В данной статье рассматривается актуальный вопрос необходимости контроля и предотвращения возможных рисков для успешной деятельности современных предприятий. В ходе исследования проведено описание возможных рисков, дана характеристика возможных действий для их недопущения. Эта информация может помочь составить представление о том, как руководителю предприятия снизить риски в деятельности его компании, что для этого необходимо сделать и на что рекомендуется обратить внимание.
Ключевые слова: компания, сотрудник, риск, работа, документ.
В современном мире многие предприятия подвержены различным видам рисков из-за высокой степени неопределенности. Успешное управление бизнесом должно обеспечивать надлежащую защиту от потенциальных рисков. Некоторые риски могут быть незначительными и лишь на время затруднить деятельность компании. Другие риски могут быть очень существенными и серьезно повлиять на деятельность организации. Как правило, компания может столкнуться с несколькими типами рисков, такими как:
– физический ущерб, причиненный природной или техногенной катастрофой;
– потеря высококлассных специалистов;
– мошенничество сотрудников;
– экономические колебания (изменение курса валюты, обвал рынка);
– финансовые риски (безнадежные долги, потеря имущества, налоговые или штрафные обязательства);
– юридические риски;
– риск потери деловой репутации и другие.
Компания должна подготовить и внедрить комплексную систему мер для выявления, оценки, мониторинга, смягчения и уменьшения воздействия различных рисков, которые могут угрожать ей. Для каждого вида риска должен быть принят соответствующий подход, позволяющий свести его к минимуму. [5]
Рассмотрим способы контроля и снижения возможных рисков:
– страхование. Беда может обрушиться в любой момент, чтобы обезопасить себя от любой неожиданной и нежелательной катастрофы, компании следует принять меры предосторожности. Правильное страховое покрытие может в значительной степени минимизировать риск. Следует рассмотреть страхование имущества и финансовых рисков; [4]
– Поощрение преемственности среди сотрудников. В целом потенциальная продолжительность работы организации больше, чем отдельного сотрудника. Не всегда люди остаются работать всю жизнь только в одной компании, часто они уходят с одной работы и идут в другую организацию. Смена работы может быть вызван изменениями в их жизни, переездом в другой город или страну, семейными обстоятельствами, состоянием здоровья, карьерными приоритетами или любой другой причиной. Если сотрудник отвечает за какую-то крайне важную функцию компании, его уход может нарушить нормальную работу предприятия. Каждая компания должна принять неизбежность перемещения сотрудников и построить свою работу так, чтобы она могла беспрепятственно продолжать свою деятельность без каких-либо значительных сбоев. Для этого необходимо разработать план преемственности для каждой важной функции или роли в компании. Следует определить все важнейшие функции внутри компании, которые нельзя оставлять зависимыми от одного человека. Каждый сотрудник, выполняющий такие важные функции в компании, должен иметь заместителя, работника, включенного и разбирающегося в этой работе. Заместитель должен быть подготовлен таким образом, чтобы он мог легко и быстро занять место уходящего сотрудника без потери качества работы. Кроме того, чтобы свести к минимуму риск потери знаний, информации и опыта, накопленных уходящим сотрудником, предприятию следует организовать работу систем и процессов так, чтобы они меньше зависели от отдельных лиц. Процессы должны быть спроектированы таким образом, чтобы вся важная информация: продукты, счета, клиенты, поставщики, рынок и т. д. автоматически сохранялась в системе и была доступна компании при любых обстоятельствах; [1]
– Соблюдение правил безопасности документооборота. Ведение бизнеса требует различных видов документов, бумаг, соглашений, сертификатов, лицензий. Оригиналы документов должны храниться в надежном (желательно несгораемом) сейфе. По крайней мере, два комплекта фотокопий должны храниться в двух разных местах, вне помещений компании. Это обеспечит хотя бы частичное восстановление, если оригиналы будут утеряны по какой-либо причине. Следует отсканировать все важные документы, это может быть полезно при быстрой отправке документов онлайн или по электронной почте. Можно также воспользоваться облачным хранилищем для тех документов, которые должны быть доступны большому количеству сотрудников; [2]
– Резервное копирование и обновление данных. По мере того, как информационные технологии становятся важной частью повседневных деловых операций, безопасность и сохранность данных приобретает все большее значение. Все данные, генерируемые компанией, должны быть надежно записаны, сохранены и иметь резервные копии. Это включает в себя все важные данные, такие как бухгалтерские и другие операции, отчеты, базы данных, электронные письма и другие. При постоянно меняющихся программных и аппаратных технологиях все данные должны постоянно обновляться таким образом, чтобы они были в формате, пригодном для использования в новейших программно-аппаратных средствах, используемых компанией; [3]
– защита прав интеллектуальной собственности. В бизнесе не только физические или материальные активы нуждаются в защите. Многие нематериальные активы также должны быть защищены, потому что если некоторые секреты компании станут известны другим, это может повлиять отрицательно на деятельность и успех компании. Фирменные наименования, дизайн, уникальные бизнес-процессы являются частью интеллектуальной собственности компании, которая должна быть защищена таким образом, чтобы они не могли быть использованы другими лицами без надлежащего разрешения и согласия. Защита прав интеллектуальной собственности приобретает все большее значение в современной основанной на знаниях и информации деловой среде. Права интеллектуальной собственности можно защищать с помощью: авторского права, товарного знака или патента; [1]
– деловое общение. Компания взаимодействует со многими внешними агентами. Безответственное общение любого из сотрудников может представлять большой риск для доходов или репутации компании. Ответственность за каждое сообщение, сделанное от имени компании сотрудником, лежит на компании. Организация должна принять меры для обеспечения того, чтобы каждое сообщение, поступающее в нее, принималось и рассматривалось должным образом. Иногда игнорирование сообщения или задержка с ответом на него могут оказаться дорогостоящими, например, какое-то уведомление, юридический документ или жалоба. Каждое исходящее сообщение, особенно в письменной форме, должно регулироваться. Компания должна разработать стандартные коммуникационные форматы для регулярного делового общения, например, коммерческое письмо, ответ на запрос клиента или жалобу, письмо-предложение, письмо о назначении и другие. [4]
Таким образом, соблюдение мер, способствующих снижению и предотвращению рисков, возникающих в бизнесе — необходимое условие для успешного функционирования любого предприятия. Руководитель компании должен обратить внимание на то, что можно сделать для того, чтобы не допустить проблем, которые могут возникнуть в деятельности компании, только так организация сможет выстоять и укрепить свои позиции на конкурентном рынке.
Литература:
- Андрейчиков, А. В. Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике: Основы стратегического инновационного менеджмента и маркетинга / А. В. Андрейчиков, О. Н. Андрейчикова. — М.: КД Либроком, 2018. — 248 c.
- Плахова, Л. В. Основы менеджмента: Учебное пособие / Л. В. Плахова, Т. М. Анурина, С. А. Легостаева. — М.: КноРус, 2017. — 204 c.
- Егоршин, А. П. Основы менеджмента: Учебник / А. П. Егоршин. — М.: Инфра-М, 2018. — 288 c.
- Сухов, В. Д. Основы менеджмента: Практикум: Учебное пособие / В. Д. Сухов. — М.: Академия, 2017. — 256 c.
- Риск в деятельности предприятия. Банкротство предприятий и его профилактика. — Текст: электронный // СтудопедиЯ: [сайт]. — URL: https://clck.ru/RQmK2 (дата обращения: 13.10.2020).