В работе представлены основные проблемы, которые возникают на предприятии во время кризисных ситуаций, анализируются пути решения проблем и методы, с помощью которых достигается это. Также указаны этапы антикризисного управления предприятием и задачи, решаемые на каждом этапе.
Ключевые слова: кризис, антикризисное управление, малый бизнес, банкротство, методы управления.
Чтобы наиболее эффективно управлять коммерческими компаниями, которые занимаются хозяйственной промышленностью, в наше время просто необходимо предупредить банкротство организации. В хозяйственном субъекте для предотвращения банкротства в качестве основных действий проводят постоянный контроль над финансовым состоянием предприятия, меняют старые стратегии управления (финансовые, управленческие и маркетинговые) бизнесом на новые, привлекают дополнительные денежные средства, повышают мотивацию сотрудников, тем самым увеличивая эффективность труда. Спецификой стратегического плана во время кризиса компании является его индикаторный характер.
Антикризисное управление компанией подразделяется на несколько субъектов: метод логических приращений, системная технология вмешательства, подход быстрых изменений и развитие организации. Во время жестких ограничений по времени (чаще всего это не более недели) используют подход Слэттера (подход, заключающийся в очень быстрых изменениях). Эта ситуация характеризуется тем, что кризис становится выражен [1].
Для решения таких вопросов чаще всего рекомендуют использовать авторитарный стиль управления. Для управления широким кругом задач с существующими рамками в основном используют системную технологию вмешательства. Этот метод применяют только в том случае, когда персонал компании сам вовлечен в процесс ввода новых тенденций, направленных на повышение эффективности компании [1].
Наиболее часто применяющийся метод — это метод логических приращений. Он заключается в том, что даже при отсутствии явной стратегии роста компании все равно можно выделить определенные цели, которыми движет организация и все силы направить на приближение к этой цели, а впоследствии и на ее достижение. Часто этот метод называют «текучкой» или «решением громадных задач». Все управление предприятием можно разделить на несколько этапов [2].
На первом этапе внедрения финансового менеджмента с целью предупреждения кризиса необходимо провести диагностику экономического положения компании. Она заключается в полном анализе внешней и внутренней политики компании. Во втором этапе в качестве предотвращения негативных исходов и поддержания прибыльности компании в предстоящем будущем разрабатывают тактику и стратегию проведения действий. К стратегии приписывают такие действия:
– повышение власти предприятия на рынке;
– диверсификация производства в глобальных масштабах;
– усовершенствование всего производства предприятия.
Во время экономического анализа некоторых коммерческих компаний было выявлено, что они находились на грани кризиса разного масштаба, но, несмотря на вышеперечисленное, они имеют общие проблемы:
– наличие большой части заемных средств из источника предприятия;
– слабый уровень коэффициента обновлений и большой процент степени износа средств предприятия [3].
Еще одним инструментом, способным повлиять на гибкость предприятия, чтобы избежать кризис, является бюджетирование. Здесь бюджет выступает в качестве плана, с помощью которого можно рассчитать предстоящие доходы и расходы на период времени. Преимуществом данного плана является его конкретизация, помимо этого правильно структурированный бюджет указывает на стороны бизнеса, которые приносят деньги, а какие их используют, что дает возможность отказаться от одних частей или расширить другие [4].
Кроме того, во время предбанкротства нельзя не отметить необходимость организации в материальной поддержке со стороны. Для того чтобы получить заемные средства от инвесторов необходимо составить грамотный бизнес-план, с помощью которого можно оценить рынок и возможности развития предприятия и с его помощью составить план действий и сбалансированную систему корректирующих мер по успешному преодолению кризиса.
В работе по успешной реализации проектов для минимизации риска попадания предприятия в кризисные ситуации нужна разработка грамотных и обоснованных мер со стороны менеджеров, главная суть которых заключается в контроле над выполнением данных мероприятий и корректировке возможных отклонений [5].
Чтобы устранить возможные риски и не допустить возникновения кризисных ситуаций, необходимо следовать определённым правилам, способствующих предупреждению банкротства:
– постоянный контроль системы управления и производства;
– разработанная тактика выявления и разрешения проблемных ситуаций;
– адаптированность фирмы на условия данного региона;
– система реагирования и мониторинга организации;
– профессиональный подход к затратам, производимым данным предприятием
Таким образом, можно сделать вывод, антикризисное управление является необходимой частью общего управления предприятиями малого бизнеса, поскольку предполагает систему управленческих мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных ситуаций и их причин.
Литература:
- Баймахамбетова Г. И. Антикризисное управление проектами в условиях кризиса // Инновационный менеджмент и технологии в эпоху глобализации материалы международной научно-практической конференции. 2016. С. 257–262.
- Kharisova L. M. Effective enterprise risk management and crisis management // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 4–2 (43). С. 26–29.
- Чебашкина Г. А., Никонова Ю. А. Антикризисное управление и эффективное управление рисками предприятия в сфере предпринимательской деятельности в народной экономике россии // Интернет-журнал Науковедение. 2017. Т. 9. № 3. С. 2.
- Ушанов П. В. Антикризисное управление как новая парадигма управления // Эффективное антикризисное управление. 2017. № 1. С. 66–79.
- Ивасенко, А. Г. Антикризисное управление: Учебное пособие / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова, М. В. Каркавин. — М.: КноРус, 2018. — 208 c.