Система 5S как метод повышения эффективности деятельности предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №42 (332) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 18.10.2020

Статья просмотрена: 426 раз

Библиографическое описание:

Селиверстов, А. С. Система 5S как метод повышения эффективности деятельности предприятия / А. С. Селиверстов, В. В. Постнов, В. В. Лукина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 132-134. — URL: https://moluch.ru/archive/332/74250/ (дата обращения: 18.12.2024).



Многие компании в различных отраслях промышленности применяют инструменты бережливого производства для достижения и поддержания высоких стандартов качества. Одним из возможных инструментов является методика 5S, которая фокусируется на установлении и поддержании визуального порядка, организации, опрятности, стандартизации и устойчивости. Статья рассматривает систему 5S и этапы внедрения данного метода на производство для повышения эффективности деятельности.

Ключевые слова: система 5S, эффективность, бережливое производство.

Many companies in various industries use Lean tools to achieve and maintain high quality standards. One possible tool is the 5S methodology, which focuses on establishing and maintaining visual order, organization, neatness, standardization and sustainability. The article examines the 5S system and the stages of implementation of this method in production to improve the efficiency of activities.

Keywords: 5S system, efficiency, lean manufacturing.

В современных реалиях для любого предприятия важно постоянно улучшать качество производимой продукции или услуг и повышать эффективность деятельности компании в целом для того, чтобы иметь признание среди потребителей, а также конкурентное преимущество среди других производителей. Руководители корпораций стремятся к созданию тотального порядка, чтобы каждое рабочее место было четко и логично сформировано, а также к тому, чтобы сотрудники были высоко дисциплинирован и качественно выполняли все свои должностные обязанности [1].

Для создания организованности и прозрачности существует множество различных систем управления, которые также позволят повысить результативность компании. Самой действенной системой является методология 5S.

Методология 5S — это система управления организацией рабочего места. Она включает в себя 5 этапов, известных как 5S, которые превращают организацию в пошаговую систему. Эта методика часто считается основой бережливого производства, потому что для того, чтобы рабочее место сократило количество отходов и стало более эффективным, его необходимо сначала организовать [3].

Методика 5S названа в честь пяти японских слов, отражающих этапы внедрения: seiri — сортировка, seiton — соблюдение порядка, seiso- содержание в чистоте, seiketsu — стандартизация, shitsuke — совершенствование.

Рассмотрим каждый этап по отдельности:

Этап 1: Сортировка

Сортировка фокусируется на устранении элементов с рабочего места, которые не нужны для текущих производственных операций. Эффективный визуальный метод идентификации этих ненужных элементов называется «красной маркировкой», которая включает оценку необходимости каждого элемента в рабочей области и соответствующее обращение с ним [4]. Красная метка помещается на все товары, которые не важны для операций или которые находятся не в нужном месте или количестве. Как только элементы красной метки идентифицированы, эти элементы перемещаются в зону хранения для последующей утилизации, переработки или переназначения [2]. Организации часто обнаруживают, что сортировка позволяет им вернуть ценную площадь пола и устранить такие вещи, как сломанные инструменты, лом и избыточное сырье.

В рамках этого этапа у вас могут возникнуть проблемы с:

− негативным отношением и сопротивлением сотрудников к изменениям в сфере внедрения;

− идентификацией и маркировкой необходимых и ненужных вещей;

− коммуникацией между сотрудниками;

Этап 2: Соблюдение порядка

После того, как беспорядок, который засорял рабочие зоны, устранен и оставшиеся элементы организованы, следующим шагом является тщательная очистка рабочей зоны. Для поддержания этого улучшения необходима ежедневная последующая уборка. Работа в чистой окружающей среде позволяет работникам замечать неисправности в оборудовании, такие как утечки, вибрации, поломки. Эти изменения, если их оставить без внимания, могут привести к отказу оборудования и потере производства.

Наиболее важные преимущества этого этапа включают в себя:

− устранение пустой траты времени и энергии, необходимых для поиска и загрузки инструментов;

− экономия места на рабочем месте, где только необходимый инструмент;

− повышение эффективности производства;

− правильное размещение рабочего места с учетом эргономических особенностей.

В рамках этого этапа могут возникнуть проблемы с:

− дорогостоящая реорганизация рабочего места;

− ограниченное пространство на рабочем месте и трудности в правильном позиционировании рабочего места.

Этап 3: Содержание в чистоте

Этот этап фокусируется на создании эффективных и действенных методов хранения, чтобы расположить предметы так, чтобы они были просты в использовании, и маркировать их так, чтобы их было легко найти и убрать [3]. Установить порядок можно только после того, как первая колонна, сортировка, очистила рабочую область от ненужных элементов. Стратегии эффективного приведения в порядок включают покраску полов, нанесение этикеток и плакатов для обозначения надлежащих мест хранения и методов, очерчивание рабочих зон и мест размещения, а также установку модульных стеллажей и шкафов.

В рамках этого этапа могут возникнуть следующие проблемы:

− отсутствие времени для точной и тщательной уборки всего рабочего места;

− поддержание чистоты и порядка на рабочем месте.

Этап 4: Стандартизация

После того, как первые три 5S были внедрены, следующий этап должен стандартизировать лучшие практики в области работы. Стандартизация, метод поддержания первых трех этапов, создает согласованный подход, с помощью которого выполняются задачи и процедуры. Три шага в этом процессе-назначение должностных обязанностей 5S (сортировка, приведение в порядок, блеск), интеграция обязанностей 5S в регулярные рабочие обязанности и проверка обслуживания 5S. Некоторые из инструментов, используемые при стандартизации процедур 5S, включают в себя: диаграммы рабочих циклов, визуальные подсказки (например, знаки, плакаты, табло), планирование «пятиминутных» периодов 5S и контрольные списки. Вторая часть стандартизации — это профилактика-предотвращение накопления ненужных предметов, предотвращение разрушения процедур и предотвращение загрязнения оборудования и материалов.

Выгоды, вытекающие из внедрения этого этапа:

− гарантия поддержания внедрённой системы в рабочем состоянии;

− ответственность рабочего за свою деятельность.

Неправильное выполнение данного этапа может привести к:

− повторному загрязнению рабочего места;

− снижению эффективности производства;

− возвращение к старым привычкам.

Этап 5: Совершенствование

Данный этап предполагает поддержание и улучшение выполнения установленных процедур первых четырех этапов. Благодаря самодисциплине и высокой осведомленности сотрудников, возможно постоянное поддержание и совершенствование данной методики в целом.

На этом этапе управляющая система должна отвечать на следующие вопросы:

  1. Вовлечены ли все заинтересованные стороны?
  2. Мы обращаемся к первопричине?
  3. Все ли знают, что и когда нужно делать?
  4. Мы можем делать это вечно?

Система 5S идеально подходит для повышения эффективности деятельности предприятия, а также для создания порядка и дисциплины у сотрудников за счет поэтапного и прозрачного внедрения, а также минимальных вложений. Стоит отметить, что если организация не в силах внедрить систему 5S, то оно и не сможет внедрить иные более сложные методики и инструменты управления качеством или бережливого производства.

Литература:

  1. Растимешин В. Е., Куприянова Т. М. Упорядочение / 5 S — система наведения порядка, чистоты и укрепления дисциплины с участием всего персонала.
  2. Тэппинг Д., Данн Э. Бережливый офис. Устранение потерь времени и денег. — М.: Альпина Паблишер, 2012
  3. Хирюки Х., 5S для рабочих: как улучшить свое рабочее место /Пер. с англ. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2007. — 168 с.
  4. Шевчук Д. А. Управление качеством. Издательство «Гроссмедиа», 2012.
  5. Аль-Аомар, Р. А. (2011). Применение бережливой технологии 5S: инфраструктура для непрерывного процесса улучшение. World Acad Sci, Eng and Technol, 59 (12), PP.2014–2019.
Основные термины (генерируются автоматически): рабочее место, этап, бережливое производство, методика, поддержание, рабочая область, система, Соблюдение порядка, сортировка, элемент.


Похожие статьи

Интеграция модели VMI в систему управления цепи поставок в FMCG

В данной статье описаны вопросы совершенствования управления цепями поставок методом VMI. Компании в области продаж товаров повседневного спроса могут быть конкурентоспособными на рынке в случае увеличения прибыльности и сокращения затрат. Управление...

Роль системы вознаграждения и мотивации персонала в системе управления персоналом

Эффективное управление персоналом играет решающую роль в успехе организаций. В данной научной статье исследуется значение внедрения системы вознаграждения и мотивации персонала в систему управления персоналом. Исследование анализирует, как эти фактор...

Влияние 5S на производительность труда

В современном конкурентном рынке компаниям как никогда важно оставаться конкурентоспособными. Для этого привлекаются различные методы и инструменты качества. Многие производственные предприятия выбирают внедрение методологии организации рабочего мест...

Система 5S как первый шаг к бережливому производству

В статье представлена система 5S, внедрение которой позволяет организовать высокопродуктивную рабочую среду. Представлены ключевые выгоды внедрения системы 5S, как средства снижения расходов и повышения безопасности рабочей среды. Подробно описаны вс...

Система менеджмента качества как основа эффективного управления медицинским учреждением

Данное исследование посвящено изучению повышения эффективности работы медицинского учреждения. В статье анализируется система менеджмента качества (СМК), которая является одним из основных инструментов для повышения конкурентоспособности компании. Це...

Преимущества Lean-подхода в организации строительства

В данной статье рассмотрена возможность адаптации гибких методов управления, а именно Lean-подхода, в строительную индустрию. Описаны его основные преимущества перед классической моделью управления и варианты повышения эффективности строительного про...

Обзор метода и критериев эффективности обучения персонала

В статье рассматривается тема, которая является актуальной и востребованной, так как основным вектором развития в бизнесе является человеческий ресурс. Долгосрочное планирование в развитии персонала компании имеет важный стратегический ход для успеха...

Система KPI как инструмент управления эффективностью компании

В статье рассмотрены теоретические аспекты системы ключевых показателей эффективности и ее связь с концепцией ССП, а также процесс разработки системы на примере сельскохозяйственной организации.

Теоретическая модель влияния корпоративной культуры и лояльности персонала на эффективность стратегического управления персоналом организации

Целью данного исследования является разработка теоретической модели, объясняющей взаимосвязь между корпоративной культурой, уровнем лояльности персонала и эффективностью стратегического управления персоналом в организации. Статья основывается на обзо...

Система мотивации сотрудников

Для успешного бизнеса используются различные формы и методы, для реализации которых требуются соответствующие инструменты. Одной из наиболее эффективных является система мотивации сотрудников, которая способствует повышению эффективности управления в...

Похожие статьи

Интеграция модели VMI в систему управления цепи поставок в FMCG

В данной статье описаны вопросы совершенствования управления цепями поставок методом VMI. Компании в области продаж товаров повседневного спроса могут быть конкурентоспособными на рынке в случае увеличения прибыльности и сокращения затрат. Управление...

Роль системы вознаграждения и мотивации персонала в системе управления персоналом

Эффективное управление персоналом играет решающую роль в успехе организаций. В данной научной статье исследуется значение внедрения системы вознаграждения и мотивации персонала в систему управления персоналом. Исследование анализирует, как эти фактор...

Влияние 5S на производительность труда

В современном конкурентном рынке компаниям как никогда важно оставаться конкурентоспособными. Для этого привлекаются различные методы и инструменты качества. Многие производственные предприятия выбирают внедрение методологии организации рабочего мест...

Система 5S как первый шаг к бережливому производству

В статье представлена система 5S, внедрение которой позволяет организовать высокопродуктивную рабочую среду. Представлены ключевые выгоды внедрения системы 5S, как средства снижения расходов и повышения безопасности рабочей среды. Подробно описаны вс...

Система менеджмента качества как основа эффективного управления медицинским учреждением

Данное исследование посвящено изучению повышения эффективности работы медицинского учреждения. В статье анализируется система менеджмента качества (СМК), которая является одним из основных инструментов для повышения конкурентоспособности компании. Це...

Преимущества Lean-подхода в организации строительства

В данной статье рассмотрена возможность адаптации гибких методов управления, а именно Lean-подхода, в строительную индустрию. Описаны его основные преимущества перед классической моделью управления и варианты повышения эффективности строительного про...

Обзор метода и критериев эффективности обучения персонала

В статье рассматривается тема, которая является актуальной и востребованной, так как основным вектором развития в бизнесе является человеческий ресурс. Долгосрочное планирование в развитии персонала компании имеет важный стратегический ход для успеха...

Система KPI как инструмент управления эффективностью компании

В статье рассмотрены теоретические аспекты системы ключевых показателей эффективности и ее связь с концепцией ССП, а также процесс разработки системы на примере сельскохозяйственной организации.

Теоретическая модель влияния корпоративной культуры и лояльности персонала на эффективность стратегического управления персоналом организации

Целью данного исследования является разработка теоретической модели, объясняющей взаимосвязь между корпоративной культурой, уровнем лояльности персонала и эффективностью стратегического управления персоналом в организации. Статья основывается на обзо...

Система мотивации сотрудников

Для успешного бизнеса используются различные формы и методы, для реализации которых требуются соответствующие инструменты. Одной из наиболее эффективных является система мотивации сотрудников, которая способствует повышению эффективности управления в...

Задать вопрос