. Трудности в овладении письменной речью [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. 2012.
- Ткаченко, Т. А. Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетическая символика: пособие для логопеда [Текст] / Т. А. Ткаченко. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 34 с., 16 с. ил.