В статье поднимается вопрос определения места прокуратуры в сфере информационной безопасности несовершеннолетних в сети интернет.
Ключевые слова : информационная безопасность, прокурорский надзор, защита детей, интернет.
Одним из основополагающих направлений в работе прокуратуры является осуществление прокурорского надзора в сфере защиты прав несовершеннолетних. Данное направление занимает особое место в структуре как районных (городских), так и прокуратурах субъектов. Важность этой сферы обуславливает масштабы проводимой прокуратурой работы в указанном направлении: это осуществление прокурорского надзора в сфере питания несовершеннолетних, организации спортивного досуга, работы детских лагерей, антитеррористической защищенности, постоянный надзор за работой органов профилактики по недопущению безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних, употреблению ими алкогольной, табачной, наркотической продукции.
Среди данных направлений особое место занимает проводимая прокуратурой работа по признанию запрещенной информации, размещенной в сети Интернет. Практика показывает, что наиболее применяемой мерой прокурорского реагирования в данном направлении является подача административных исковых заявлений в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ).
Только на интернет-ресурсе Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт) [4] размещено 40 тысяч решений по делам указанной категории по искам прокурора за 2018 год, за 2019 год данная цифра увеличилась на 75 % (70 тысяч судебных решений), в связи с чем можно говорить о стремящейся активизации работы прокуратур в указанном направлении.
В соответствии с п.3.2 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 26 ноября 2007 г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» прокурорам необходимо систематически проверять соблюдение законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию, в деятельности средств массовой информации, органов и учреждений образования и культуры. Привлекать к установленной законом ответственности юридических и физических лиц, виновных в распространении такой информации, а также информации, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, азартные игры, антиобщественное поведение, в том числе употребление алкоголя, наркотиков, табачных изделий [2].
Согласно ст. 20. Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, осуществляют в пределах своей компетенции федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и науки [1].
Таким образом, указанная статья к субъектам защиты прав несовершеннолетних от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, относит Роскомнадзор, Роспотребнадзор, Рособрнадзор.
Вместе с тем, упущением законодателя является не включение в данный перечень в качестве субъекта прокуратуры РФ, поскольку данный субъект также принимает меры к защите прав несовершеннолетних, в частности в сфере обеспечения их информационной безопасности, посредством принятия соответствующих мер прокурорского реагирования.
В связи с тем, данная статья нуждается в соответствующем изменении, что позволит законодательно закрепить роль прокуратуры как органа, осуществляющего надзор за соблюдением законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, что как следствие будет способствовать наиболее эффективной работе как данного органа, так и наиболее эффективному построению работы иных контролирующих органов в указанной сфере.
Стоит отметить, что Федеральным законом от 28.11.2018 № 451-ФЗ КАС РФ был дополнен главой 27.1, регламентирующей порядок подачи и рассмотрения административного искового заявления о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено [5].
Так, статья 265.1 КАС РФ гласит, что с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также — административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации. При этом административное исковое заявление о признании информации запрещенной подается в районный суд по адресу административного истца либо по адресу или месту жительства административного ответчика.
Обобщая суть внесенных изменений можно отметить, что ранее дела данной категории рассматривались по общим правилам административного судопроизводства, соответственно Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (далее — Роскомнадзор) привлекался к участию в деле в качестве административного ответчика, дело рассматривалось по месту его нахождения.
Вместе с тем практика показала, что не все суды приняли во внимание указанные изменения, что повлекло к необоснованному возвращению исковых заявлений прокурору.
Так, судьей Чудовского районного суда по делу № 9а-40/2020 [6] по исковому заявлению прокурора в интересах неопределенного круга лиц (в частности несовершеннолетних) о признании размещенной в сети Интернет информации о продаже дипломов, аттестатов об окончании учебных заведений запрещенной, было вынесено определение о возвращении искового заявления прокурору с ссылкой на обзор судебной практики от 28.03.2018, согласно которому дела данной категории рассматриваются по месту нахождения ответчика, в связи с чем указала на необходимость обращения прокурора в Новгородский районный суд. При этом суд не руководствовался положениями главы 27.1 КАС РФ, которая была введена в ноябре 2018 года, что повлекло неправомерное возвращение искового заявления, а как следствие затягивание процесса ограничения доступа к сайтам, представляющим угрозу для нормального развития детей.
Таким образом, несмотря на активную работу прокуратуры в сфере обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних в сети Интернет, практика подачи и рассмотрения исковых заявлений в указанной сфере нуждается в дальнейшей доработке во избежание судебной волокиты. Кроме того, имеется необходимость закрепления статуса прокуратуры РФ в федеральном законе о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в качестве одного из субъекта защиты прав детей в данной сфере.
Литература:
- Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 13.10.2020).
- Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26 ноября 2007 г. № 188» // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 13.10.2020).
- «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2020) // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 13.10.2020).
- Интернет-ресурс Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт) : [сайт] – Текст : электронный // URL: https://sudact.ru/ (дата обращения 13.10.2020).
- Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 28.11.2018 № 451-ФЗ-- Текст: электронный // КонсультантПлюс : [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312093/ (дата обращения: 13.10.2020).
- Судебное делопроизводство. — Текст : электронный // Чудовский районный суд г. Чудово : [сайт]. — URL: https://chudovsky nvg.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=27851990&case_uid=a81e9c0c-49e7-4dbe-94ea-c89f268d4e01&result=1&delo_id=1540005 (дата обращения: 13.10.2020).