Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему «Люби и знай свой Белгородский край» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (332) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 17.10.2020

Статья просмотрена: 876 раз

Библиографическое описание:

Цыганко, Н. Г. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему «Люби и знай свой Белгородский край» / Н. Г. Цыганко, С. С. Ходосова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 65-68. — URL: https://moluch.ru/archive/332/74283/ (дата обращения: 18.12.2024).



Данный конспект интегрированной НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе продолжает знакомить детей с историей и культурой родного края, приобщает детей к истокам и культуре своего народа.

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель : воспитание у детей нравственно-патриотических чувств, любви к малой Родине.

Задачи:

Образовательная:

− познакомить детей с историей Белгородского края.

− вызвать у детей интерес к родному краю.

Воспитательная:

− воспитывать бережное отношение к истории города, чувство любви и гордости за свой край.

− воспитывать любовь к поэзии о родном крае.

− воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине;

− формировать осознанное действие к природе родного края, желание беречь и охранять её;

Развивающая:

− развивать свободное общение со взрослыми и детьми;

− развивать кругозор, внимание, память.

− закреплять навык исследовательской деятельности:

Оздоровительная:

− развитие мелкой моторики;

− сохранение и укрепление психологического здоровья детей.

Методы и приёмы:

− практические: аутотренинг, дидактические игры и упражнения, релаксация, физкультминутка, создание художественного продукта.

− наглядные: рассматривание иллюстраций, показ, слушание музыки, наблюдение.

− словесные: беседа, объяснение, ситуативный разговор, речевая ситуация, чтение стихов и загадок.

Оборудование : изделия из глины, глина, шкатулка, секретная кнопка, разрезные картинки, мел, подносы, мокрые тряпочки, мешочек, камешки, земля разных видов, лупы, презентация, музыка, мультимидийное оборудование.

Ход НОД

Воспитатель:

Мы построим с вами круг,

слева друг и справа друг,

никуда не выходи ты из круга доброты.

Давайте пожелаем друг другу «Доброе утро»

Давайте пожелаем нашим гостям добра (Доброе утро)

Звучит песня М. Бернеса «С чего начинается Родина»

Беседа. О чём поётся в этой песне?

— Как вы думаете, что такое Родина?(Отвечают, рассуждают.

Учатся высказывать свои мысли.)

Россия. Родина. Родимый край, родная сторона, отчий дом — самые дорогие слова для каждого человека.

Для нас с вами родной край — это Белогорье. Это место где мы родились, где живут наши близкие, наши друзья. Этот край мы все любим, этим краем гордимся.

Край любимый! Белгородчина моя.

Как же сильно я люблю тебя.

Горы меловые и леса.

Рек твоих потоки, небеса.

Я на Белгородчине живу.

Здесь свободно и легко дышу.

Мы прославляем тебя, милый край

Белгордчина, живи и процветай.

Воспитатель: Молодцы. Да мы живем в удивительном крае. Ребята сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в прошлое по нашему родному краю.

Предлагаю вам отправиться в путешествие на машине времени.

(Дети проходят к “машине времени”).

Чтобы отправиться в прошлое, нам необходимо повернуть стрелки часов.

Но я забыла, в какую сторону необходимо их повернуть — вперед или назад. Вы мне поможете вспомнить?

Дети . Назад, в обратную сторону, потому что отправимся в прошлое .

Воспитатель. Дорога будет длинной, потому что было это очень давно.

Воспитатель. В нашей машине времени есть секретная кнопка, которая может остановить машину времени. Мы сможем её получить, если отгадаем, что находится в этой шкатулке.

Слушайте внимательно загадку.

Рта нет, языка нет,

А говорит о каждом. (Зеркало)

Молодцы, отгадали. Там находятся зеркала, но они не простые, а волшебные. Они помогут нам рассмотреть картинки из прошлого.

Ой, ребята, зеркала почему-то рассыпались, наверное, от времени!

Что же нам делать?

Дети. Собрать

Воспитатель. Конечно, молодцы, давайте соберем частички нашего прошлого в целую картину.

(Дидактическая игра “Разбитое зеркало” — разрезные картинки. Улица Белгорода, Белгородская крепость на меловой горе, Работы мелового завода, Общий вид Свято-Троицкого Белгородского мужского монастыря, Женский Рождество-Богородицкий монастырь.)

С заданием справились. Вот и волшебная кнопка, давайте на неё нажмём, чтобы остановить машину времени. Эту кнопку мы возьмём с собой она поможет нам в путешествии. Ребята, выходим из машины (звучит музыка Мусоргского «Богатырские ворота»)

— Куда же это мы попали? Вон виднеется какая-то крепость.(Слайд)

Вы догадались куда перенесла нас машина времени?

Ответы детей.

— Это Белгородская крепость.

Воспитатель:

— Когда ее построили? (ответы детей — более 400 лет назад по указу царя Федора Ивановича)

— Правильно, ребята.

Дети: (в костюме Богатыря)

Давным-давно на Русь очень часто нападали войска татаро-монголов, они грабили и сжигали города и посевы, уводили в рабство людей — россиян. Вот и приказал царь Федор Иванович построить крепость, чтобы преградить путь для врагов на Москву.

Воспитатель: На какой реке строилась крепость? (на Северском Донце)

— Почему крепость называется Белгородской (потому что строилась на белой меловой горе )

Седые меловые кручи, поднявшиеся над Северским Донцом, раздвинулись здесь, словно уступая место городу. Белые горы подарили ему имя. Молодцы ребята, мы вспомнили о том времени, когда только- только стал появляться наш край.

А нам пора идти дальше: ( Дети хором произносят слова, сопровождая их движениями.)

Мы по городу идем (маршируют),

Звонко песню мы поем (покачивания головой вправо-влево, напевая: ля-ля-ля).

Мы по улице шагаем (маршируют),

Ноги ровно поднимаем (оттягивают носочки каждой ноги).

Делай шаг — раз, два,

Взмах руками — три, четыре.

Повернулась голова (в любую сторону),

Руки вверх и ноги шире.

Прыгнем вместе высоко и побегаем легко.

А, сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы, и узнать какие же именно подземные богатства хранятся в земле белгородской.

Мало-подвижная игра «Полезные ископаемые»

− П. и. — топливо (руда)

− П. и, используемое в строительстве (песок)

− П. и., используемое как топливо, чаще в деревнях, в поездах (уголь)

− П. и., которым богата область в наибольшей степени (торф)

− П. и. белого цвета, давшее название городу, используется в строительстве и в школе (мел)

− П. и. для изготовления посуды (глина)

Воспитатель: А какими полезными ископаемыми мы с вами чаще всего встречаемся в детском саду.

Дети: мел и глина.

Воспитатель: А что вы знаете о меле?

Дети: Мы знаем, что мелом пишут в школе, рисуют на асфальте.

В промышленности мел используют для производства извести, цемента, соды, стекла, школьных мелков. Применяют как наполнитель для резины, пластмасс, бумаги, лакокрасочных материалов. В сельском хозяйстве для удобрения почв и подкормки животных, в парфюмерии — для приготовления зубных паст и порошков. Молотый мел широко применяется в качестве дешёвого материала для грунтовки, побелки, покраски стен домов, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов.

Воспитатель: Правильно, ребята, а какие свойства мела вы знаете?

Дети: Мел белый; твёрдый, но он мягче камня; когда им пишут, он крошится, сыпется, значит, он — хрупкий. Мел оставляет след, и он пачкается, растворяется в воде, внутри мела есть воздух.

Воспитатель:

Велико значение мела в жизни людей, но особенно удивляют необычные архитектурные объекты, которые человек построил благодаря богатству меловых отложений на протяжении многих веков, это исторически значимые памятники архитектуры, храмы и монастыри. Наиболее яркие из них находятся на территории Белогорье, а именно это монастырь Игнатия Богоносца, Свято-Троицкий Холковский монастырь, Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь.

Воспитатель: мел несёт историческую, культурную и архитектурную ценность. Как по достоинству можно его назвать?

Дети: «белым золотом» нашего края.

Воспитатель: А, что называют «черным золотом нашего края?»

Дети: почву.

Чтение воспитателем стихотворения Я. Абидова «Мать-земля».

Скажи мне, как правильно землю назвать?

Земля дорогая? Земля золотая?

Нет, лучше, наверное, сказать ей:

Родная! Земля — наша милая,

Добрая мать!

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что Белгородская земля — особенная — ее называют — «царь почв», кормилица России, национальное богатство.

А почему, как вы думаете?

Дети: Белгородская черноземная почва, плодородная и богатая.

Почвы Белогорья не все одинаковые, есть очень плодородная, есть не очень. А зависит это от ее состава, ведь чернозем бывает разный: чистый чернозем, с примесью песка, мела, глины. Я предлагаю вам образцы разного чернозема. Рассмотрите их, исследуйте и определите где какой?

Игра: «Определи какая почва»

− С примесями мела — имеет белесый оттенок, белые крупинки;

− Песчаная почва — сыпучая, с мелкими пылинками, при смачивании не склеивается;

− Глинистая — с крупными крупинками, при смачивании клейкая;

− Чистый чернозем — при поливе самый черный, трудно смывается из рук, при рассмотрении через лупу в нем отличается присутствие перегнивших листьев, корней.

Чернозем — это богатство края, такие почвы встречаются очень редко. Когда была Великая Отечественная война, фашисты даже вывозили ее в Германию, загружали целые железнодорожные составы, чтобы нашим черноземом обогатить свою землю, но наши люди боролись, не давали увозить наше богатство, взрывали составы, сами погибали ради земли-матушки, земли-кормилицы.

Берегите, ребята богатство края и земля вас всегда накормит.

Физкультминутка:

Стоит гора — старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает , (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).

Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)

Воспитатель: И ещё одно полезное ископаемое, которое мы используем в детском саду?

Дети: глина.

Воспитатель: Ребята, давайте по цепочке перечислим свойства глины?

Дети: мягкая, пластичная, лопается, примазывается.

Воспитатель: Один из самых древних промыслов края — гончарное производство — был наиболее распространен на Белогорье. Работали на дому, как правило, всей семьей. Труд гончара был очень тяжелым. От сырой глины в доме была постоянная сырость. Печь для обжига — это пыль от угля, которым она топилась.

Глину брали из близлежащего карьера и на себе или телеге доставляли, выгружали летом во дворе, зимой — в доме, поливали водой и вымешивали ногами.

Какие вы знаете изделия из глины?

Дети: виды гончарных изделий: бытовых (посуда — горшки, глечики, кринки, макитра, миска, чашка, горшки-формы); декоративных (кувшины «куманец»); игрушек (различные фигурки птиц и зверей, свистульки);

Воспитатель: Мы с вами тоже одна семья, и сейчас превратимся настоящих мастеров гончарного дела. Рассаживайтесь за столы, садитесь удобно, спины держите прямо. Какую посуду лепить, вы, ребята выберите на своё усмотрение, так же, как и способ лепки. Расскажите, мне о своих задумках, кто и что будет лепить и каким способом лепки?(вдавливания, и выбиранием, и ленточным). Ребята, хорошо обдумайте последовательность своей работы. Не забудьте хорошо промять глину. На сколько частей вы поделите кусок глины? Не забывайте, что в лепке изделия важную роль играет примазывание частей. Они должны быть хорошо зафиксированы и при высыхании изделия не обломятся.

(Самостоятельная работа детей, помощь, подсказка)

Какая красивая посуда у вас получилась, вы настоящие мастера своего дела.

Ну, что ж, с работой вы справились. Давайте возьмём её с собой домой.

Ведь нам пора возвращаться, в наш детский сад.

Чтобы попасть в машину времени, нужно нажать волшебную кнопку.( дети нажимают, проходят, на столе лежат часы)

Ребята, в какую сторону нужно повернуть стрелки часов вперед или назад?

Почему?

Нажимаем кнопку, закрываем глазки. И вот мы с вами в настоящем времени. Давайте возьмёмся за руки и выйдем из машины времени.

Вам понравилось наше путешествие?

А сейчас посмотрите на экран — это карта Белгородской области.

Как называется наш район, в котором мы живем?

Покажите его на карте?

А как называется наш поселок?

Воспитатель: Ребята я вам сейчас предлагаю поиграть в одну игру. Она называется «Назови улицу своего Посёлка». У меня в лукошке есть горошины, я их вам раздам, а вы будете их класть обратно и говорить название улицы нашего Поселка. Хорошо?

Ребята, вы должны заботиться и любить свою малую Родину. Наш поселок, наш Ракитянский район. Ведь вам предстоит вырасти и жить в нём!

Для России наш посёлок — частица,

А для нас он — родительский дом.

И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной, где мы живём.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, воспитатель, машина времени, родной край, мел, ребята, Белогорье, глина, детский сад, малая Родина.


Похожие статьи

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста на тему «Жизнь и подвиг Вити Захарченко»

Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста «Поможем спасти Петушка»

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Зима в лесу»

Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста на тему «Путешествие в царство русской избы»

Конспект комплексного занятия на тему «Первоцветы» (для детей старшего дошкольного возраста)

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по островам»

Конспект ООД для детей старшей группы на тему «Пресноводные и аквариумные рыбы»

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по развитию эмоционального интеллекта «Путешествие с Сомневайкой»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста на тему «В гостях у сказки» (образовательная область «Речевое развитие»)

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Путешествие по Самарской Луке» для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста на тему «Жизнь и подвиг Вити Захарченко»

Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста «Поможем спасти Петушка»

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Зима в лесу»

Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста на тему «Путешествие в царство русской избы»

Конспект комплексного занятия на тему «Первоцветы» (для детей старшего дошкольного возраста)

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по островам»

Конспект ООД для детей старшей группы на тему «Пресноводные и аквариумные рыбы»

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по развитию эмоционального интеллекта «Путешествие с Сомневайкой»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста на тему «В гостях у сказки» (образовательная область «Речевое развитие»)

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Путешествие по Самарской Луке» для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста

Задать вопрос