Основные коллегиальные органы в системе государственно-общественного управления образованием в России в XX веке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (333) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 18.10.2020

Статья просмотрена: 52 раза

Библиографическое описание:

Мочалина, А. А. Основные коллегиальные органы в системе государственно-общественного управления образованием в России в XX веке / А. А. Мочалина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 112-115. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74300/ (дата обращения: 18.12.2024).



К началу XX века Россия входит в новый этап исторического развития, переживает переосмысление ценностей и своего рода переворот в мышлении. Реформы, связанные с отменой крепостного права, приводят к резкому росту промышленности, становится на ноги промышленный капитализм, техническая революция коренным образом меняет жизнь большинства людей — пока, правда, в основном, в городах. Творчество властителей дум — писателей, поэтов и художников меняет умонастроения мыслящей и читающей части общества, которая постепенно осознает, что основная ценность и опора страны — это ее народ, простые люди, заслуживающие достойной жизни, в том числе — заслуживающие нормального, полноценного образования для своих детей. Правящие слои, в число которых все больше проникают разбогатевшие промышленники и купцы, также начинают понимать важность народного образования — им нужны грамотные и квалифицированные рабочие. Современно мыслящие русские генералы, предчувствуя надвигающиеся военные грозы, тоже понимают, что без определенного уровня знаний солдат русская армия будет проигрывать своим европейским и азиатским противникам на полях сражений. И в начале XX века российская система образования, преодолевая косность сложившегося к этому времени социального уклада, основанного на абсолютном самодержавии, продолжает свое решительное реформирование, начатое при императоре Александре II, царе-«освободителе», давшем русским крестьянам долгожданную свободу в конце XIX века. Важным элементом этих реформ стал приход в управление образованием представителей «земств», новых, демократических структур, представляющих широкие круги русского общества. Если еще в середине XIX века в «попечительские советы» при образовательных учреждениях входили, в основном, представители дворянства и духовенства, то в концу XIX века в «попечительских» советах уже активно работают «земцы» -купцы, врачи, инженеры, государственные служащие. И процесс демократизации получает свое развитие в XX веке. Реформы образования начала XX века базируются на программе, созданной выдающимся деятелем народного образования В. И. Чарнолусским. Именно он, вместе с еще одним видным российским ученым и педагогом Г. А. Фальборком, сформулировал и предложил основные идеи реформ, которые предвосхитили мысли западных реформаторов конца XX века и даже сейчас актуальны и современны. Это — демонополизация и децентрализация образования, широкое привлечение общественности и родителей к педагогической деятельности школы и управлению образованием, предоставление местному самоуправлению полномочий в школьном деле, а самой школе автономии; отделение школы от церкви, создание школьных советов и т. д., т. е. то, что сегодня мы называем демократизацией образования и государственно-общественным управлением.

Наиболее полно эти реформы были разработаны под руководством министра народного просвещения П. Н. Игнатьева в 1915–16 годах. В проекте реформы средней школы устанавливалась Единая средняя общеобразовательная школа (гимназия) с 7-летним сроком обучения с приоритетом предметов естественного и математического циклов («реальных знаний»). Предполагалась определённая дифференциация обучения — 4–7-е классы делились на три ветви: новогуманитарную, гуманитарно-классическую и реальную. Подобный подход, как мы видим, сегодня, был, в целом правильным, и сегодня мы можем констатировать, что выдающиеся русские ученые-педагоги начала XX века предвосхитили нашу современную действительность.

Русская педагогическая общественность, в том числе — и авторы описанных выше реформ, с энтузиазмом встретили Февральскую революцию, свергнувшую самодержавие. Как и многие представители русской интеллигенции, русские педагоги, в большинстве своем понимали необходимость демократических перемен, и в общественной жизни вообще, и в образовании — в частности. В. И. Чарнолусский, например, был одним из организаторов первого в России марксистского издания «Знание», очень активно критиковал правительственную политику образования, и даже был за это сослан в ссылку. После Февральской революции 1917 года, В. И. Чарнолусский входит в Комитет по народному образованию при Министерстве народного просвещения Временного правительства и ведет активную работу по развитию народного образования, являясь председателем бюро и руководителем двух комиссий. Именно под его руководством были разработаны основные принципы реформы образования, воплотившиеся в Декларации и Временном положении «О единой общественной общеобразовательной школе» (октябрь 1917). Этот интересный документ, положения которого не были реализованы в силу резкого изменения политической ситуации, связанной с приходом к власти большевиков, интересен сегодня для нас тем, что, среди прочих демократических реформ, мы находим описание состава и функций так называемого «педагогического совет. Этот коллегиальный орган управления образовательным учреждением должен был сменить уже уходящие в силу объективных политических и экономических причин «попечительские советы», активно работавшие в большинстве российских образовательных учреждений со времен «земской» реформы. Состав нового коллегиального органа значительно расширяется, он получает новые широкие полномочия.

В частности, по идее авторов, в состав «педагогического совета» входят не только педагоги, но и представители родителей, и ученики, участвующие в заседаниях «педагогического совета» и имеющие право голоса. Это очень напоминает нам сегодняшний состав школьных управляющих советов, есть сходства и в функциях этих советов. Так, в формулировке 1917 года «педагогический совет… пользуется полной самостоятельностью в разрешении вопросов внутренней школьной организации» [1], но при этом в его полномочия не входит полноценное решение хозяйственных вопросов, здесь он лишь «играет роль активного помощника местного общества в области народного образования».

И это тоже очень напоминает сегодняшнее положение с ролью современного школьного управляющего совета в России. Вообще, следует отметить, что короткий исторический период нахождения у власти в России временного правительства был чрезвычайно плодотворен для прогрессивных русских педагогов-теоретиков, но, увы, в основном в плане развития теоретических походов к новой, демократической школе. На практике удалось реализовать лишь реформу русского языка и отменить обязательные уроки «закона божьего».

Грянувшая в октябре 1917 года социалистическая революция, приход к власти «большевиков», исповедовавших, в основном, идеологический, и, вследствие этого, достаточно догматический, и, в то же время очень идеалистический подход, во многом перечеркнула начавшиеся было демократические реформы образования. Однако, на первом этапе (конец 1917–1918 года), взгляды «большевиков» на народное образование, которые нашли свое отражение в первой программной декларация советского правительства по вопросам образования — «Основные принципы Единой трудовой школы» (1918) (главный составитель-А. В. Луначарский), хотя и были проникнуты духом революционной романтики, все же сочетали в себе не только идеи «трудовой школы» и «свободного воспитания», но и предполагали широкое участие учащихся, педагогов и родителей в управлении школой, причем на демократической, выборной основе. Думается, что во многом именно поэтому родоначальники и идеологи демократических реформ начала XX века В. И. Чарнолусский и Г. А. Фальборк приняли октябрьскую революцию и затем долго и плодотворно трудились в советском образовании. Итак, становление советской школы началось на довольно прогрессивной для своего времени теоретической основе, предполагающей участие общественности в управлении образованием, которому советская власть уделяла огромное внимание, несмотря на чудовищные трудности, связанные с гражданской войной и последовавшей за ней разрухой.

Уже в феврале 1918 года, в разгар гражданской войны, было опубликовано Постановление Государственной Комиссии по просвещению о выборности всех педагогических и административно-педагогических должностей, в соответствии с которым выборы должны были состояться не позже июля 1918 года. В этот период складывается новая система руководства народным образованием — Отделы и Советы народного образования, партийные организации, профессиональные союзы. И, обратим внимание, вводится коллегиальное управление советской школой, которое на начальном этапе происходило в форме Педагогического Совета школы (и здесь мы видим прямую отсылку к документу Временного правительства 1917 года!). В состав педагогического совета входят с правом решающего голоса по одному представителю от хозяйственного комитета, от родительского комитета и от учащихся старших классов, а также три представителя от местного Совета Рабочих, Солдатских и Крестьянских депутатов [2].

Таким образом, очевидна прямая преемственность в некоторых аспектах развития народного образования с предыдущим историческим отрезком, что неудивительно, так как пути развития образования во многом пока еще определяли педагоги-новаторы начала XX века, искренне принявшие социалистическую революцию и разделяющие пока еще гуманистические взгляды большевиков.

Но жизнь не стоит на месте. Исторический процесс начала XX века был полон драматическими событиями и стремительными изменениями во всех сферах общественной жизни. К концу 20-х годов победившая и укрепившаяся советская власть начинает приводить в соответствие с властной вертикалью и экономику, и идеологию, и образование. Государство берет на себя практически все рычаги управления — и экономикой, и идеологией, и образованием оставляя общественной составляющей строго вспомогательные функции. Уходят в науку или в почетную, но, увы, не связанную с принятием решений деятельность великие педагоги-реформаторы (В. И. Чарнолусский после революции работает главным библиотекарем Ленинской библиотеки, Г. А. Фальборк работает председателем научного общества в Абхазии). Сворачивается новая экономическая политика, коммунистическая идеология приобретает тотально-руководящий характер, воздействуя на ребенка с младшей школы до старшей школы и института (октябрята, пионеры, комсомольцы), а участие общества в управлении образованием приобретает четко установленные и регламентированные формы, которые останутся незыблемыми долгие 80 лет. Они покажут свою эффективность в трудные годы индустриализации, Великой Отечественной Войны и восстановления народного хозяйства, а затем переживут этап стагнации и потери эффективности в конце XX века.

И мы, и наши родители, и наши дедушки и бабушки твердо знали, что такое педагогический совет школы (это место, где собираются учителя и решают педагогические вопросы), родительский комитет(который представляет родителей и помогает школе в решении разных вопросов), иногда мы что-то слышали про ученическое самоуправление (но совсем мало, зато много-много времени занимали у нас октябрятские, пионерские и комсомольские дела), часто ощущали на себе шефство тех или иных организаций (но здесь как повезет). И так же мы твердо знали, что за все и всегда единолично отвечает директор школы. Эта система работала долго, но всему приходит свой конец…

И на переломе веков, вместе с решительной сменой общественно-политической формации, управление образованием в России начнет возвращение к истокам, к осовремененным демократическим идеям начала XX века. Сегодня главный коллегиальный орган государственно-общественного управления — школьный управляющий совет. Это неотъемлемая часть общественной жизни, важнейший орган управления школой, у которого впереди еще долгий, и, хочется верить, успешный, путь развития.

Литература:

  1. Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/demokraticheskiy-manifest-s-dramatichnoy-sudboy-zakon-o-edinoy-obschestvennoy-obrazovatelnoy-shkole-oktyabr-1917-g/viewer
  2. Электронный ресурс: Федорова Н. М. «Становление государственно-общественного управления школьным образованием в России https://pandia.ru/text/77/429/12047.php
  3. М. А. Гончаров «Государственно-общественное управление педагогическим образованием в России в XVIII-начале XX века, Москва, изд. «Пробел-2000», 2015 г.
Основные термины (генерируются автоматически): народное образование, Россия, управление образованием, век, Временное правительство, общественная жизнь, государственно-общественное управление, гражданская война, народное просвещение, Февральская революция.


Похожие статьи

Основные пути развития системы мотивации и стимулирования труда в российском государственном и муниципальном управлении

Первые нормативные акты, регламентирующие деятельность судебной системы после Октябрьской революции

Создание института присяжных заседателей в 1864 году как условие формирования гражданского общества и правового государства в Российской Федерации

Специфика политических преступлений в Российской империи в конце XIX — начале XX вв. и система наказаний за их совершение

Модернизация системы подготовки педагогических кадров в России начала XX века

Обобщенный типовой механизм реализации муниципальной политики в сфере организации транспортного обслуживания населения современного крупного российского города

Развитие представлений о личностном и профессиональном облике учителя в отечественной педагогике XVIII начала XX века

Деятельность общественной организации «Агентство печати «Новости» по созданию положительного общественно-политического климата в Нижнем Поволжье в 1965–1985 гг.

Развитие системы предупреждения преступлений против общественной нравственности, совершаемых в отношении несовершеннолетних в СССР и России в XX веке

Зарубежный опыт взаимодействия государственных и общественных институтов по управлению качеством высшего образования

Похожие статьи

Основные пути развития системы мотивации и стимулирования труда в российском государственном и муниципальном управлении

Первые нормативные акты, регламентирующие деятельность судебной системы после Октябрьской революции

Создание института присяжных заседателей в 1864 году как условие формирования гражданского общества и правового государства в Российской Федерации

Специфика политических преступлений в Российской империи в конце XIX — начале XX вв. и система наказаний за их совершение

Модернизация системы подготовки педагогических кадров в России начала XX века

Обобщенный типовой механизм реализации муниципальной политики в сфере организации транспортного обслуживания населения современного крупного российского города

Развитие представлений о личностном и профессиональном облике учителя в отечественной педагогике XVIII начала XX века

Деятельность общественной организации «Агентство печати «Новости» по созданию положительного общественно-политического климата в Нижнем Поволжье в 1965–1985 гг.

Развитие системы предупреждения преступлений против общественной нравственности, совершаемых в отношении несовершеннолетних в СССР и России в XX веке

Зарубежный опыт взаимодействия государственных и общественных институтов по управлению качеством высшего образования

Задать вопрос