Социальная адаптация умственно отсталых детей возможна при формирования системы их нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения, что осуществляется в длительном, систематическом процессе нравственного воспитания личности. У детей с умственной отсталостью вопрос социальной адаптации имеет приоритетное значение. Наличие органического поражения центральной нервной системы существенно затрудняет формирование правильного социально-нормативного поведения. Вместе с тем умственная отсталость, нарушая адаптационные способности ребенка вследствие стойкого расстройства функций головного мозга, в значительной степени изменяет социальное поведение человека.
Социальное поведение воспитанника определяется качеством воспитательной работы с ним на протяжении длительного времени. В то же время формирование социально-правового поведения умственно отсталого ребенка является затруднительным в связи с особенностью познавательного и эмоционально-волевого развития умственно отсталых детей, протекающего на биологически неполноценной основе аномальное функционирование нервно-психических процессов, что усиливает возможность влияния биологических факторов развития человека на его поведение.
Вопросы социального развития тесно связаны с процессом социализации воспитанника, под которой понимается усвоение ребенком общественно принятых норм поведения, через усвоение собственной роли в обществе. Поэтому далее будут рассмотрены основные особенности формирования личности умственно отсталых детей.
Умственно отсталые воспитанники в связи со свойственной им особенностью развития мышления, слабым усвоением общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в социально-общественном укладе окружающего мира. Их представления о том, что хорошо и что плохо, на первых порах носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила правильного поведения от воспитателей, родителей, дефектологов, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации. Поэтому и получается, что умственно отсталые дети по неразумению либо по неустойчивости нравственных понятий из-за внушаемости легко поддаются плохому влиянию и могут совершать неправильные действия и поступки.
На первых этапах процесс воспитания поведения у детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью обуславливается их органическими потребностями. Это достигается благодаря четкому соблюдению режимных моментов, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Четкий распорядок жизни является основой, на которой постепенно формируются правильные способы поведения. Дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью, хоть и медленно, но все-таки воспринимают необходимость выполнения определенных действий, связанных с режимными моментами выполнения их в нужной последовательности и в определенном темпе, который позволяет своевременно закончить тот или иной процесс.
Физиологическое значение режима очень важно: обеспечивая жизненный ритм, режим способствует правильному функционированию организма, четкому функционированию всех его органов и систем, создает условия для своевременного физического развития и полноценной психической деятельности воспитанника. Правильно организованный режим не только упорядочивает жизнь детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью, но в определенной степени определяет последовательность и содержание их индивидуальной и коллективной деятельности. Если ребенок в определенное время слышит фразу «нужно идти есть или спать» он легко поддается требованию, ведь по своим физиологическим потребностям он уже сам хочет этого, потому что этому предшествовала активная физическая деятельность и достаточный промежуток времени. Воспитанник, слыша в одно и то же время требования воспитателя о выполнении различных режимных моментов и выполняя эти требования, привыкает к ним, данные слова как символы начинают иметь для него определенное значение. Требования, которые в своей основе носят органические потребности становятся для воспитанников с умеренной или тяжелой умственной отсталостью действующими и выполнимыми.
Во время коррекционно-воспитательной работы воспитатели, помощники воспитателя, педагоги, психологи, должны придерживаться единой системы требований. Единая система требований является ключевой в коррекционно-воспитательной работе. Это создает нужную направленность, стимулирует воспитанников с умеренной или тяжелой умственной отсталостью не нарушать правила поведения в различных жизненных ситуациях и формирует правильную форму поведения.
При этом требования должны быть четкими, понятными, и неизменными для ребенка. Это является основой для формирования правильного поведения и привития полезных навыков и привычек, ведь если их применяет к воспитаннику весь педагогический коллектив, то они помогают ребенку усвоить нужные действия и овладеть правилами поведения.
Требуя от детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью выполнения действия или соблюдения правил поведения в определенной ситуации, воспитатель обязательно контролирует этот процесс. Только после того, как действие закрепляется и превращается в привычку контроль ослабевает, но не исключается вовсе.
Формирование поведения детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью происходит путем усложнения педагогических требований, режима, материально-бытовых условий, содержания и организации деятельности. При этом учитывается ограниченность зоны ближайшего развития данной категории детей. Простые, доступные задания, так же, как и сложные, не вызывают эмоционального удовлетворения у субъекта и не имеют воспитательного эффекта. Для достижения положительного результата используются такие задачи, которые учитывают особенности психически-эмоциональной сферы и имеют определенную сложность, преодолевая которую воспитанник получает эмоциональное удовлетворение.
Формирование правильного поведения не должно быть оторванным от среды, в которой воспитывается ребенок. Среда оказывается тем источником и тем условием установления сложной системы связей, которые постепенно формируют у ребенка правильное поведение. И эта форма поведения не только определяет, но как бы ведет за собой его развитие.
Достаточно часто при организации коррекционно-воспитательной работы по формированию у воспитанника той или иной формы поведения предшествует длительная, систематизированная работа, направленная на преодоление неправильного действия, полученного в семье. В тех семьях, где ребенок с умеренной или тяжелой умственной отсталостью становится объектом всестороннего ухода со стороны окружающих, полноценная коррекция его развития не возможна. Родители стремятся дать своему ребенку все возможное, учат его читать, занимаются с ним на компьютере, знакомят с природными явлениями окружающего мира и, в то же время, кормят его с ложки, одевают, умывают, чистят зубы. Что в свою очередь отрицательно сказывается на развитии и социальной адаптации ребенка. В специальных учреждениях коррекционно-воспитательная работа направлена на развитие и закрепление тех позитивных, наименее пораженных качеств личности, на которые можно опереться в процессе овладения элементарными навыками социального поведения.
Воспитывать, обучать и формировать личность умственно отсталого ребенка достаточно трудно, требуется затрата большого труда в длительный период времени. Трудности их воспитания обусловлены не только недоразвитием мышления, но и дисгармоническим ростом потребностей.
Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Она включает в себя ребенка с уровнем его актуального развития, и агенты социализации, это окружение данного ребенка. Так же актуально рассматривать адаптацию, как непрерывно связанный с социализацией процесс приспособления особого ребенка к среде его обитания
Выделяют три основных этапа физиологической адаптации: ориентировочный, неустойчивое приспособление и период относительно устойчивого приспособления.
Успешность процесса физиологической адаптации определяется факторами: уровнем развития познавательной сферы, состоянием здоровья, особенностями жизни ребенка в семье, отличием первичного режима жизни от школьного, особенностями протекания периода новорожденности, состоянием центральной нервной системы и перегрузкой учебными занятиями.
Основными причинами в затруднительной психологической адаптации является умственная отсталость ребенка.
Умственная отсталость — это стойкое, необратимое, нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга.
Это качественное изменение всей психики, всей личности в целом, это такое развитие, при котором страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.
Хотя это явление необратимое, но умственно отсталые дети могут развиваться и обучаться в пределах своих биологических возможностей, а также быть адаптированы при правильной организации врачебных, психолого-педагогических воздействий.
Правильное воспитание и обучение умственно отсталых детей в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них правильное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым, что является основой норм социально-правовой деятельности воспитанника.
Литература:
- Короткова А. В. Социальное развитие и воспитание дошкольников с ДЦП.- М.: Т. О. Сфера. 2007.- 144с.
- Никуленко Т. Г. Бандурин А. П. Коррекционная педагогика: 100 экзаменационных ответов: Экспресс-справочник для студентов вузов.- М.: ИКЦ МарТ ИЦ МарТ, 2008.- 192с.
- Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника.—М.: Просвещение, 1986.—192 с.
- Солдатова Е. Л., Лаврова Г. Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез / Серия «Высшее образование» — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 421с.
- Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника.—М.: Просвещение, 1986.—192 с.